Междисциплинарные фундаментальные исследования закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологическое сопровождение детства, семьи и старости в информационном обществеНИР

Interdisciplinary studies of childhood: patterns of human mental development at different stages of ontogenesis, the role of genotype, social situation of development and of the family in shaping personality

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2016 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Разработана новая психологическая концепция развития толерантности в межличностных отношениях в структурно-функциональном единстве когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в детском и подростковом возрасте; обоснован оригинальный возрастно-психологический подход к изучению толерантности в межличностных отношениях, позволяющий выявить значение социальной ситуации развития детей и подростков для развития толерантности в межличностных отношениях. Концепция прошла апробацию в 2016 году в совете Д 501.001.95 и была защищена как докторская диссертация по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской республики)" (доц. А.Д. Вислова, научный консультант - докт.психол.наук, проф., член-корр. РАО, МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Карабанова). Основное содержание исследования отражено в 54 публикациях автора. В 2016 году по теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): 1) В кандидатской диссертации "Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте" (научн. руков. - доцент Т.Ю. Садовникова, аспир. - Дзукаева В.П.) впервые на отечественной выборке описаны и проанализированы особенности психологической сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте на основе структурной модели Дж. Хоффмана. Обнаружена гетерохронность осуществления аффективной, когнитивной и поведенческой сепарации от родителей. Предложена типология сепарации от родителей в юношеском возрасте на отечественной выборке; выявлены внутривозрастные, гендерные и кросс-культурные различия психологической сепарации русских и осетинских студентов от родителей. Основное содержание исследования отражено в 15 публикациях автора. 2) В работе "Типы конкурентного поведения младших школьников с разным уровнем развития социо-эмоциональной компетентности" (научн. руков. - доц. О.Б. Чеснокова, асп. - К.С. Тарасова) впервые в отечественной психологии развития на выборке 178 учащихся 2,3 и 4 классов общеобразовательных школ, их родителей и учителей было исследовано конкурентное поведение младших школьников, выделены и описаны характеристики и типы конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательных игр, его гендерные и возрастные особенности. Разработана методика для диагностики психологической готовности младших школьников к соревнованию и определению типа конкурентного поведения младших школьников в условиях соревновательной игры. Предложены рекомендации по повышению психологической готовности детей к соревнованию и работе с детьми, реализующими неконструктивные типы конкурентного поведения в условиях соревновательной игры. Основное содержание исследования отражено в 9 публикациях автора В 2016 году в рамках НИР получили научно-теоретическое обоснование с позиций психологии развития и возрастной психологии актуальные социальные проблемы современной российского общества: от управления рисками к психологическому развитию и благополучию в сфере социализации, безопасности, психического здоровья, позитивного развития семьи, образования, профориентации. По результатам исследований были сделаны доклады на Всероссийских научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Психологические аспекты внедрения практики "бэби-боксов" на территории Российской Федерации" (проф. О.А. Карабанова) - "Защита права новорожденного ребенка на жизнь и охрану здоровья: проблемы, задачи и опыт их решения", Москва, Россия, 21 марта 2016; " Общение подростков в Интернет-пространстве: новые риски и новые возможности" ( проф. О.А. Карабанова) - "Цифровое детство: социализация и безопасность", Россия, 6 апреля 2016; 31 октября 2016; "Задачи психологического сопровождения детей и подростков в условиях внедрения новых ФГОС ОО" (проф. О.А. Карабанова); "На пути к стандартам: только ли учеба?" (доц. Е.И. Захарова). В рамках типологического подхода к психическому развитию завершен цикл исследований, посвященный онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам ее влияния на психическое развитие. По результатам исследования был сделан доклад: "Привязанность к матери как базисное условие психического развития и психологического благополучия" (доц. Г.В. Бурменская) на Всероссийской конференции "Психическое здоровье: социальные, клинико-организационные и научные аспекты", Москва, Россия, 31 октября 2016. Был продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в детском, подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора старших подростков. По результатам исследований были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Ценностные основания и социально-экономические условия самоопределения современных российских подростков в сфере труда" (доц. Т.Ю. Садовникова); "Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте" (доц. С.В. Молчанов) - Международная научно-¬практическая конференция "Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова",г. Москва, Россия, 12-15 октября 2016. Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в раннем, дошкольном и в младшем школьном возрасте в сфере познания, социального интеллекта, креативности и одаренности . По результатам исследования сделаны доклады и опубликованы статьи: "Речевое развитие ребенка - от действия к слову" (проф. О.А. Карабанова), "Общение и культурные знаки как ресурс семейного образовательного потенциала в образе будущего волевого действия школьника" (доц. С.М. Чурбанова) - Международный конгресс "Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам", посвященный 80-летию со дня рождения А.А. Леонтьева, Москва, Россия, 23-25 мая 2016; "Типы конкурентного поведения старших дошкольников и младших школьников в условиях соревновательной игры" (доц. О.Б. Чеснокова, асп. К.С. Тарасова) - V Юбилейная Международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста", МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 12-14 мая 2016; "Соотношение творческой одаренности и академической неуспеваемости у младших школьников" (асп. А.И. Новицкая под рук. доц. Чурбановой С.М.) - Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов- 2016". Продолжен цикл исследований в рамках направления изучения методов психологического сопровождения детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ имени А.Н. Бакулева.
2 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2017 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты: Разработана новая психологическая концепция развития родительства в рамках НИР по направлениям семейной психологии и детско-родительских отношений. Концепция прошла апробацию в 2017 году в совете Д 501.001.95 и была защищена как докторская диссертация по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Родительство как возрастно-психологический феномен" (доц. Е.И. Захарова, научный консультант - докт. психол. наук, проф., член-корр. РАО - О.А. Карабанова). Основное содержание исследования отражено в 41 публикации автора. По теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте" (научн. руков. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - А.М. Коновалова) Основное содержание исследования отражено в 14 публикациях автора.; "Феномен форсирования развития дошкольников в современной российской семье" (научн. руков. - доцент Е.И. Захарова, аспир. - Ю.А. Старостина). Основное содержание исследования отражено в 12 публикациях автора. В рамках типологического подхода к психическому развитию продолжен цикл исследований, посвященный онтогенетической роли привязанности к близкому взрослому и механизмам ее влияния на психическое развитие в детстве и взрослости (доц. Г.В. Бурменская, доц. О.В. Алмазова, доц. Т.Ю. Садовникова). Сделаны доклады на Международной конференции по привязанности, г. Лондон, Великобритания, 29 июня - 1 июля 2017 г. (IAC 2017 Highlights). Был продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей социо-морального развития в подростковом и юношеском возрасте; ценностно-смыслового развития процессов самоопределения и профессионального выбора юношей. По результатам исследований были сделаны доклады на научно-практических конференциях и опубликованы статьи: "Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков" (доц. С.В. Молчанов, доц. О.В. Алмазова, доц. Н.Н. Посребышева); "Профориентация в системе социального волонтерства" (проф. Н.С. Пряжников, доц. О.В. Алмазова, доц. С.М. Чурбанова). Продолжен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития на всех этапах онтогенеза в сфере познания, социального интеллекта, по разработке практических аспектов возрастно-психологического консультирования, современного школьного и вузовского образования . По результатам исследования сделаны доклады на Международной научно-практической конференции, посвященной 115-летию со дня рождения П.Я. Гальперина "Научная школа П.Я. Гальперина: история, современное состояние, перспективы развития", МГУ имени М.В. Ломоносова, 2-3 октября 2017 года и опубликованы статьи и тезисы конференции: "Основные направления развития идей концепции П.Я. Гальперина на кафедре возрастной психологии Московского университета" (проф. О.А. Карабанова); "Эвристический потенциал теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий для изучения социального познания в детском возрасте" (доц. О.Б. Чеснокова); Ориентировочные процессы в условиях возрастно-психологического консультирования" (доц. Г.В. Бурменская); "Организация аналитической части жизнетворческого акта в условиях психологического консультирования" (доц. Ю.И. Фролов); "Возможность реализации идей П.Я. Гальперина в практике современного школьного образования" (доц. Чурбанова С.М.); "Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки специалистов психологов" (доц. Е.И. Захарова). Продолжены исследования в рамках направления изучения методов психологического сопровождения и реабилитации детей средствами арт-терапии и семейной терапии с тяжелыми хроническими заболеваниями (ВПС) как основы немедицинской помощи на базе детского отделения НЦССХ имени А.Н. Бакулева. По результатам исследования сделаны доклады на XI Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», Межрегиональном круглом столе "Инновационные подходы и технологии к клинико-психологической реабилитации и ресоциализации", Москва, 19-21 апреля 2017 года: "Синергия медицины, искусства, психологии для создания здоровье сберегающей среды и реабилитации больных детей в стационарах России" (председатель правления БФ "Грани таланта" - Шелег Е.А., проф. О.А. Карабанова, доц. Т.Ю. Садовникова, доц. С.М. Чурбанова); на Всероссийском психологическом форуме. VI Съезде Российского психологического общества. Казанский (Приволжский) федеральный университет, 5-7 октября 2017 года и опубликованы статьи в материалах форума: "Принцип целостности социальной ситуации развития в организации жизненного пространства и реабилитации детей с ВПС в лечебном стационаре" (доц. С.М. Чурбанова ). Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению по изучению межкультурных различий эмоциональной регуляции с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры: 1) осуществлялась проверка психометрической эквивалентности русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской и азербайджанской выборках, осуществлялось сравнение России и Азербайджана по выраженности ценностей горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма; 2) сопоставлялись результаты по методикам, отражающим разные аспекты эмоциональной регуляции (DRAI Д. Мацумото, ЭмИн Д.В. Люсина, ECV А. Маусс, ERQ Дж. Гросса), которые использовались в предыдущих исследованиях в России и Азербайджане; 3) оценивались связи между ценностями горизонтального и вертикального индивидуализма, горизонтального и вертикального коллективизма и особенностями проявления эмоций у представителей русской и азербайджанской культур. Психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г. Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках проверялась с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г. Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Показано, что горизонтальный индивидуализм связан с более высоким уровнем проявления эмоций, по сравнению с вертикальным индивидуализмом, вертикальный коллективизм связан с более строгими требованиями к эмоциональному контролю, по сравнению с горизонтальным коллективизмом. Были опубликованы статьи по теме исследования: Панкратова А.А., Осин Е.Н., Гасанова У.У. Уровень горизонтального и вертикального индивидуализма и коллективизма в России и Азербайджане // Психологические исследования (электронный журнал). 2017. Т. 10, № 55. С. 3.; Панкратова А.А., Корниенко Д.С. Русскоязычная адаптация опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса // Вопросы психологии. 2017. № 5. C. 1-11.; сделаны доклады на XVIII Международных Чтениях памяти Л.С. Выготского ( г. Москва, 13-17 ноября 2017 г.) и опубликованы тезисы в материалах конференции: А.А. Панкратова, О.В. Паршикова, Е.Р. Черткова «Индивидуальные различия в использовании стратегий эмоциональной регуляции».
3 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В рамках НИР "Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности" в 2018 году разрабатывались исследования и получены научные результаты по направлениям семейной психологии, детско-родительских отношений, типологического подхода, выявления психологических закономерностей в познавательной, эмоционально-личностной и моральной сфере в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и зрелых возрастах. Исследовался тип воспитания в семье как фактор развития эмпатии в подростковом возрасте (доц. Молчанов С.В., Окатова М.А.); особенности временной перспективы подростков в разных культурах (на примере России и Туркмении) (доц. Фролов Ю.И., Головнева К.О.); связь образа будущего и особенностей становления автономии у старших подростков (доц. Поскребышева Н.Н., Родионова К.Э.); личностные особенности подростков с высоким уровнем чувствительности к отвержению (доц. Бурменская Г.В., Максимова К.К.); развитие самосознания старших подростков в условиях реализации творческой сценической деятельности (проф. Карабанова О.А., Дорогойченко С.И.); особенности взаимоотношений со сверстниками у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов (доц. Алмазова О.В., Смирнова М.Д.); связь самоотношения с отношением к общению в социальных сетях и реальной жизни у старших подростков (проф. Рождественская Н.А., Сотникова О.О); связь типов привязанности к матери и уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте (доц. Алмазова О.В., Стрелкова Д.Д.); тип привязанности к родителям как фактор построения межличностных отношений в юношеском возрасте (проф. Карабанова О.А., Богатырева М.Л.); семейные ценности супругов как условие распределения ролей в молодой семье (доц. Садовникова Т.Ю., Лезжова М.В.); организация рефлексии автобиографических воспоминаний как фактор эго-интеграции личности в период старения и старости (проф. Карабанова О.А., Сапожникова М.В.). В рамках выполнения работ по грантам РФФИ изучены личностные и семейные факторы, определяющих эмоционально-смысловое отношение к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость (рук. проф. О.А.Карабанова). Эмпирически выделены пять типов отношения к родительской позиции матери: 1) приоритет и принятие материнской роли; 2) положительное отношение к материнству и отложенное родительство; 3) материнство как долженствование; 4) амбивалентное отношение к материнству и отложенное родительство; 5) отвержение материнства и материнской роли. Выявлена роль принятия/отвержения со стороны матери и типа привязанности для формирования отношения к родительской позиции. Изучена связь базисных убеждений личности с типом отношения к родительской позиции матери. Результаты нашли отражение в 5 публикациях. По гранту «Роль художественной кинематографии в формировании установки на реализацию родительской деятельности и образа эффективного родительства у современной молодежи» (рук. проф. О.А. Карабанова) проведен теоретический анализ влияния метода арттерапии и, синематерапии, в частности, на формировании ценностных установок в отношении материнства. Разработаны и апробированы в эмпирическом исследовании критерии эффективного родительства. Проведено пилотажное исследование влияния восприятия художественных фильмов на установки родительства (5 статей). В эмпирическом исследовании подтверждена связь представлений подростков с разной степенью включенности в Интернет-общение о моральной регуляции отношений в обществе с когнитивными способами переработки социальной информации из Интернет-сети (рук. доц. С.В. Молчанов) (4 публикации). Изучена связь сформированности личной профессиональной перспективы с ценностными ориентациями старших подростков (рук. проф. Н.С. Пряжников) (4 публикации). По теме НИР подготовлены к защите 3 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13 - Психология развития, акмеология (психол. науки): "Представления современной молодежи о предстоящем материнстве и отцовстве как компонент психологической готовности к будущему родительству" (н. рук. - доц. Е.И. Захарова, асп. - А.Г. Долгих). Основное содержание исследования отражено в 6 публикациях автора, в том числе: Долгих А.Г., Захарова Е.И. Психологические особенности образа материнства у девушек в период вхождения во взрослость // Мир психологии. 2018. № 1 (93). С. 155–163.; Dolgikh A. G. et al. Assumptions as a basis for attitude forming to mother's position in girls // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. no. XLIII. P. 634–642.; Dolgikh A. G. et al. The Features of Present-Day Young Women's Ideas About Motherhood // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. no. XLIII. P. 493-500.; "Представления об успехе в подростковом возрасте" (н. рук. проф. О.А. Карабанова, асп. - Д.А. Бухаленкова). Основное содержание исследования отражено в 5 публикациях автора, в том числе: Bukhalenkova D.A., Karabanova О.А. Adolescent notions of success // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Conference: ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education. 2018. Vol. XLIII. P. 666–675. Бухаленкова Д.А., Карабанова О.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 148-157; "Детско-родительские отношения как условие развития личной профессиональной перспективы в старшем подростковом возрасте" (н.рук. - доц. Т.Ю. Садовникова, асп. - Т.М. Коньшина). Основное содержание исследования отражено в 11 публикациях автора, в том числе: Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 1 (29). - С. 77-87; Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та., 2018. - № 3. - С. 37-59. В 2018 году в рамках НИР кафедра возрастной психологии выступила с инициативой организации на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова VIII-ой Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи". Москва-Екатеринбург-Звенигород, 3-6 октября 2018 г. (Доц. Захарова Е.И. - член Программного комитета, заместитель председателя организационного комитета). В конференции приняли участие представители государственных и общественных организаций, работающих в сфере науки, образования, здравоохранения и социальной поддержки семьи из 7 стран: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Испании, Великобритании. Выступление сотрудников, аспирантов, магистров, студентов кафедры с сообщениями осуществлялось по актуальным проблемам темы НИР. Были опубликованы материалы конференции в сборнике VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Москва – Екатеринбург, 2018. – 905 с.: Бурменская Г.В., Коврижкина М.А Особенности материнского реагирования на аффективные проявления у детей дошкольного возраста; Чурбанова С.М., Еремина А.А. Имплицитные представления родителей о развитии и обучении дошкольников в моно- и билингвальной среде; Чеснокова О.Б., Тарасова К.С Согласованность в оценке социо-эмоциональной компетентности младших школьников учителями и родителями; Молчанов С.В., Любимова В.В. Практика наказаний в детско-родительских отношениях: представления родителей и возможные риски для психического развития ребенка; Поскребышева Н.Н Исследования сепарационных процессов в детско-родительских отношениях подростков; Садовникова Т.Ю. Ларин И.А. Две формы общения старших подростков с родителями: онлайн и оффлайн; Старостина Ю.А. Представления подростков о будущем родительстве; Захарова Е.И. Возможности гармонизации установок по отношению к родительству посредством синематерапии. Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению в изучении межкультурных различий эмоциональной регуляции с анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры. Были опубликованы статьи по теме исследования: Панкратова А.А., Люсин Д.В. Видеоролики для индукции эмоций в лабораторных условиях: нормативные данные и кросс-культурный анализ // Экспериментальная психология. 2018. Т.11. № 2. С. 5-15; Панкратова А.А., Осин Е.Н. Особенности эмоциональной регуляции у представителей русской и азербайджанской культур // Культурно-историческая психология. 2018. Т.14. № 2. С. 52-60.
4 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности
Результаты этапа: В 2019 году в рамках НИР «Междисциплинарные исследования детства: закономерности психического развития человека на разных стадиях онтогенеза, роль генотипа, социальной ситуация развития и семьи в формировании личности» разрабатывались исследования и получены научные результаты по широкому кругу проблем социо-морального развития и коммуникативной компетентности, личностных свойств и профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте; протекания процессов развития психологических новообразований в сфере общения: в реальном и виртуальном социуме; развития творческой деятельности; проблем семейной психологии. Исследовались психологические условия коррекции коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии и игротерапии (проф. О.А. Карабанова , М.С. Алексеева); возрастная динамика негативных личностных свойств в подростковом возрасте (проф. М.С. Егорова, Т.В. Адамович); личностные особенности гендерно-неконформной молодежи (доц. С.В. Молчанов, Ю.А. Рыжкова); особенности решения этических дилемм, возникающих в Интернет-общении у пользователей с разным уровнем социо-моральной компетентности (проф. О.А. Карабанова, М.А. Георгиевская) [9]; психологические особенности дружбы в виртуальном и реальном общении подростков и юношества (доц. С.В. Молчанов, Л.Л. Мещерин). Изучалась роль творческой деятельности подростков в социально-психологической адаптации к школьной среде (на примере феномена «ухода от проблем») (доц. С.М. Чурбанова, А.А. Шершукова) [44]. Исследовались личностные факторы планирования возраста заключения брака современной молодежью (доц. С.В. Молчанов, А.С. Бородина) [19]. Изучалась роль ценностных приоритетов в процессе профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Выявлена неравномерность становления компонентов личной профессиональной перспективы (ЛПП). Выделены группы, различающиеся по статусу идентичности в сфере профессионального самоопределения. Обнаружены различия в значимости ценностей «достижения», «универсальность-толерантность», «самостоятельность мыслей» и «самостоятельность поступков» между группами подростков, различающихся по зрелости профессионального самоопределения (проф. Н.С. Пряжников, доц. С.В. Молчанов, К.А. Кирсанов) [21]. В 2019 году в рамках НИР кафедра возрастной психологии выступила с инициативой организации на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова «Научных чтений памяти профессора Московского университета Л.Ф. Обуховой» по случаю ее 80-летнего юбилея; Москва, 21 февраля 2019 г. (проф. О.А. Карабанова - член Программного комитета, заместитель председателя организационного комитета). В конференции приняли участие профессора и научные сотрудники различных вузов и психологических институтов, ученики и соратники Л.Ф. Обуховой: ПИ РАО, Институт Человека «Дубна», МГППУ. Выступления сотрудников кафедры с сообщениями осуществлялось по актуальным проблемам психологии развития, возрастной психологии, современного детства и семьи. Материалы конференции и Круглого стола были опубликованы в 2019 году в Национальном психологическом журнале в № 2 (34): под ред. Карабановой О.А. Научные чтения памяти Л.Ф. Обуховой (С. 4); Бурменская Г.В. Л.Ф. Обухова: уроки научные и человеческие. Еще раз к вопросу о стратегиях исследования умственного развития ребенка (С. 10-18) [3]; С.М. Чурбанова. Идеи Л.Ф. Обуховой о развитии креативности детей (С. 19-24) [41]. В 2019 году, 2-5 июля в Москве сотрудники кафедры приняли участие в работе XVI Европейского Психологического Конгресса. В докладах были представлены результаты исследований по темам: «Факторы становления личностной профессиональной перспективы в подростковом возрасте» (проф. Н.С. Пряжников, доц. С.В. Молчанов, доц. О.Б. Чеснокова, доц. С.М. Чурбанова, Ю.А. Старостина) [50]; «Мета-анализ эффективности подходов к креативности в дошкольном возрасте в психологии и педагогике» (доц. С.М. Чурбанова, А.А. Леонтьева) [47]. Было представлено направление, связанное с междисциплинарным анализом психологической поддержки семьям с детьми со сложным соматическим заболеванием (СД 1 типа), проанализированы взаимосвязи качества жизни с тяжестью соматического заболевания у подростков со специальными нуждами (проф. О.А. Карабанова, доц. С.М. Чурбанова, Е.С. Ворошилова, доц. Н.Н. Поскребышева, А. Аскерли) [67]. Продолжены исследования кафедры психогенетики по приоритетному направлению в изучении способностей эмоционального интеллекта, различий эмоциональной регуляции с анализом кросс-культурных, возрастных и гендерных различий. К публикации подготовлены статьи: Панкратова А.А. Модели способностей эмоционального интеллекта и обзор методик диагностики. Часть 1. // Вопросы психологии. 2019; Панкратова А.А. Смешанные модели эмоционального интеллекта и обзор методик диагностики. Часть 2. // Вопросы психологии. 2019; Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект как личностная черта: теория и методика диагностики К. Петридеса и А. Фернхема // Вопросы психологии. 2019; Панкратова А.А., Осин Е.Н. Круговая модель правил проявления эмоций: кросс-культурное исследование // Психологический журнал. 2019; Панкратова А.А., Осин Е.Н., Лебедев В.В. Подавление экспрессии положительных и отрицательных эмоций в России и Азербайджане // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 60-70 [см.: 24]. На кафедре возрастной психологии в 2019 году проводились исследования в рамках грантов РФФИ: "Ценностно-моральные и когнитивные факторы профессионального самоопределения подростков" (грант РФФИ, 18-013-01067) (проф. Н.С. Пряжников, доц. С.В. Молчанов, доц. О.Б. Чеснокова, доц. С.М. Чурбанова, Ю.А. Старостина, К. А. Кирсанов, Е.В. Перевезенцева); "Когнитивные способы переработки социальной информации из Интернет-сети как фактор формирования представлений подростков о моральной регуляции отношений в современном информационном обществе" (грант РФФИ, 18-013-01080\18) (доц. С.В. Молчанов, доц. О.В. Алмазова, доц. Н.Н. Поскребышева и др.); "Личностные и когнитивные факторы использования подростками механизмов морального самооправдания девиантного поведения (буллинга и кибербуллинга) в условиях информационной социализации" (грант РФФИ, 19-013-00823\19) (проф. Н.С. Пряжников, доц. С.В. Молчанов, доц. О.В. Алмазова).
5 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Междисциплинарные фундаментальные исследования закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологическое сопровождение детства, семьи и старости в информационном обществе
Результаты этапа:
6 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Междисциплинарные фундаментальные исследования закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологическое сопровождение детства, семьи и старости в информационном обществе
Результаты этапа:
7 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Междисциплинарные фундаментальные исследования закономерностей психического развития человека в онтогенезе и психологическое сопровождение детства, семьи и старости в информационном обществе
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".