ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Цель проекта – исследование ценностно-моральных и когнитивных факторов профессионального самоопределения личности в подростковом возрасте. Актуальность проблемы обусловлена сложностью профессионального самоопределения подростков в условиях фундаментальных социо-экономических перемен, высокой социальной неопределенности и ценностной неоднородности социальных установок и представлений в современной России. Существует противоречие между выраженной тенденцией роста патриотических настроений у российской молодежи, с одной стороны, и стихийным характером профессионального самоопределения при недостаточном морально-ценностном осмыслении подростками социального значения самой ситуации профессионального самоопределения и низком уровне творческого исследования возможностей профессионального выбора при опоре на устаревшие стереотипы представлений о профессиях или недооценке их гражданского и морального смысла. Научная новизна проекта заключается в выявлении связи между характером морально-ценностной ориентации оптанта и профессиональном самоопределении в подростковом возрасте; значения уровня креативности и толерантности к неопределенности как фактора построения личной профессиональной перспективы с учетом вариативности условий ее реализации, разработке критериев оценки обоснованности личных профессиональных перспектив; в создании методики анализа карьерных ситуаций с неоднозначными выборами. Ожидаемые результаты реализации проекта связаны с определением психологического содержания понятия "морально-ценностные установки в контексте профессионального самоопределения подростков", выделением и обоснованием критериев обоснованности личных профессиональных перспектив; выявлением взаимосвязи морально-ценностных установок и качества личной профессиональной перспективы; выявлением различий взаимосвязи морально-ценностных установок и качества личной профессиональной перспективы у подростков с разным уровнем креативности и толерантности к неопределенности, разработкой оригинальных методик: методика уровня обоснования решения карьерных ситуаций с неоднозначными выборами, методика "Моральные дилеммы в карьерных ситуациях с неоднозначным моральным контекстом".
The goal of the project – to investigate value-moral and cognitive factors of professional self-determination in adolescence. The actual problem is determined by difficulties of professional self-determination in adolescentce in fundamental social-economical changes, high social uncertainty and value heterogeneity of social attitudes in modern Russia. There is contradiction between tendency of patriotic moods and spontaneous professional self-determination with lack of moral-value understanding of social significance of process of professional self-determination accompanied by low creative investigation of professional choices and high role of old stereotypes about professions with underestimation of their civil and moral sense. The scientific novelty of the project is to define link between moral-value orientation of the person and professional self-determination in adolescence, role of creativity and tolerance to uncertainty as factors of development of personal professional perspective with considering of variability of conditions in realization, development of criteria to estimate substantiation of personal professional perspectives, to create questionnaire of analysis of career situations with uncertain choices. Expected results of the project are connected with definition of psychological content of term “moral-value attitudes in context of professional self-determination in adolescence”; definition and substantiation of personal professional perspectives; definition of correlation between moral-value attitudes and qualities of personal professional perspective; definition of differences of correlation between moral-value attitudes and professional choices between adolescents with different level of creativity and tolerance to uncertainty; creature of original questionnaires- the first one to estimate the level of substantiation of career situation with uncertain choices, the second one – “moral dilemmas in career situations with uncertain moral context”
Будет определено психологическое содержание понятия "морально-ценностные установки в контексте профессионального самоопределения подростков" Будут выделены и обоснованы критерии обоснованности личных профессиональных перспектив; Будет выявлена взаимосвязь морально-ценностных установок и качества личной профессиональной перспективы; Будут выявлены различия взаимосвязи морально-ценностных установок и качества личной профессиональной перспективы у подростков с разным уровнем креативности и толерантности к неопределенности Будут разработаны оригинальные методики: Методика уровня обоснования решения карьерных ситуаций с неоднозначными выборами Методика "Моральные дилеммы в карьерных ситуациях с неоднозначным моральным контекстом". Результаты исследования роли морально-ценностного и когнитивного компонентов профессионального выбора в их единстве позволят углубить существующее знание о закономерностях профессионального самоопределения личности, поскольку ранее отсутствовало систематическое изучение морального контекста профессионального выбора. Учет креативности и толерантности к неопределенности как ресурса проектирования личностью профессиональной карьеры и профессионального выбора позволит углубить научные представления об активности личности как основе осознанного и разумного профессионального саморазвития и самореализации. В решении задач прикладного характера результаты исследования могут быть использованы при разработки программ оптимизации профессионального самоопределения на основе учета морально-ценностных установок и использования ресурсов креативности при решении задачи профессионального выбора, при разработке модели психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации. Учет морально-ценностной составляющей профессионального выбора откроет возможности создания и реализации исследовательских и практико-ориентированных проектов воспитания гражданской позиции и ответственности личности.
Цикл исследований закономерностей, условий и факторов профессионального самоопределения Н.С.Пряжникова, нашедших отражение в докторской диссертации, в 12 книгах (монографиях и учебниках и учебных пособиях) и создании методики исследования личной профессиональной перспективы. Разработано понятие активизирующая профконсультационная методика, смысл которой в создании внешних и внутренних условий для развития субъекта профессионального и личностного самоопределения. Проанализирована проблема выделения критериев оценки эффективности активизации как с точки зрения развивающихся потребностей самоопределяющейся личности, так и с позиций меняющихся запросов общества. Разработаны разные группы конкретных методов активизации и варианты профориентационных программ для работы с учащимися 8-11 классов. Цикл исследований особенностей моральной ориентации подростков, определяемой приоритетом ценности справедливости или заботы С.В.Молчанова, нашедший отражение в кандидатской диссертации и ряде публикаций, а также в оригинальных авторских методиках диагностики типа морально-ценностной ориентации. Исследование креативности при решении дивергентных задач С.М.Чурбановой, позволивший разработать критерии оценки креативности и разработать методологию ее диагностики.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 12 февраля 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Ценностно-моральные и когнитивные факторы профессионального самоопределения подростков |
Результаты этапа: | ||
2 | 12 февраля 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Ценностно-моральные и когнитивные факторы профессионального самоопределения подростков |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".