Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личностиНИР

Interdisciplinary studies of childhood: patterns of human mental development at different stages of ontogenesis, the role of genotype, social situation of development and of the family in shaping personality

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2016 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Разработана новая психологическая концепция развития толерантности в межличностных отношениях в структурно-функциональном единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в детском и подростковом возрасте; обоснован оригинальный возрастно-психологический подход к изучению толерантности в межличностных отношениях, позволяющий выявить значение социальной ситуации развития детей и подростков для развития толерантности в межличностных отношениях. Концепция прошла апробацию в 2016 году в совете Д 501.001.95 и была защищена как докторская диссертация по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской республики)" (доц. А.Д. Вислова, научный консультант - докт.психол.наук, проф., член-корр. РАО, МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Карабанова). Основное содержание исследования отражено в 54 публикациях автора. В 2016 году по теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): 1) В кандидатской диссертации "Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте" (научн. руков. - доцент Т.Ю. Садовникова, аспир. - Дзукаева В.П.) впервые на отечественной выборке описаны и проанализированы особенности психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте на основе структурной модели Дж. Хоффмана. Обнаружена гетерохронность осуществления аффективной, когнитивной и поведенческой сепарации от родителей. Предложена типология сепарации от родителей в юношеском возрасте на отечественной выборке; выявлены внутривозрастные, гендерные и кросс-культурные различия психологической сепарации русских и осетинских студентов от родителей. Основное содержание исследования отражено в 15 публикациях автора. 2) В работе "Типы конкурентного поведения младших школьников с разным уровнем развития социо-эмоциональной компетентности" (научн. руков. - доц. О.Б. Чеснокова, асп. - К.С. Тарасова) впервые в отечественной психологии развития на выборке 178 учащихся 2,3 и 4 классов общеобразовательных школ, их родителей и учителей было исследовано конкурентное поведение младших школьников, выделены и описаны характеристики и типы конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательных игр, его гендерные и возрастные особенности. Разработана методика для диагностики психологической готовности младших школьников к соревнованию и определению типа конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры. Предложены рекомендации по повышению психологической готовности детей к соревнованию и работе с детьми, реализующими неконструктивные типы конкурентного поведения в условиях соревновательной игры. Основное содержание исследования отражено в 9 публикациях автора В 2016 году в рамках НИР получили научно-теоретическое обоснование с позиций психологии развития и возрастной психологии актуальные социальные проблемы современной российского общества: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию в сфере социализации, безопасности, психического здоровья, позитивного развития семьи, образования, профориентации. По результатам исследований были сделаны доклады на Всероссийских научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Психологические аспекты внедрения практики "бэби-боксов" на территории Российской Федерации" (проф. О.А. Карабанова) - "Защита права новорожденного ребенка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения", Москва, Россия, 21 марта 2016; " Общение подростков в Интернет-пространстве: новые риски и новые возможности" ( проф. О.А. Карабанова) - "Цифровое детство: социализация и безопасность", Россия, 6 апреля 2016; 31 октября 2016; "Задачи психологического сопровождения детей и подростков в условиях внедрения новых ФГОС ОО" (проф. О.А. Карабанова); "На пути к стандартам: только ли учеба?" (доц. Е.И. Захарова). В рамках типологического подхода к психическому развитию завершен цикл исследований, посвященный онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам ее влияния на психическое развитие. По результатам исследования был сделан доклад: "Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия" (доц. Г.В. Бурменская) на Всероссийской конференции "Психическое здоровье: социальные, клинико-организационные и научные аспекты", Москва, Россия, 31 октября 2016. Был продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в детском, подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора старших подростков. По результатам исследований были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Ценностные основания и социально-экономические условия самоопределения современных российских подростков в сфере труда" (доц. Т.Ю. Садовникова); "Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте" (доц. С.В. Молчанов) - Международная научно-¬практическая конференция "Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова",г. Москва, Россия, 12-15 октября 2016. Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в раннем, дошкольном и в младшем школьном возрасте в сфере познания, социального интеллекта, креативности и одаренности . По результатам исследования сделаны доклады и опубликованы статьи: "Речевое развитие ребенка - от действия к слову" (проф. О.А. Карабанова), "Общение и культурные знаки как ресурс семейного образовательного потенциала в образе будущего волевого действия школьника" (доц. С.М. Чурбанова) - Международный конгресс "Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам", посвященный 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева, Москва, Россия, 23-25 мая 2016; "Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры" (доц. О.Б. Чеснокова, асп. К.С. Тарасова) - V Юбилейная Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста", МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 12-14 мая 2016; "Соотношение творческой одаренности и академической неуспеваемости у младших школьников" (асп. А.И. Новицкая под рук. доц. Чурбановой С.М.) - Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов- 2016". Продолжен цикл исследований в рамках направления изучения методов психологического сопровождения детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ имени А.Н. Бакулева.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2017 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Разработана новая психологическая концепция развития родительства в рамках НИР по направлениям семейной психологии и детско-родительских отношений. Концепция прошла апробацию в 2017 году в совете Д 501.001.95 и была защищена как докторская диссертация по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Родительство как возрастно-психологический феномен" (доц. Е.И. Захарова, научный консультант - докт. психол. наук, проф., член-корр. РАО - О.А. Карабанова). Основное содержание исследования отражено в 41 публикации автора. По теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте" (научн. руков. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - А.М. Коновалова) Основное содержание исследования отражено в 14 публикациях автора.; "Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье" (научн. руков. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - Ю.А. Старостина). Основное содержание исследования отражено в 12 публикациях автора. В рамках типологического подхода к психическому развитию продолжен цикл исследований, посвященный онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам ее влияния на психическое развитие в детстве и взрослости (доц. Г.В. Бурменская, доц. О.В. Алмазова, доц. Т.Ю. Садовникова). Сделаны доклады на Международной конференции по привязанности, г. Лондон, Великобритания, 29 июня - 1 июля 2017 г. (IAC 2017 Highlights). Был продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора юношей. По результатам исследований были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков" (доц. С.В. Молчанов, доц. О.В. Алмазова, доц. Н.Н. Посребышева); "Профориентация в системе социального волонтерства" (проф. Н.С. Пряжников, доц. О.В. Алмазова, доц. С.М. Чурбанова). Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития на всех этапах онтогенеза в сфере познания, социального интеллекта, по разработке практических аспектов возрастно-психологического консультирования, современного школьного и вузовского образования . По результатам исследования сделаны доклады на Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения П.Я. Гальперина "Научная школа П.Я. Гальперина: история, современное состояние, перспективы развития", МГУ имени М.В. Ломоносова, 2-3 октября 2017 года и опубликованы статьи и тезисы конференции: "Основные направления развития идей концепции П.Я. Гальперина на кафедре возрастной психологии Московского университета" (проф. О.А. Карабанова); "Эвристический потенциал теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий для изучения социального познания в детском возрасте" (доц. О.Б. Чеснокова); Ориентировочные процессы в условиях возрастно-психологического консультирования" (доц. Г.В. Бурменская); "Организация аналитической части жизнетворческого акта в условиях психологического консультирования" (доц. Ю.И. Фролов); "Возможность реализации идей П.Я. Гальперина в практике современного школьного образования" (доц. Чурбанова С.М.); "Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки специалистов психологов" (доц. Е.И. Захарова). Продолжены исследования в рамках направления изучения методов психологического сопровождения и реабилитации детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ имени А.Н. Бакулева. По результатам исследования сделаны доклады на XI Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», Межрегиональном круглом столе "Инновационные подходы и технологии к клинико-психологической реабилитации и ресоциализации", Москва, 19-21 апреля 2017 года: "Синергия медицины, искусства, психологии для создания здоровье сберегающей среды и реабилитации больных детей в стационарах России" (председатель правления БФ "Грани таланта" - Шелег Е.А., проф. О.А. Карабанова, доц. Т.Ю. Садовникова, доц. С.М. Чурбанова); на Всероссийском психологическом форуме. VI Съезде Российского психологического общества. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 5-7 октября 2017 года и опубликованы статьи в материалах форума: "Принцип целостности социальной ситуации развития в организации жизненного пространства и реабилитации детей с ВПС в лечебном стационаре" (доц. С.М. Чурбанова ). Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению по изучению межкультурных различий эмоциональной регуляции с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры: 1) осуществлялась проверка психометрической эквивалентности русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской и азербайджанской выборках, осуществлялось сравнение России и Азербайджана по выраженности ценностей горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма; 2) сопоставлялись результаты по методикам, отражающим разные аспекты эмоциональной регуляции (DRAI Д. Мацумото, ЭмИн Д.В. Люсина, ECV А. Маусс, ERQ Дж. Гросса), которые использовались в предыдущих исследованиях в России и Азербайджане; 3) оценивались связи между ценностями горизонтального и вертикального индивидуализма, горизонтального и вертикального коллективизма и особенностями проявления эмоций у представителей русской и азербайджанской культур. Психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках проверялась с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г. Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Показано, что горизонтальный индивидуализм связан с более высоким уровнем проявления эмоций, по сравнению с вертикальным индивидуализмом, вертикальный коллективизм связан с более строгими требованиями к эмоциональному контролю, по сравнению с горизонтальным коллективизмом. Были опубликованы статьи по теме исследования: Панкратова А.А., Осин Е.Н., Гасанова У.У. Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Т. 10, № 55. С. 3.; Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. C. 1-11.; сделаны доклады на XVIII Международных Чтениях памяти Л.С. Выготского ( г. Москва, 13-17 ноября 2017 г.) и опубликованы тезисы в материалах конференции: А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, Е.Р. Черткова «Индивидуальные различия в использовании стратегий эмоциональной регуляции».
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа:
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа:
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа:
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа:
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".