ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Цели исследования: (1) разработка психологических методов и средств прогностической оценки эффективности труда современного профессионала, работающего в динамичной организационной среде, характеризующейся высоким инновационным потенциалом; (2) создание психологических технологий, способствующих повышению эффективности труда и сохранению профессионального здоровья сотрудников российских организаций, выполняющих трудовые задачи в условиях действия риск-факторов повышенной напряженности труда.
The research aims are the following: (1) development of psychological methods and means of assessment and prediction of professionals’ work efficiency in dynamic organizational environment with high innovative potential; (2) elaboration of psychological prevention technologies, targeted to increase of work efficiency and to maintain occupational health of Russian employees, working under risk-factors of high work strain.
• Обоснование парадигмы проведения системного поуровневого психологического анализа труда и характера организационных взаимодействий в условиях технологической модернизации и развития отраслевой и организационной инновационной активности как теоретико-методологической основы исследования. • Верифицированная трехуровневая модель анализа взаимосвязей мотивационно-ценностных установок персонала организаций как предикторов успешности труда, сохранения здоровья и личностного благополучия, повышения эффективности труда профессионалов. • Разработанные базовые принципы создания надежных схем и программ прогностической и итоговой оценки эффективности профессионального труда. • Эмпирически выявленные (а) психологические предикторы высокой эффективности труда в процессе внедрения технологических и организационных инноваций и (б) психологические факторы снижения эффективности труда в нестабильной организационной среде. • Разработанная система психологических прогностических и результирующих критериев объективного и субъективного уровня, применяемых для оценки эффективности труда и профессиональной успешности профессионалов (в том числе специалистов непроизводственной сферы) с учетом анализа особенностей материальных и нематериальных результатов труда. • Методы, средства и психодиагностические алгоритмы для оценки и прогноза динамики эффективности труда в нормальных и стрессогенных условиях выполнения трудовых задач. • Программы развития психологической готовности к креативному труду на разных этапах профессионализации, включая начальные периоды профессионального развития. • Программы развития психологических ресурсов сотрудников и навыков саморегуляции, обеспечивающие конструктивное профессиональное развития, рост профессиональной успешности, повышение эффективности труда в напряженных рабочих ситуациях. Публикаций WoS:2; Публикаций Scopus:3; Публикаций РИНЦ: 10; Защита кандидатских диссертаций: 1
На основе концептуального анализа основных подходов к изучению трудовой деятельности в условиях развития новых организационных форм подготовлена теоретическая база оценки эффективности труда профессионалов, работающих в организациях производственной и непроизводственной сферы (А.Б.Леонова, 2011; Б.И.Беспалов, 2009; И.В.Евсевичева, 2008; О.Г.Носкова, 2004; О.Н.Чернышева, 2008). Проведена оценка целесообразности использования иерархической системы анализа организационных взаимодействий (А.Б.Леонова, 2005) как основы для эмпирического изучения требований профессионального и организационного характера. Выполнен отбор информативных психодиагностических методов и апробированы алгоритмы интегрированного статистического анализа, применение которых целесообразно для выделения критериев оценки и прогноза эффективности трудовой деятельности (А.Б.Леонова, 1988, 2000, 2007, 2013; М.М.Абдуллаева, 2008, 2011; Ю.Д.Бабаева, 2014; В.В.Барабанщикова, 2010; Б.Б.Величковский, 2007; М.А.Титова, 2012; А.Г.Шмелев, 2013). Определен прогностический потенциал концептуально-методической схемы анализа адаптационных ресурсов профессионала, включающей поэтапный анализ факторов напряженности труда, субъективного образа причин развития трудового стресса, преобладающих мотивационных установок и стратегий копинг-поведения в напряженных рабочих ситуациях, психологических предикторов адаптации к профессиональным и организационным риск-факторам, итоговой эффективности труда (А.Б.Леонова, 2013; М.М.Абдуллаева, 2012; А.С.Кузнецова, 2011). Определены программы развития адаптационного потенциала на основе разработки разноуровневых процедур обучения навыкам психологической саморегуляции функционального состояния как основа для разработки модульных тренинговых программ, направленных на развитие способности профессионалов к целевой саморегуляции для снижения психологической «цены деятельности» и повышения эффективности труда в динамичной инновационной среде (А.Б.Леонова, А.С.Кузнецова, 2009; М.А.Титова, 2012).
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: В отчётном 2016 году научно-исследовательская работа была проведена по следующим научным направлениям; психология труда, организационная психология, психология профессионального здоровья, инженерная психология и эргономика. По каждому основному направлению были развернуты исследования, ориентированные (1) на обоснование эффективных средств итоговой и прогностической оценки эффективности трудовой деятельности специалистов, относящихся к разным профессиональным группам, работающих в российских организациях разного типа и этапа развития; (2) на разработку психологических средств, методов и технологий, позволяющих обеспечить повышение эффективности труда профессионалов, включая профориентационные технологии, позволяющие обеспечить успешный первичный выбор профессиональной области школьниками и создать предпосылки для принятия адекватного решения в ситуациях профессиональной переориентации взрослых; (3) на выявление основных причин в динамично развивающихся организационных средах, выступающих как предикторы профессиональной успешности профессионалов, находящихся на разных стадиях профессионального развития. Выполненные научные исследования и практические разработки были объединены в следующие рубрики: 1) По направлению «Психология труда»: •Анализ проблемных зон в сфере научного исследования профессионального труда и человека как субъекта труда в современной организационной среде. •Оценка эффективности психологического сопровождения профориентации и карьерного консультирования школьников и взрослых. •Разработки технологий и методов профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. •Обоснование концептуальных моделей учебной и трудовой деятельности, соответствующих современным задачам образования и развития человека и разработки методов профессионального развития. •Разработки методов и технологий психодиагностики в профессиональной среде. •Анализ понятийных и творческих способностей как составляющих индивидуального интеллектуального ресурса субъекта труда. 2) По направлению «Организационная психология»: •Разработка моделей привлекательности организационной культуры в организациях разного типа. •Исследования организационного доверия в контексте повышения эффективности функционирования организации. •Оценки надежности и безопасности профессиональной деятельности персонала энергобъектов. 3) По направлению «Психология профессионального здоровья»: •Исследование психологических ресурсов профессионалов, способствующих развитию жизнестойкости и укреплению адаптационного потенциала. •Исследования мотивационных ориентаций профессионалов на совершенствование компетенций в области эффективной целевой саморегуляции функционального состояния . •Анализ видов профессиональных деформаций в профессиях инновационного типа. 4) По направлению «Инженерная психология и эргономика»: •Исследования психологических проблем безопасности труда на современных сборочных предприятиях. •Развитие эргономического подхода при совершенствовании навигации на транспорте. •Оценка эффективности распределения когнитивных ресурсов при выполнении рабочих задач с использованием Интернет-ресурсов. •Оценка удобочитаемости шрифтов светлого и сверхсветлого начертания пользовательских интерфейсах. •Исследование особенностей координации «глаз-курсор» при решении поисковых задач в различных сценариях человек-компьютерного взаимодействия. •Выявление взаимосвязи когнитивных стилей и движений глаз пользователей в процессе поиска информации на веб-страницах. •Разработка технологий айтрекинга как инновационных методов оценки перцептивных процессов при взаимодействии со сложными компьютеризированными системами. | ||
2 | 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: Подготовлены и проведены исследования, направленные на: (1) обоснование и разработку психологических технологий диагностики и интегральной оценки эффективности профессионального труда персонала организаций и предприятий в сферах экономики, бизнеса, культуры и науки; (2) создание инновационных программ повышения эффективности трудовой деятельности, основанных на внедрении психологических технологий развития организационного потенциала сотрудников, работающих в напряженных условиях отраслевых и организационных трансформаций, на базе применения комплексных методов развития адаптационных ресурсов разных категорий служащих организаций; (3) определение психологических предикторов повышения профессиональной успешности специалистов госслужбы (на базе результатов проведения эмпирических обследований сотрудников организаций, работающих в системе силовых министерств и ведомств, надзорных и контрольных органов); (4) разработку системы мероприятий для обеспечения психологической поддержки профессионалов социономического профиля, которые отвечают требованиям обеспечения их эффективного взаимодействия в процессе оказания помощи населению (включая образовательные, медицинские, консультативные, информационные и коммуникационные услуги); (5) подготовку и апробацию эргономических технологий совершенствования рабочей среды и технической оснащенности рабочих мест для повышения эффективности труда сотрудников производственных организаций, нацеленных на внедрение методов и средств для минимизации рисков ошибочных действий как причин производственного травматизма; (6) создание психологических технологий повышения индивидуальных ресурсов стрессоустойчивости профессионалов и формирования навыков оптимизации функционального состояния в целях поддержки работоспособности и устранения факторов риска срыва деятельности в условиях повышенной напряженности труда. Общий объем обследованной в 2017 г. выборки составил более 7000 чел. | ||
3 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: Цикл эмпирических работ выполнен на базе комплексных обследований сотрудников организаций разного типа и форм собственности, служащих разного должностного статуса и опыта работы, включенных в систему профессиональные взаимодействия на трех основных уровнях функционирования организации (уровни «человек – работа», «специалист – рабочая группа», «служащий – организация»). В состав обследованной выборки включены: руководители низового, среднего и высшего звена; специалисты, работающие в производственных, коммерческих, проектных, медицинских и образовательных организациях и предприятиях; студенты разного профиля подготовки и школьники, находящиеся на этапе выбора профессии (общее число обследованных - 4942 человека). В соответствии с основными целями и задачами работ, запланированных на 3-ий этап выполнения заявленной темы, были проведены циклы исследований по следующим направлениям анализа содержания профессионального труда и условий его выполнения:: (1) разработка концептуального аппарата для проведения системно-функционального анализа особенностей реализации современных видов труда с целью выявления факторов риска для снижения надежности деятельности и поддержке эффективности труда в динамичной профессиональной среде; (2) проведение цикла эмпирических исследований, направленных на создание и верификацию комплекса методических средств на базе использования стандартизованных психодиагностических инструментов для определения зон повышенного риска с точки зрения успешности адаптации персонала к внедрению новых технологий в процессе решения трудовых задач и к организационным изменениям; (3) обоснование принципов и процедур подготовки комплексных программ оптимизационных мероприятий по профилактике и коррекции негативных последствий профессионального стресса, направленных на сохранность здоровья, личностного благополучия и обеспечение оптимального уровня работоспособности профессионалов в динамичной производственной и организационной среде. Исследования реализованы по следующей тематике: (1) разработка структурно-иерархической модели оценки факторов роста напряженности деятельности в динамичной инновационной среде; (2) оценка прогностического потенциала разработанных комплексных диагностико-превентивных систем «Интегральная диагностика и коррекция профессионального стресса» (ИДИКС) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности» (ИОСР); (3) анализ прогностических и результирующих психологических критериев оценки профессиональной успешности в инновационной организационной среде; (4) выявление и систематизация индикаторов психологического благополучиях и уровня стабильности психологических ресурсов как предикторов эффективности деятельности сотрудников в инновационной организационной среде; (5) оценка способности к эффективной саморегуляции функциональных состояний как профессиональной компетенции и фактора профессиональной успешности в напряженных и спокойных условиях труда; (6) анализ психологических проблем профилактики аварийности и травматизма в организациях, ориентированные на обоснование технологий развития безопасного рабочего поведения; (7) оптимизация средств навигации, используемых в среде городского скоростного транспорта для повышения эффективности ориентировки в сложной пространственной среде; (8) разработка психологических технологий и специализированных методик для оценки профессиональных компетенций и психологических ресурсов, способствующих повышению эффективности труда и выявления надежных предикторов успешности работы в инновационной среде; (9) анализ психологических особенностей школьников как потенциальных предикторов их будущей профессиональной успешности и обоснование новых технологий оценки эффективности профориентационной работы и карьерного консультировании; (10) подготовка и апробация специализированных программ по профилактике и коррекции синдромов профессионального стресса, рекомендованных для сотрудников организаций разного типа; (11) развитие методологии научного знания о трудовой деятельности в современных профессиях как основы для создания психологической систематизации подходов к разработке алгоритмов оценки психологических ресурсов профессиональной эффективности. По результатам обобщения собранных данных предложены основания для дифференциации психологических критериев оценки эффективности труда и профессиональной успешности, обоснованы принципы применения психологических критериев разного уровня для экспертизы эффективности и качества выполнения рабочих задач и оценки уровня ресурсного обеспечения, требуемого для их выполнения. Разработаны модифицированные модули для прогнозирования динамики работоспособности, включающие традиционные и новые методы и психологические технологии восстановления оптимального функционального состояния в спокойных условиях выполнения работы и в напряженных трудовых ситуациях. Результаты научных исследований сотрудников кафедры психологии труда и инженерной психологии (а также сотрудников других подразделений факультета психологии, при крепленные к данной НИР) опубликованы в основных разделах 3 учебников и 1 научной монографии, 1 методическом руководстве, 22 статьях (3 из них опубликованы в журналах, входящих в базы цитирования WoS, Scopus, RSCI; 19 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ). Научные разработки участников НИР представлены на 23 конференциях, из них: - 13 Международных конференций (включая 29-й Международный конгресс по прикладной психологии, Монреаль (Канада)): 6 Всероссийских конференций; 3 региональных и 2 отраслевых конференций. Результаты научных исследований были представлены в 41 докладе и мастер-классах, из них: 4 приглашенных доклада и 5 приглашенных мастер-классов; 5 пленарных докладов, 26 устных докладов на секциях; 1 стендовый доклад. | ||
4 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: В отчётном 2019 году участники НИР «Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений» (руководитель НИР – заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии, доктор психологических наук, профессор А.Б. Леонова) выполнили научные исследования в соответствии с планом реализации 4-го этапа выполнения НИР кафедры на 2016-2022 гг. Исследования проведены по 4 основным направлениям: (1) Психология труда; (2) Организационная психология; (3) Инженерная психология, эргономика, когнитивная эргономика труда; (4) Профессиональная психодиагностика. В рамках данных направлений эмпирические и экспериментальные исследования и практические разработки были ориентированы на проработку следующих тем: (1) Разработка понятийного аппарата культурно-деятельностной теории трудовых и спортивных актов человека; (2) Анализ ситуаций профессиональной деятельности как основание для выявления типов профессий и особенностей профессиональной деятельности; (3) Применение психологической теории трудовых и спортивных актов человека к решению различных эмпирических и практических задач психологии труда и спорта; (4) Историко-психологический анализ перспектив применения субъектно-деятельностного и темпорального подходов для создания алгоритмов оценки перспектив развития современного профессионала; (5) Эмпирическое изучение соотношения индивидуально-личностных качеств субъекта труда и эффективности его работы; (6) Анализ взаимосвязей субъективной карьерной успешности и особенностей ресурсов саморегуляции функционального состояния; (7) Выявление факторов успешности спортсменов в напряженной соревновательной деятельности; (8) Изучение особенностей ресурсов саморегуляции функциональных состояний профессионалов; (9) Выявление взаимосвязей особенностей ресурсов саморегуляции функционального состояния и удовлетворенности работой; (10) Анализ представлений об оптимальном для процесса переговоров функциональном состоянии, характерных для специалистов с разным профессиональным опытом; (11) Анализ сочетания перфекционизма и прокрастинации в процессе реализации творческих проектов; (12) Выявление актуальных факторов профессионального самоопределения в напряженных условиях первичной ориентации или переориентации зрелых специалистов; (13) Психосемантическое описание структур профессионального опыта представителей социономической сферы с разным трудовым стажем и на разных этапах профессиональной подготовки; (14) Анализ ценностных ориентаций и эстетических предпочтений представителей творческих профессий и видов труда, содержащих выраженный творческий компонент; (15) Исследование феномена творческого кризиса как переходного периода в профессиональном развитии; (16) Анализ профессионального стресса, индивидуальной стресс-резистентности и актуализированных копинг-стратегий у медицинских специалистов; (17) Оценка степени выраженности профессионального стресса, профессионально-личностных деформаций и ресурсов копинг-поведения специалистов реабилитационных бригад; (18) Выявление индивидуальных и организационных факторов как предикторов высокой эффективности труда в напряженных условиях; (19) Анализ факторов и условий предпринимательской деятельности как предикторов профессиональной и организационной успешности; (20) Анализ путей перераспределения когнитивных ресурсов в ситуациях повышенной напряженности; (21) Многоуровневая оценка эффективности целевых приемов психологической саморегуляции функционального состояния при выполнении когнитивных задач; (22) Анализ соотношения показателей произвольного внимания и показателей самоконтроля поведения; (23) Определение путей оптимизации средств навигации, используемых в среде подземного городского транспорта; (24) Анализ психологических различий между видами трудовой деятельности, связанными с направленными субстанциональными изменениями объекта труда и с перемещением в его пространстве; (25) Разработка методов и технологий компьютеризированной психологической диагностики и анализа независимых экспертных оценок со стороны специалистов в области психологической диагностики в режиме онлайн; (26) Комплексная оценка результатов деятельности профессионалов, включающая выбор объекта оценивания, определение критериев и процедуры оценки; (27) Разработка методов косвенной оценки личностных свойств, потенциально важных в профилактике ненормативного (ошибочного) профессионального поведения. На основании обобщенного анализа собранных материалов выделены психологические критерии для (а) оценки эффективности выполнения профессиональных задач сотрудниками организаций разного типа и уровня развития и (б) прогноза эффективности трудовой деятельности персонала организаций в нормальных и напряженных условиях труда. Предложена систематизация критериев оценки профессиональной успешности с учетом возможностей использования прогностических и результирующих критериев объективного и субъективного уровня. На основе применения ранее разработанной структурно-иерархической модели анализа факторов роста напряженности деятельности и индивидуальных копинг-ресурсов и модифицированной версии базовой иерархической модели анализа организационных взаимодействий в условиях технологических и организационных инноваций выделены предикторы снижения эффективности трудовой деятельности в условиях действия факторов профессионального и организационного стресса. Дифференцированы мотивационные факторы и ценностные ориентации, обеспечивающие успешную адаптацию сотрудников разнотипных организаций к повышенным требованиям инновационного характера и требованиям профессиональной среды, связанным с необходимостью преодоления кризисных периодов профессионального развития у представителей творческих профессий и специалистов в сфере производства знаний и услуг. Разработаны и внедрены научно-обоснованные программы развития психологических ресурсов сотрудников и навыков саморегуляции, обеспечивающие конструктивное профессиональное развития, рост профессиональной успешности, повышение эффективности труда в напряженных рабочих ситуациях. Описаны профессионально-специфичные зоны риска снижения эффективности трудовой деятельности и неблагоприятной динамик психологического благополучия у специалистов следующих профессиональных контингентов: медицинские работники, включая врачей и представителей среднего медицинского персонала (321 чел.); менеджеры торговых организаций и фармацевтических компаний (112 чел.); работники локомотивных бригад (470 чел.); психологи, в том числе работающие в военной и гражданской сферах (военные – 167 чел.); специалисты творческих профессий и специалисты, участвующих в реализации творческих проектов (367 чел.); операторы контакт-центов (40 чел.); сотрудники инженерно-технического профиля проектных и производственных организаций (234 чел.); предприниматели (30 чел.). На основании применения системы критериев оценки эффективности выполнения труда и успешности деятельности выделены факторы риска появления признаков профессионально-личностных деформаций на начальной стадии профессионального развития в динамичной профессионально-организационной среде, требующей адаптации к постоянно действующим изменениям условий труда и содержания трудовых задач (спортсмены (60 чел.); студенты и слушатели учебных программ вузов (580 чел.). Результаты научных исследований сотрудников кафедры психологии труда и инженерной психологии (а также сотрудников других подразделений факультета психологии, при крепленные к данной НИР) опубликованы в основных разделах 5 учебников и 1 научной монографии, 29 статьях, 15 тезисах. Из них: 2 публикации в журналах, входящих в базу цитирования WoS, 2 - в базу цитирования Scopus, 2 - RSCI; 27 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ. Научные разработки участников НИР представлены на 23 конференциях, из них: - 15 Международных конференций (включая 16-й Европейский психологический конгресс, Москва (Россия), 2-5 июля 2019 г.): 5 Всероссийских конференций; 2 отраслевые конференции. Результаты научных исследований были представлены в 50 докладах и мастер-классах, из них: 7 приглашенных докладов и 1 приглашенный мастер-класс; 3 пленарных доклада, 32 устных доклада на секциях; 7 стендовых докладов. | ||
5 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: За период отчётного 2020 года участники НИР «Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений» (руководитель НИР – заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии, доктор психологических наук, профессор А.Б. Леонова) выполнили научные исследования в соответствии с планом реализации 5-го этапа выполнения НИР кафедры на 2016-2022 гг. Исследования проведены по 4 главным направлениям: (1) «Психология труда» (как основное направление научно-исследовательских и практических работ); (2) «Психологическая адаптации к условиям дистанционной работы на первом этапе пандемии COVID-19»; (3) «Инженерная психология, эргономика, когнитивная эргономика труда»; (4) «Профессиональная психодиагностика». Необходимость выделения особого направления исследований «Психологическая адаптации к условиям дистанционной работы на первом этапе пандемии COVID-19» была оправдана стремительным развитием ситуации пандемии в марте-апреле 2020 года, вызвавшем переход подавляющего большинства организаций непроизводственной сферы на дистанционную (удаленную) работу. В связи с развитием пандемии COVID-19 с начала марта 2020 года запланированы и реализованы исследования, направленные на оценку возможностей адаптации адаптационных ресурсов профессионалов к действию следующих факторов популяционного стресса (1) угрозы стремительного распространения вируса SARS-CoV-2 и (2) вынужденного экстренного перехода на дистанционные (удаленные) формы работы. В рамках данных четырех главных направлений были выделены следующие основные темы для проведения эмпирических исследований и разработки практических оптимизационных программ: (1) Разработка теоретико-методологических принципов анализа содержания трудовой деятельности современного профессионала с целью обоснования концептуальных схем оценки психологических ресурсов в нормальных и напряженных условиях выполнения трудовых задач; (2) Анализ профессиональной успешности и эффективности труда специалистов в разных сферах профессионального и спортивного труда; (3) Анализ факторов профессионального труда и отдыха как причин развития деструктивных функциональных состояний (ФС) в условиях внедрении новых технологий оценки работоспособности; (4) Анализ психологических факторов как предикторов профессионального самоопределения; (5) Анализ факторов трудового стресса как значимых причин перераспределения психологических ресурсов для эффективного преодоления напряженности дистанционной работы у сотрудников организаций, вынужденно переведенных на режим удаленной работы на первом этапе пандемии COVID-19; (6) Исследование соотношения удовлетворенности работой и ресурсов саморегуляции в условиях повышенной напряженности профессиональной деятельности в связи с пандемией COVID-19; (7) Исследование взаимосвязи профессионального выгорания с ресурсами саморегуляции у учителей средних школ, находящихся в режиме самоизоляции в связи с пандемией COVID-19; (8) Эмпирическая верификация дистанционного модуля программы освоения приемов психологической саморегуляции (ПСР) функционального состояния (ФС), подготовленной для сотрудников сферы муниципального управления, экстренно переведенных на режим удаленной работы на начальном этапе пандемии COVID-19; (9) Разработка оснований прогнозирования эффективности традиционных и новых видов профессиональной деятельности в условиях развития информационных технологий и средств автоматизации; (10) Разработка психологического подхода к оценке эффективности навигации человека при перемещении в искусственной предметной среде; (11) Анализ причин и механизмов рассогласования во времени возникновения субъективного комфорта в статике и динамике при успешной рационализации пространственной организации рабочего места в стереотипных видах деятельности; (12) Разработка принципов применения математических моделей для прогнозирования эффективности выполнения трудовых и спортивных актов человека; (13) Адаптация методик непрямого сбора эмпирических данных для проведения сравнительных кросс-культурных исследований мотивации и удовлетворенности достигнутыми результатами в спортивных видах деятельности. Результаты теоретической разработки проблематики изучения психологических принципов оценки эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений уточнены задачи и принципы разноуровневого психологического исследования профессиональной деятельности в разных профессиональных и организационных средах и разных формах организации труда, включая дистанционное выполнение трудовых задач. Обоснованы подходы к выявлению типов соотношения между ментальными моделями трудовых действий, субъективными критериями оценки их эффективности, и организационными критериями оценки профессиональной успешности. В циклах эмпирических исследований в период реализации 5 этапа выполнения НИР приняли участие представители следующих профессиональных контингентов: спортсмены-юниоры разных спортивных специализаций (60 человек); студенты российских и японских вузов (157 человек); сотрудники сфер образовании, маркетинга, обслуживания, торговли и финансов Москвы, Ташкента и Баку (657 человек); педагоги средних школ (50 человек); машинисты и помощники машинистов электропоезда (277 человек); 65 медицинские специалисты (35 человек); военнослужащих по призыву (30 человек); представители технических специальностей (50 человек); сотрудники на руководящих позициях (44 человека); сотрудники организаций муниципального управления, переведенных на непривычную для них форму удаленной работы в период самоизоляции на первом этапе пандемии COVID-19 (220 человек); профессионалы, участвующие в проведении переговоров (141 человек); пассажиры городского общественного транспорта (198 человек). В исследования, вызванных стремительным развитием пандемии COVID-19, выявлены зоны риска развития хронических состояний, провоцирующих устойчивое снижение работоспособности и развитие неэффективных способов выполнения трудовых задач в новых условиях стремительного и вынужденного перехода на дистанционные формы работы. Проанализировано состояние адаптационных ресурсов профессионалов некоторых видов труда непроизводственной сферы. Разработаны и внедрены программы освоения эффективных приемов психологической саморегуляции функционального состояния, направленных на снижение степени тревожности и утомления как итогов действия рабочей нагрузки про удаленных формах работы. В целом по итогам анализа и обобщения полученных эмпирических данных обоснованы концептуальные схемы оценки психологических ресурсов, позволяющих работникам разного профессионального опыта работы адаптироваться к спокойным и напряженным условиям выполнения профессиональных задач при привычной и дистанционной формах работы. Применение разработанных концептуальных схем позволило определить виды личностных и стилевых психологических ресурсов, выступающих как предикторы роста эффективности труда и успешности карьерного развития, к которым относятся: (а) факторы адекватности оценки собственных потенциальных возможностей в сфере креативности и стабильности профессиональных достижений; (б) мотивационная ориентация на возможность развития профессионального успеха в сложных; (в) проактивные копинг-ресурсы, позволяющие осуществлять опережающую подготовку к действию факторов длительной и ситуативной напряженности. Результаты исследований легли в основу первичных моделей распределения психологических ресурсов, позволяющих на основе принципа высокой вариативности выбора способов саморегуляции функционального состояния обеспечить восстановления уровня работоспособности и эффективности труда в условиях длительной напряженности дистанционной работы. Обоснованы и частично верифицированы программы повышения успешности адаптации профессионалов к условиям перехода к дистанционным и гибридным формам труда, ориентированные на развитие навыков выбора адекватных способов оперативно-восстановительного отдыха и целевой саморегуляции функционального состояния. Результаты проведенных научных исследований исполнителей по теме НИР опубликованы в основных разделах 4 учебников, трех главах научной монографии. По тематике НИР опубликовано 20 научных статей, среди них: 6 публикаций в журналах, входящих в базу цитирования WoS, 5 – входящих в высокорейтинговые журналы (TOP-25), 1 - RSCI; 13 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ. Научные разработки участников НИР представлены на 15 конференциях, из них: 2 конференции проведены в обычном формате; 13 конференций проведены в виртуальном (дистанционном) формате; 8 Международных конференций (включая XХVIII Европейский психиатрический конгресс (виртуальный, 4-7 июля 2020 г.); 7 Всероссийских конференций. Результаты научных исследований были представлены в 37 докладах, из них: 16 приглашенных докладов; 3 пленарных докладов, 13 устных докладов на секциях; 5 электронных стендовых докладов. | ||
6 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: В течение отчётного периода (2021 год) участники НИР «Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений» (руководитель НИР – доктор психологических наук, профессор А.Б. Леонова; исполнители НИР – ст.н.с. Б.И. Беспалов, ст.н.с. Ю.Д. Бабаева, инж. Е.Ф. Шубина; преподаватели кафедры психологии труда и инженерной психологии – и.о. заведующего кафедрой, проф. В.А. Емелин, проф. О.Г. Носкова, доц. М.М Абдуллаева, доц. Г.Н. Солнцева, доц. А.С. Кузнецова, ст. пред. кафедры общей психологии М.А. Титова, психолог О.Н. Чернышева, а также аспиранты и студенты) реализовали несколько циклов научных исследований по плану реализации 6 этапа НИР кафедры на 2016-2022 гг. Исследования проведены по 3 главным направлениям: (1) «Психология труда» (как основное направление научно-исследовательских и практических работ); (2) «Инженерная психология, эргономика, когнитивная эргономика труда»; (3) «Профессиональная психодиагностика». В рамках данных трех основных направлений теоретические и эмпирические исследования, а также практические разработки были выполнены по следующим 8 основным темам: (1) Разработка теоретико-методологических принципов анализа содержания трудовой деятельности и оценки ресурсного потенциала современного профессионала в эргатических системах; (2) Оценка мотивационных ресурсов как фактора повышения профессиональной успешности в трудовой и спортивной деятельности; (3) Оценка причин развития и ресурсов преодоления деструктивных функциональных состояний в условиях выполнения трудовых задач в привычных и дистанционных условиях работы; (4) Разработка принципов теоретико-методологического анализа деятельности оператора и оценки ее эффективности; (5) Инженерно-психологический и эргономический анализ рабочего пространства и оценка факторов динамики работоспособности операторов; (6) Оценка возможностей психосемантического подхода в диагностике и анализе особенностей профессионального развития специалистов с разным профессиональным опытом, осуществляющих свою деятельность в разной организационной среде для комплексного описания системы «человек-труд» с позиций постнеклассических моделей; (7) Разработка психодиагностических инструментов для диагностики самооценки креативности и анализа связи самооценки творческих способностей и актуального уровня креативности в процессе профессиональной подготовки субъекта труда; (8) Биографический анализ взаимовлияния личностной зрелости, жизненного пути и профессиональной деятельности педагогов. Согласно плану выполнения НИР на 2021 год, исследования были ориентированы на (1) разработку методологических основ анализа труда в современных условиях, в том числе и в условиях перехода к дистанционным формам рабочего взаимодействия; (2) сбор и анализ эмпирического материала, позволяющего обосновать подготовку психологических программ укрепления адаптационного потенциала работников в динамичной организационной среде, включая среду дистанционной (удаленной) работы; развитие навыков эффективной саморегуляции функционального состояния в напряженных профессиональных ситуациях, требующих сохранения произвольного контроля рабочего поведения; совершенствование психологических средств профилактики развития профессионально-личностных деформаций и повышения мотивационной направленности на эффективное выполнение рабочих задач и успешное профессиональное развитие. В течение 6 этапа НИР были получены следующие основные результаты теоретических и эмпирических исследований: (1) обоснование необходимости разработки самостоятельного направления - психологии техники – основными задачами которого выступают задачи психологической оценки эффективности взаимодействия человека и используемых им технических средств в дистанционной цифровой среде; (2) принципы применения модели психологических актов в качестве концептуального средства изучения, проектирования, формирования и оценки эффективности трудовых актов профессионалов в дистанционных цифровых системах; (3) принципы оценки эффективности оптимизационных мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности и профессиональной подготовки профессионалов на основе положений ситуационного подхода; (4) характеристики мотивационной направленности как предикторы и критерии развития профессиональной успешности; (5) условия формирования готовности к эффективному осознанному управлению функциональным состоянием для предотвращения деструктивной динамики состояния во время выполнения дистанционной работы и формирования целевого состояния для успешного конструктивного и позитивного взаимодействия; (6) на основе оценки оптимизационного потенциала средств двигательной активности - обоснование необходимости расширения спектра приемов психологической оптимизации функционального состояния за счет применения двигательных программ для преодоления деструктивных факторов снижения работоспособности при дистанционной работе; (7) выявление преимуществ проактивного подхода к организации рекреационных мероприятий специалистами, обладающими высокой степенью автономности в планировании и выполнении рабочих задач в дистанционной среде; (8) систематизацию эксплицитных и имплицитных представлений студентов о значимых условиях достижения целей деятельности и степени сформированности системы общей саморегуляции при разном уровне удовлетворенности учебной деятельностью; (9) закономерности смены форм деятельности как основу для разработки критериев оценки оптимальности предметно-пространственной среды для выполнения трудовых задач в разных видах профессиональной деятельности; (10) обоснование возможностей применения психосемантического подхода для оценки и прогнозирования удовлетворенности трудом и профилактики развития профессионально-личностных деформаций. Итоги научных исследований и практических разработок, выполненных по 6 этапу НИР, легли в основу рекомендации для производственных предприятий и организаций непроизводственной сферы в развивающихся инновационных областях по внедрению мероприятий, направленных на развитие профессиональных ресурсов работников с целью обеспечения успешной интеграции каждого сотрудника в систему организационных требований, норм и правил. Циклы эмпирических исследований на 6 этапе выполнения НИР были выполнены на разных профессиональных контингентов, включая: работников организаций в сфере муниципального управления (258 человек); сотрудников непроизводственных организаций в сферах образования, ИТ-технологий, организаций сферы услуг, специфика организации труда которых связана с высокой автономностью в планировании временных графиков работы (123 человека); специалистов социономических (124 человека) и несоциономических (30 человек) профессий, где высок риск внезапного развития напряженных ситуаций; специалистов разных организаций производственной и непроизводственной сферы, основные трудовые задачи которых связаны с подготовкой и проведения переговоров (170 человек); спортсменов в сфере конного спорта (52 человека); специалистов банковской сферы (29 человека); медицинских специалистов бюджетных организаций и коммерческих медицинских центров (212 человек); студентов разных профилей профессиональной подготовки (69 человек). По тематике НИР в 2021 году опубликовано 30 научных статей. Количество статей, входящих в следующие базы цитирования: 8 публикаций в журналах, входящих в базы цитирования WoS и Scopus, 7 – входящих в высокорейтинговые журналы (TOP-25), 8 - RSCI; 24 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ. Научные разработки участников НИР представлены в материалах 26 конференций, из них: 18 Международных конференций (включая XXXII Международный психологический конгресс, XХ Международный психиатрический конгресс, XХIX Европейский психиатрический конгресс) и 8 Всероссийских конференций. Результаты научных исследований были представлены в 58 докладах, из них: 17 приглашенных докладов; 6 пленарных докладов, 22 устных докладов на секциях; 13 электронных стендовых докладов. | ||
7 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: Во время выполнения 7 этапа НИР в 2022 году участники НИР «Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений» (руководитель НИР – доктор психологических наук, профессор А.Б. Леонова; исполнители НИР – вед.н.с. Н.Н. Симонова, ст.н.с. Б.И. Беспалов, ст.н.с. Ю.Д. Бабаева, инж. Е.Ф. Шубина; преподаватели кафедры психологии труда и инженерной психологии – проф. О.Г. Носкова, доц. М.М Абдуллаева, доц. А.С. Кузнецова, ст. преп. кафедры общей психологии М.А. Титова, психолог О.Н. Чернышева, а также аспиранты и студенты кафедры) провели запланированные на 2022 год научных исследований по плану реализации 7 этапа НИР кафедры на 2016-2022 гг. Согласно плану выполнения НИР на 2022 год, исследования были ориентированы на проведение: (1) цикла исследований эмпирического типа с целью оценки эффективности освоения навыков психологической саморегуляции функционального состояния профессионалов, развивающих готовность к применению проактивных способов преодоления инновационных и цифровых стрессов; (2) цикла исследований лабораторного типа с целью моделирования напряженных профессиональных ситуаций и оценки возможностей профессионалов применять приемы направленной осознаваемой саморегуляции для эффективного преодоления стрессоров дистанционной работы. За отчетный период исследования проведены по следующим главным направлениям: (1) «Психология труда» (как центральное направление научно-исследовательских и практических работ); (2) «Инженерная психология, эргономика, когнитивная эргономика труда»; (3) «Профессиональная психодиагностика». В рамках данных направлений теоретические и эмпирические исследовательские проекты с выходом на разработку прикладных программ были реализованы по 11 основным темам. К числу этих тем относятся: (1) разработка теоретико-методологических принципов анализа изменений трудовой деятельности и оценки характера взаимодействия профессионала с внешней реальностью современного мира профессий; (2) анализ психологического содержания и систематизация актуальных запросов лиц, обращающихся за помощью профконсультантов при первичном и вторичном выборе профессии; (3) анализ профессиональных предикторов эффективной саморегуляции функционального состояния (ФС) в напряженных профессиональных ситуациях; (4) Психологический анализ субъективно-значимых условий выполнения трудовой деятельности; (5) анализ трудовой активности и субъективных переживаний человека в предметно пространственном окружении рабочих мест и рабочих зон; (6) оценка показателей продуктивности автоматизированных систем дистанционного взаимодействия и экспертиза эргономических показателей интерфейсов; (7) эргономический анализ деятельности преподавателей в условиях применения цифровых систем; (7) экспертная оценка автоматизированного средства контроля функционального состояния оператора; (9) оценка возможностей применения психодиагностических инструментов опросного и психосемантического типа для выявления специфики образа мира и творческих способностей профессионалов и новичков; (10) применение психологической теории трудовых и спортивных актов к оценке возможностей использования виртуальных тренажеров для диагностики профессионально-важных качеств; (11) разработка информационно-поисковой системы «Психология спорта». Циклы эмпирических исследований на 7 этапе выполнения НИР выполнены на следующих профессиональных контингентах: сотрудников производственной организации (83 человека); сотрудников ИТ-компаний (139 человек); преподавателей вузов (30 человек), работников организаций в сфере муниципального управления (88 человек); медицинских специалистов (68 человек); вахтового персонала на строительстве поисково-оценочной скважины (58 человек); участников морской экспедиции (39 человек); лесозаготовителей (153 человека); экспертов – индивидуальных карьерных консультантов (58 человек); музыкантов-исполнителей (42 человека); звукорежиссеров (38 человек), экспертов кадрово-консалтинговых организаций (368 человек); спортсменов (16 человек); студентов-психологов (96 человек); учащихся старших классов (53 человека). В течение 7 этапа НИР были получены следующие основные результаты теоретических и эмпирических исследований: (1) Введено и определено понятие «компонент акта»; описаны психологические интерпретации отношений «включения» и «принадлежности», которые рассматриваются также как формы существования в акте различных компонентов мира; показано, что разным характеристикам компонента акта соответствуют разные степени или величины изменения этого компонента по соответствующему направлению; выделены социальные, психологические, биологические и физические аспекты состояний компонентов актов, которые определяются соответствующими свойствами и значениями свойств этих компонентов. (2) Проведен теоретико-реферативный анализ публикации по изучению процессов субъективного оценивания специалистами экстремального профиля пространственно-временных аспектов условий труда, который показал рост значимости исследований в области изучения достоверных признаков, причин и проявлений субъективно принятых ограничений в выполнении работы, которые могут использоваться в качестве критериев выхода за пределы индивидуально значимых границ нормы. По итогам психологического анализа субъективно-значимых условий выполнения трудовой и учебной деятельности в цифровой среде выявлены факторы, повышающие значимость процесса информационного обмена; показано, что преимущественное использование разделенных во времени асинхронных каналов коммуникации при дистанционных либо гибридных формах взаимодействия воспринимается как приемлемая, но не способствующая вовлеченности форма рабочего/учебного коммуникативного взаимодействия. (3) выделены и систематизированы преимущества развитой и эффективной системы саморегуляции: готовность к целевой расстановке приоритетов в выполнения трудовых задач; обоснованное самостоятельное распределение временных ресурсов и адекватное ситуативное управление ими, готовность к адаптивному взаимодействию в новых социально-профессиональных средах; направленность на продуктивную самореализацию в труде; проактивный подход к организации отдыха и рекреации при высокой степени автономности в планировании и выполнении рабочих задач; (4) По итогам цикла исследований функциональных состояний профессионалов, работающих в условиях вахтового труда, выполненных с применением методов физиологического, психологического и биохимического анализа выявлены закономерности типичной динамики работоспособности и функциональных состояний в течение вахтового цикла; систематизированы профессиональные и организационные факторы содержания, напряженности и организованности труда, влияющие на состояние работников; на примере обследования лесозаготовителей, где уровень работоспособности нарастает к середине вахтового периода, показано, что при наличии достаточно высокого уровня работоспособности имеет место низкий уровень стрессоустойчивости; на примере участников морской экспедиции установлены значимые связи между социально-психологическими характеристиками, индивидуально-личностными качествами и разноуровневыми параметрами функциональных состояний. (5) По результатам исследований специфики планирования отдыха у специалистов с разной степенью удовлетворенности балансом рабочей и внерабочей жизни установлено, что дистанционный или офисный характер работы не является однозначным предиктором баланса между сферами жизни, но при дистанционной работе эффективное планирование - прерогатива самого сотрудника. (6) Выявлены психологические предикторы развития синдрома выгорания в профессиях помогающего типа в периоды действия экстремальных рабочих нагрузок: на примере медицинских специалистов установлены факторы-протекторы, позволяющие купировать симптомы развития неблагоприятных хронических состояний и профессионально-личностных деформаций (организационная поддержка, наличие квалифицированной подготовки специалистов, а также профессиональный опыт, позволяющий экономно расходовать и прицельно использовать свои ресурсы в достижении необходимых результатов); показано, что числу прямых предикторов выгорания можно отнести макиавеллизм как фактор развития эмоционального истощения и деперсонализации. (7) В исследованиях двигательных форм трудовой активности и субъективных переживаний человека в предметно пространственном окружении рабочих мест и рабочих зон обоснована необходимость расширения проблематики анализа блока анализаторов, связанных с регуляцией работы тела человека на основе использования осязательной и проприоцептивной информации, играющей в организации двигательной активности человека существенную роль. Показано, что для решения прикладных задач, связанных с необходимостью оптимизации искусственной среды обитания человека, целесообразно выявление и уточнение механизмов влияния осязания и проприоцепции на двигательную и сенсорную активность человека при взаимодействии с предметно пространственным окружением. (8) По направлению первичной экспертизы эргономических показателей интерфейсов автоматизированных систем Zoom и LMS Moodle проведена экспертная оценка эргономических показателей интерфейсов систем Zoom и Moodle и показателей удовлетворенности пользователей работой в данных информационных системах. Выявлены различия оценки системы в зависимости от опыта пользования и выполнения ролей: преподаватели-администраторы наиболее удовлетворены применением и интерфейсом системы в отличие от преподавателей-пользователей выражают низкий уровень удовлетворенности применением. Выявлены компоненты интерфейса, наиболее предпочтительные для оптимизации. (9) В рамках оценки эффективности взаимодействия в системе «оптант – профконсультант» выделены показатели глубины диалога в процессе проведения профконсультационной работы, к числу которых относятся признаки применения профессиональной лексики консультанта, свидетельствующие об образе мира психолога, о его профессиональных и жизненных ценностях, смыслах; систематизированы ситуации вынужденной карьерной переориентации; выявлены запросы на оказание профконсультационной помощи для лиц, проходящих через вынужденные изменения в карьере; обоснован выбор методов диагностики психологической готовности к карьерной переориентации на основе диагностики особенностей личности для лиц, оказавшихся в ситуации вынужденной карьерной переориентации; разработаны критерии для оценки уровня согласованности видения экспертов-профконсультантов с разным опытом работы. (10) При оценке диагностического потенциала методического арсенала методов психосемантики раскрыты диагностические возможности психосемантических методов в оценке индивидуальных особенностей работников при невозможности просчитать социальную желательность ответов, а также в целях получении значимой информации, полезной для выстраивания правильных коммуникативных схем. (11) По линии оценки возможностей виртуальных технологий в диагностике профессионально важных качеств показаны перспективы применения теории спортивных актов для создания тренажерного комплекса, пригодного для моделирования, освоения и выполнения спортивных актов начинающих и опытных спортсменов. Выделено принципиальное требование к разработке виртуального диагностического тренажера спортивных актов – отсутствие значительных искажений реальных условий и способов выполнения двигательных актов спортсменов. Обоснован набор показателей ключевых условий для моделирования спортивных актов, при наличии которых виртуальный тренажер может быть превращен в эффективный инструмент психодиагностики сенсомоторных профессионально-важных качеств. По материалам проведенных научных исследований и практических проектов, выполненных по 7 этапу НИР, были сформулированы следующие рекомендации: (1) На основании выявленных ключевых блоков психосоциальных факторов, способствующих повышению стрессоустойчивости специалистов вахтовых видов труда, предложены программы по внедрению мероприятий, направленных на активацию факторов социальной поддержки и развитие мотивационных ресурсов работников с целью повышения психологической безопасности труда; предложены программы развития адаптивных индивидуальных характеристик, повышающих стрессоустойчивость на основе формирования оптимальных алгоритмов внутреннего контроля функционального состояния на основе осознанной саморегуляция поведения. (2) Разработаны и внедрены тренинговые программы (как в форме очного обучения приемам саморегуляции ФС, так в дистанционном режиме), направленные на расширение индивидуального репертуара приемов саморегуляции состояния для эффективного самоуправления когнитивными ресурсами в напряженных рабочих ситуациях; показан многоуровневый эффект оптимизации ФС, проявившийся в отношении как когнитивных показателей распределения и переключения внимания, так и показателей самооценки ФС. (3) Разработана модификация базовой программы обучения новым приемам саморегуляции ФС, включающая комбинацию приемов целевого самовоздействия с включением поддерживающих элементов самоуправления эмоциональными компонентами ФС, и направленная на развитие психологической готовности к применению целевых приемов саморегуляции ФС в напряженных ситуациях. (4) Разработан ряд рекомендаций по оптимизации отдыха для специалистов, работающих дистанционно, где сформулированы принципы оптимальной пространственно-временной самоорганизации труда: четкая дифференциация зон рабочего пространства и пространства для отдыха; обозначение четких временных границ между рабочей и внерабочей активностью и обозначение точного времени окончания рабочего дня; использование разных вариантов и способов отдыха, разнообразие которых повышает вероятность эффективного восстановления во время рабочих перерывов. (5) Обоснованы рекомендации по оптимизации интерфейса автоматизированных систем дистанционного взаимодействия в зависимости от выполняемых ролей среди преподавателей-администраторов и преподавателей-пользователей; предложены рекомендации по разработке аккаунтов, где будет фиксироваться статистика подключений/отключений как функция автоматизации контроля посещаемости занятий. (6) Предложены рекомендации для модификации экспертного метода, позволяющего составить матрицу количественных оценок конкретной деятельности, определяющей успех в спортивном соревновании. Данная модификация полезна как инструмент для составления информационно-поисковой системы «Психология спорта», которая является основой для выстраивания эмпирических классификаций видов спорта в соответствии с разными практическим задачам спортивного психолога. Итоги исследований и прикладных разработок на 7 этапе НИР за период 2022 внедрены в учебный процесс на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова: материалы исследований используются в рамках 5 общих курсов и 30 спецкурсов специалитета и магистратуры (а также в циклах занятий по 11 разделам спецпрактикума) для студентов специализаций «Организационное консультирование», «Психология переговоров и разрешения конфликтов», «Психология спорта», а также магистрантов магистерских программ «Психология переговоров». В рамках темы НИР выполнено 19 курсовых и дипломных работ студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. По тематике НИР в 2022 году опубликована 31 научная статья. Количество статей, входящих в следующие базы цитирования: 7 публикаций в журналах, входящих в базы цитирования WoS и Scopus, 6 – входящих в высокорейтинговые журналы (TOP-25), 4 - RSCI; 15 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ. Научные разработки участников НИР представлены в материалах 34 конференций, из них: 20 Международных конференций (включая XХX Европейский психиатрический конгресс) и 14 Всероссийских конференций. Результаты научных исследований были представлены в 54 докладах, из них: 17 приглашенных докладов; 3 пленарных доклада, 27 устных докладов на секциях; 7 электронных стендовых докладов. | ||
8 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений |
Результаты этапа: Во время выполнения 8 этапа НИР в 2023 году участники НИР «Психологические средства оценки и повышения эффективности трудовой деятельности профессионала в условиях технологических и организационных изменений» (руководитель НИР – доктор психологических наук, профессор А.Б. Леонова; исполнители НИР – ст.н.с. Б.И. Беспалов, техник Ю.Д. Бабаева, инж. Е.Ф. Шубина; преподаватели кафедры психологии труда и инженерной психологии – проф. О.Г. Носкова, доц. М.М Абдуллаева, доц. А.С. Кузнецова, ст. преп. кафедры общей психологии М.А. Титова а также аспиранты и студенты кафедры) провели запланированные на 2023 год научных исследований по плану реализации 8 этапа НИР кафедры на 2016-2023 гг. Согласно плану выполнения НИР на 2023 год, исследования были сгруппированы по следующим целевым направлениям: (1) разработка программ и алгоритмов анализа эффективности выполнения трудовых задач с учетом оценки степени адекватности мобилизации психологических ресурсов при разных типах организационных взаимодействий, включая варианты дистанционного выполнения работы; (2) апробация алгоритмов определения эффективности трудовой деятельности в условиях гибких и фиксированных графиков работы и отдыха на основе оценки ресурсного потенциала сотрудников организаций; (3) оценка эффективности внедрения модульных программ, разработанных на основе обучающих технологий адаптивной психологической саморегуляции функционального состояния, способствующих развитию адаптационного потенциала специалистов, работа которых сопряжена с высоким риском внезапного возникновения напряженных/экстремальных ситуаций; (4) анализ психологических предикторов профессиональной и карьерной успешности новичков и специалистов с разным опытом работы в условиях высокой степени автономности выполнения рабочих и учебных задач. Выполненные в 2023 г. работы реализованы в рамках следующих основных направлений работы кафедры психологии труда и инженерной психологии: (1) «Психология труда»; (2) «Профессиональная психодиагностика». Теоретические и эмпирические исследования и прикладные программы реализованы по 8 основным темам. К числу этих тем относятся: (1) разработка моделей анализа трудовой деятельности и оценки эффективности взаимодействия профессионала с внешней реальностью современного мира профессий; (2) апробация алгоритмов определения эффективности выполнения профессиональных задач в условиях гибких и фиксированных графиков работы и отдыха на основе оценки ресурсного потенциала сотрудников организаций; (3) оценка эффективности внедрения модульных программ обучения адаптивной психологической саморегуляции функционального состояния в напряженных условиях; (4) разработка рекомендаций по внедрению программ диагностики и развития адаптационного потенциала новичков и опытных специалистов; (5) реадаптация психодиагностического инструментария для определения психологических предикторов успешного первичного выбора профессии; (6) метод экспертной оценки регуляции движений в разных видах спорта и профессионального труда; (7) апробация использования юмористических текстов в качестве диагностического инструмента для оценки выгорания медицинских работников с разными личностными особенностями; (8) реализация принципов и методов психосемантического подхода в анализе образа субъекта представителей творческих профессий в целях описания особенностей их профессионального опыта. Циклы эмпирических исследований на 8 этапе НИР проведены на следующих профессиональных контингентах: сотрудников непроизводственной сферы (268 человек); специалистов муниципальных органов управления (262 человека); педагогов и педагогов-психологов средних школ (138 человек); преподавателей вузов (20 человек); медицинских специалистов (386 человек); представителей творческих профессий (131 человек); работников охранных предприятий (42 человека); студентов (269 человек). За период выполнения 8 этапа НИР получены следующие главные результаты теоретических и эмпирических исследований: (1) подведены итоги развития структурно-интегративного подхода к анализу функциональных состояний человека и обозначены его преимущества для применения в целях прогностической оценки адаптивных возможностей профессионалов; показано, что в условиях динамично развивающейся профессионально-организационной среды данный подход остается адекватной методологической базой для решения задач анализа механизмов регуляции деятельности как в нормальных, так и в напряженных условиях выполнения трудовых задач; (2) определены перспективы применения структурно-интегративного подхода для анализа функциональных состояний профессионалов, работающих в условиях высокой автономии в планировании и выполнении рабочих задач; (3) определены возможности применения структурно-интегративного для решения прикладных задач в случаях ограниченного доступа к данным о проявлениях состояния в конкретных ситуативных условиях; (4) подтверждена прогностическая ценность положений данного подхода для проектирования эффективных технологий обучения психологической саморегуляции состояния в условиях пролонгированной напряженности; (5) сформулированы теоретико-методологические принципы подхода к трактовке трудовых и спортивных актов людей как специфичных для каждого вида труда и спорта психологических (т.е. чувственно опосредованных и осмысленных) взаимодействий профессионалов с компонентами мира, которые включают аспекты их воздействия, направленные на других и на самого себя; (6) определены понятия «психологическое» и «психическое» состояние компонентов трудовых и спортивных актов и описаны различия и связи между психологическими, физиологическими и физическими аспектами состояний компонентов трудовых и спортивных актов; (7) разработан метод построения системы теоретических понятий о компонентах актов психологического взаимодействия людей с миром и детально описан логический принцип двойственности, с помощью которого строятся все парные (и логически симметричные по некоторым признакам) понятия теории актов; (8) установлены субъективно значимые причины, провоцирующие негативную динамику функционального состояния по вектору роста ситуативной тревожности при переходе к работе в условиях, где увеличена степень автономии работников в определении режимов работы и отдыха; (9) предложены алгоритмы оценки эффективности выполнения трудовых задач на основе сопоставительного анализа результатов работы и итогов рекреационных мероприятий, доступных к реализации в условиях гибких рабочих графиков; (10) проведена оценка эффективности специализированного дистанционного модуля обучения приемам психологической саморегуляции функционального состояния, разработанного на базе комплексной программы обучения навыкам психологической саморегуляции функционального состояния, назначение которого - освоение и последующее самостоятельное применение разных по типу воздействия приемов, рекомендованных для снятия напряженности и восстановления работоспособности в условиях сниженного внешнего контроля за ходом выполнения трудовых задач в дистанционном режиме; (11) по итогам сравнительного анализа эффективности приемов психологической саморегуляции как средства оптимизации функционального состояния при освоении профессионально-ориентированных тренинговых технологий показано, что характер оптимизационных эффектов различается в зависимости от типа приемов саморегуляции: более мощный восстановительный эффект выявлен при действии тех приемов саморегуляции, которые ориентированы прежде всего на устранение эффектов длительного воздействия информационной нагрузки по типу утомления; (12) определены предикторные функции проактивных копинг-стратегий и ряда личностно-мотивационных особенностей в отношении развития хронических стрессовых состояний и профессионально-личностных деформаций; (13) обнаружены взаимосвязи представлений о карьерной успешности и карьерных ориентаций как компонента мотивационно-ценностной сферы новичков и опытных специалистов; показана разница в признаках, на основе которых профессионалы с разным статусом занятости и разными типичными карьерными ориентациями делают вывод об успешности карьерного развития; (14) обоснована необходимость реадаптации психодиагностических инструментов, позволяющих в ходе профконсультирования получить данные об интересах, склонностях и степени развития трудовых навыков оптантов, находящихся в ситуации первичного выбора профессии; (15) разработан метод обучения психологов-экспертов, направленный на диагностику ведущих уровней регуляции движений в спорте; показано, что данный метод обучения экспертов может быть полезным не только в спортивной психологии, но и в психологическом изучении многообразных профессиональных форм двигательной активности; (16) исследованы диагностические возможности юмористических текстов в выделении групп риска по выгоранию и определен их психодиагностический потенциал; (17) раскрыты психодиагностические возможности психосемантического подхода в изучении особенностей деятельности представителей творческих специальностей; показано, что методы психосемантики позволяют выявить ненаблюдаемые аспекты трудовой деятельности, раскрыть которые можно только во взаимодействии с представителями данной профессии или будучи непосредственно вовлеченным в нее. По материалам проведенных научных исследований и практических проектов, выполненных по 8 этапу НИР, были сформулированы следующие рекомендации: (1) внедрить разработанный модуль программы дистанционного обучения приемам психологической саморегуляции функционального состояния при переходе к выполнению рабочих задав в условиях организационно разрешенного роста автономии в планировании и выполнении работы; (2) использовать алгоритмы оценки эффективности выполнения трудовых задач, разработанные на основе сопоставительного анализа результатов работы и итогов рекреационных мероприятий, с целью выявления зон риска снижения эффективности труда при нефиксированных (гибких) режимах работы и отдыха; (3) использовать программы прогностической оценки степени развития стратегий проактивного преодоления стресса для ранней диагностики сотрудников, склонных к развитию синдрома выгорания; (4) внедрить разработаны рекомендации для карьерных консультантов о выборе стратегий консультирования оптантов в зависимости от степени их готовности к решению задач профессиональной переориентации в ситуации аутплейсмента (предупреждения администрации фирмы о предстоящем увольнении); (5) на основе трех выделенных направлений во взаимодействии научного руководителя и студента в ходе подготовки итоговой (аттестационной) научной работы разработать программы обучения: для студентов - тайм-менеджменту и тренировки навыков самопрезентации; для педагогов – алгоритмы подробного и специального информирования студентов об основных требованиях к научной работе. Итоги исследований и прикладных разработок на 8 этапе НИР за период 2023 внедрены в учебный процесс на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова: материалы исследований используются в рамках 7 общих курсов и 28 спецкурсов специалитета и магистратуры (а также в циклах занятий по 11 разделам спецпрактикума) для студентов специализаций «Организационное консультирование», «Психология переговоров и разрешения конфликтов», «Психология спорта», а также магистрантов магистерских программ «Психология переговоров». В рамках темы НИР выполнено 14 курсовых и дипломных работ студентов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. По тематике НИР в 2023 году опубликована 17 научных статей и глава в рекомендованном УМО учебном пособии. Количество статей, входящих в следующие базы цитирования: 2 публикаций в журналах, входящих в базы цитирования WoS и Scopus; 2 - RSCI; 18 – в журналах и сборниках, входящих в РИНЦ. Научные разработки участников НИР представлены в материалах 8 конференций, из них: 4 Международных конференций и 4 Всероссийских конференций. Результаты научных исследований были представлены в 19 докладах, из них: 2 приглашенных докладов; 3 пленарных доклада, 14 устных докладов на секциях. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".