![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В настоящее время значительную долю в генерации электроэнергии составляют возобновляемые источники энергии. Среди различных способов получения возобновляемой энергии наибольшее значение имеют ветровые электрогенераторы, доля которых в мире неуклонно растёт. Более 90% существующих в настоящее время преобразователей энергии ветра выполнены в виде крыльчатых ветротурбин роторного типа. Однако, многолетний опыт эксплуатации ветротурбин показал, что такой способ преобразования энергии ветра в электричество обладает рядом недостатков, таких как низкий КПД использования энергии ветра, сравнительно малая удельная мощность и генерация экологически вредного инфразвукового фона. Наличие вращающихся частей конструкции является существенным осложняющим фактором при эксплуатации ветротурбин в условиях севера или песчаной пустыни. Существенные ограничения связаны с небольшой скоростью ветра, допустимой для безопасной эксплуатации ветротурбин. Начиная с середины 2000-х годов в мировой научной литературе активно исследуются принципиально другие подходы к созданию ветровых электростанций, основанные на явлении возбуждения незатухающих автоколебаний, в частности флаттера, упругих конструкций в воздушном потоке. При этом преобразование энергии механических колебаний в электричество осуществляется с помощью пьезоэлектрических элементов, постоянных магнитов и т.п. Настоящий проект направлен на разработку аналитических и вычислительных методов проектирования и оптимизации конструкций, не содержащих скользящих соединений, шарнирных или подшипниковых узлов, а обеспечивающих отбор полезной энергии за счёт упругих автоколебаний монолитных конструкций в ветровом потоке. Перечень задач проекта включает проведение аэрофизических экспериментов и верификацию разработанных теоретических методов, оптимизацию конструкций с точки зрения прочности и получаемой полезной мощности, создание макета-демонстратора, обладающего оптимальными в данном классе конструкций характеристиками. Актуальность проекта вызвана наличием обширных регионов (крайний север, тундра, песчаные пустыни), в которых практически невозможно применение традиционных ветроэнергетических установок роторного типа из-за слишком сильных ветров, тяжелых климатических условий (обледенение, снежные и песчаные включения и пр.). Разрабатываемое в проекте направление создаёт необходимую научную основу для создания ветрогенераторов нового типа, способных работать в тяжёлых климатических условиях и могут использоваться в труднодоступных регионах. Известные работы по извлечению энергии за счет возбуждения аэроупругих автоколебаний, как правило, ограничены рассмотрением лишь простейших постановок задач, не верифицированных экспериментально. Параметры имеющихся опытных образцов не оптимизированы и, как следствие, далеки от возможности практического внедрения этих образцов. Научная новизна предлагаемого проекта заключается в создании вычислительных методов и расчётных моделей для исследования обтекания потоком воздуха колеблющихся упругих тел, как хорошо, так и плохо обтекаемой формы. Будет проведено комплексное расчетно-экспериментальное исследование двух типов автоколебательных ветровых энергоустановок, не содержащих движущихся частей и шарнирных механизмов, оптимизация их параметров и создание действующего макета-демонстратора с оптимизированными параметрами извлекаемой энергии. В результате выполнения проекта впервые будут созданы верифицированные расчётные методы и модели, которые могут стать основой для создания новых типов ветровых электрогенераторов.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 октября 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Исследование новых типов источников энергии, основанных на принципе аэроупругих колебаний в ветровом потоке |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Исследование новых типов источников энергии, основанных на принципе аэроупругих колебаний в ветровом потоке |
Результаты этапа: Теоретическая часть. • Проведены теоретические расчеты линейных задач и оптимизация параметров конструкций для дальнейших экспериментальных и численных исследований. • Для первой изучаемой конструкции – системы плохо обтекаемых тросов – определены материал, форма поперечного сечения, натяжение, которое обеспечивает резонансные условия обтекания при испытаниях в аэродинамической трубе А-4 НИИ механики МГУ. • Для второй конструкции – мембран, расположенных поперек потока под нулевым углом атаки, разработана программа расчета линейной аэроупругой устойчивости. Найдены границы дивергенции и флаттера. Выбраны оптимальные параметры мембран. Расчетная часть. Задача 1: • Воспроизведены незатухающие квазипериодические автоколебания упруго подвешенного цилиндра в потоке несжимаемой жидкости. • Исследовано влияние боковых стенок в форме неподвижных эллипсов на амплитуду колебаний. Найдены условия увеличения амплитуды. Проанализирован гидродинамический механизм поддержания автоколебаний. • Изучено влияние отбора мощности колебаний на их характер. Найден коэффициент отбора, при котором отбираемая мощность максимальна. • Исследованы совместные автоколебания поперечного тандема двух параллельных цилиндров. Обнаружены случаи интенсификации автоколебаний по сравнению с одиночным круговым цилиндром. Задача 2: • Построена расчетная модель колебаний мембраны в потоке воздуха, моделирующая эксперименты Drachinsky&Raveh (J. Fluids Struct., 2016) для ее верификации и дальнейшего использования для оптимизации параметров мембраны с точки зрения извлекаемой энергии. • Проведено исследование сходимости по сетке. • Получены первые результаты расчетов. Экспериментальная часть: • Проведены промеры поля скорости и модицифирована рабочая часть аэродинамической трубы А-4 НИИ механики для проведения экспериментов. • Закуплены бесконтактные лазерные датчики перемещений, отлажена система измерений. • Проведены эксперименты по колебанию одиночного троса, в которых получена корелляция с известными ранее результатами (Zhou C. Y. et.al., 1999). | ||
3 | 1 января 2020 г.-1 октября 2020 г. | Исследование новых типов источников энергии, основанных на принципе аэроупругих колебаний в ветровом потоке |
Результаты этапа: Были проведены теоретические и экспериментальные исследования двух аэроупругих систем – упругих плохо обтекаемых шнуров (одиночных и вблизи жесткой пластины) и мембран в режиме флаттерных колебаний. В обоих системах исследовано влияние параметров на развитие автоколебаний. Разработан демонстратор технологии, показывающий возможность генерации электроэнергии из флаттерных колебаний мембраны в ветровом потоке. В результате выполнения проекта были получены следующие новые научные результаты: • Обнаружен и объяснён неизвестный ранее механизм перехода к дивергенции в аэроупругих системах. • Впервые численно воспроизведены и объяснены аномально интенсивные колебания упруго закреплённых цилиндров в потоке вязкой жидкости, ранее наблюдавшиеся экспериментально. • Экспериментально обнаружены две зоны усиления колебаний упруго закреплённого цилиндра вблизи твердой пластины. Этот эффект подтверждён в численных расчётах. • Изготовлен и испытан демонстратор извлечения энергии из флаттерных колебаний мембраны в ветровом потоке. В результате выполнения проекта были опубликованы 3 журнальные статьи (одна из них – в Q1), сданы в печать 2 статьи (обе – в Q1), 2 статьи готовятся к публикации. Кроме того, были опубликованы 3 статьи в сборниках трудов конференций и 11 тезисов докладов. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".