ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Предлагаемый проект исследования современных сакральных практик освоения социальных ландшафтов предполагает работу в одном из самых сложных для этнографической экспедиционной работы регионов России - на южном Алтае (в основном, в Онгудайском районе Республики Алтай, РФ). Актуальность предлагаемого исследования заключается в социально-антропологическом исследовании наиболее сложноуловимых и вместе с тем устойчивых культурных паттернов, оказывающих влияние на современные идентичности алтайцев, их мировосприятие и отношение к любого рода экономическим новшествам или социальным переменам в Республике Алтай. Без понимания специфики преломления и ре-актуализации представлений о культурном и историческом наследии в современной жизни местного населения сложно вести речь о сколь-либо осознанной социально-экономической (да и национальной тоже) политике в данном регионе. Все заявляемые к изучению в ходе исследования проблемы входят в число топ-тем современной социальной антропологии: это сохранение и изобретение традиций, а также каналы их трансляции, автописьмо, локальные парки, музеи и идентичность, коммерциализация воображаемой культуры, клановая идентичность и клановость в современной жизни, индигенный перспективизм и ряд иных. Благодаря целенаправленному сбору полевого материала с применением унифицированной программы исследования с набором ключевых тем (вопросов) для интервью, аудио-визуальными наблюдениями, включенным наблюдением, сбором и контент-анализом различных документов/публикаций в местной прессе (в частности, в газете "Амаду Алтай" и монографических публикациях отдельных местных "видящих"/авторов), мы рассчитываем выявить наиболее значимые практики освоения людьми социальных ландшафтов, равно как и причины задействования именно этих практик. Будут собраны уникальные полевые материалы во время работы в населенных пунктах Каракольской долины с мастерами народных промыслов/ремесел, со сказителями, шаманами, ярлыкчы, автописьмецами, руководителями местных музеев, дирекцией Каракольского (этно)природного парка и др. не менее яркими ключевыми информантами. В предлагаемом нами комплексном варианте сходные проекты на саяно-алтайских материалах в последние три десятилетия (не говоря уже о советском времени отечественных этнографических работ в регионе) никем не осуществлялись. Исключение - экспедиционный проект близкого по составу участников коллектива, выполненный в 2017 году при поддержке РФФИ. Вместе с тем в проекте будет хорошо видна историческая преемственность с наиболее яркими исследованиями раннего советского времени: мы будем работать именно в тех населенных пунктах, в которых в 1930 и 1932 гг. собирал полевые материалы один из классиков отечественной этнографии С.А. Токарев. Обращение в ряде случае к тем же сюжетам, что и у Токарева (в частности, сохранение родовой структуры и организация ремесла), позволит, как мы рассчитываем, отказавшись безусловно от раннесоветской риторики, проследить динамику трансформации представлений аборигенного населения о собственных "традициях" и о существующих сейчас социальных практиках. Спецификой данного проекта станет и образовательная компонента: для его выполнения привлечены студенты и аспиранты кафедры этнологии исторического факультета МГУ и Лаборатории социально-антроплогических исследований Томского государственного университета. Результаты проекта могут иметь практическое применение при формировании адекватной государственной политики РФ в целом и Республики Алтай в частности применительно к национальному (титульному) сельскому населению.
The suggested project of the research of contemporary practices of sacral assignments of social landscapes is supposed to take place in one of the most difficult regions for ethnographic fieldwork in Russia – in southern Altai (Ongudaysky District, the Republic of Altai, Russia). The timeliness of suggested project lies in the social-anthropological research of one of the most hard-tofind yet very stable cultural patterns defining modern Altaian identities, their mentality and attitude to economic innovations and social changes in Altai Republic. Without understanding the specifics of interpretation and re-actualization of the perceptions of cultural and historical legacy in modern life of ingenious people, we could not even try any sensible socio-economic (and national) policy in the region. All announced problems to study are in top themes of modern social anthropology. These are preservation and creation of traditions, and their broadcast channels, automatic writing, local parks, museums and identity, commercialization of imagined culture, clan identity and clan system in modern life, ingenious perspectivism and many others. Due to dedicated collection of field material using unified research program with the selection of key themes (questions) for interview, audio-visual observation, participant observation, collection and content analysis of different documents/publications in local press (specifically, ‘Amadu Altai’ newspaper, as well as in monographs written by some local visioners/authors), we expect to find out the most significant practices of assignments of social landscapes, and likewise the reasons of using these very practices. We shall collect original field materials during the work in Karakol valley with local craftsmen, storytellers, shamans, yarlykchi, auto writers, curators of local museums, the front office of Karakol (ethno) nature park and with others key informants. In our suggested complex variant, the same projects on Sayano-Altai materials (let alone Soviet ethnographic works of the region) were never realized. There is only one exclusion: it was a field trip conducted by quite the same team of researchers in 2017 under financial support of RFBR. However the historical succession with the most outstanding early Soviet researches will be quite visible: we will work in the inhabited localities, where in 1930 and 1932 collected his field materials one of the classics of Soviet ethnography – S.A. Tokarev. Working on the same subjects, Tokarev did (in particular, the preservation of the kindred structure and arranging of craft), let us deduce the dynamics of transformation of the perceptions of the ingenious people of their own “traditions”. The specific character of this project will be its educational component: BA/MA and PhD students of the Department of Ethnology (Faculty of History, Lomonosov Moscow State University) and the Laboratory for Social and Anthropological Research (Faculty of History, Tomsk State University) will be involved for its fulfillment. The results of this project could be of actual use for the development of adequate state policy for national (title) rural population of Russian Federation in general and Altai Republic in particular. The results will be published in the series of articles (no less than 10 articles) in the journals indexed by Scopus, Web of Science, and HAC of RF, as well as in a collective book, and at least in one volume with folklore/ethnographic field materials.
Результаты проекта будут опубликованы в серии статей (не менее 10 статей) в журналах из баз Scopus или Web of Science, а также списка ВАК, в коллективной монографии по результатам проекта и публикации, по меньшей мере, одного тома с фольклорными / этнографическими материалами.
Участники проекта имеют большой опыт экспедиционных исследований на Саяно-Алтае и, в частности, на территории современной Республики Алтай. Д.А. Функ ведет здесь полевые исследования с начала 1980-х, С.П. Тюхтенева - с начала 90-х, Д.В. Маслов и В.И. Харитонова - с 2000-х. Д.В. Маслов и Д.А. Функ в достаточной для полевой работы мере владеют тюркскими языками (телеутским, шорским, алтайским), а для С.П. Тюхтеневой алтайский язык является первым родным. Доктор исторических наук С.П. Тюхтенева известна циклом работ, в которых максимально глубоко, с эмных позиций, но в рамках современных антропологических дискурсов, были проанализированы многие концепты современной этнической культуры алтайцев (земля, вода, Хан-Алтай, деньги и др.). В.И. Харитонова - один из крупнейших исследователей современных процессов в религиозной сфере населения Сибири, в том числе шаманизма у тюркских народов Саяно-Алтая. Д.А. Функ известен своими пионерными исследованиями в области живой этнологии, в частности шаманской и эпической традиций, фундаментальными коллективными работами, посвященными тюркским народам Сибири (в академической серии "Народы и культуры"), двуязычными публикациями телеутских и шорских фольклорных материалов, созданием электронных баз данных/корпусов по демографии и языкам народов Сибири.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Cовременные сакральные практики освоения социальных ландшафтов на южном Алтае |
Результаты этапа: За первый год реализации проекта удалось провести один коллективный и несколько индивидуальных выездов в намеченный район работ (Республика Алтай, Онгудайский район и г. Горно-Алтайск). Работа с научной литературой и полевыми материалами дала возможность написать и опубликовать четыре и подготовить рукописи еще трех статей (в общей сложности для журналов баз Web of Science/Scopus – три текста и еще одна статья вышла в коллективной монографии на французском языке), выступить с несколькими экспертными заключениями по ситуации в регионе и сделать семь докладов на научных конференциях разного уровня. В числе научно значимых результатов: 1. рассмотрение представлений алтайцев о пространственно-временном континууме на примере воззрений на дорогу / путь как средоточие коммуникационных каналов между мирами человека и иных, нечеловеческих, существ; 2. анализ специфики алтайских эсхатологических представлений (сопоставляемых с буддийским учением о кальпах) об "огненной катастрофе и водах потопа, выходящих в конце времен из-под земли"; 3. выявление и анализ феномена неустной передачи эпической традиции у алтайцев и его специфики (на фоне саяно-алтайских и иных материалов). | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Cовременные сакральные практики освоения социальных ландшафтов на южном Алтае |
Результаты этапа: За второй год реализации проекта, как и в первый год, удалось провести экспедиционный выезд в намеченный район работ (Республика Алтай, Онгудайский район и г. Горно-Алтайск). Работа с научной литературой и полевыми материалами дала возможность написать и опубликовать 3 статьи, одна из которых вышла в рамках дискуссии в журнале "Этнографическое обозрение" базы Scopus; выступить с несколькими экспертными заключениями по ситуации в регионе и сделать пять докладов на международных научных конференциях. В числе научно значимых результатов: 1. анализ исследовательских онтологий, конструируемых шамановедами в течение XIX-XX вв. и влияющих до сих пор на официальные дискурсы региональной науки, власти и учреждений культуры. Установлено, что современные мифоритуальные системы шаманистов и бурханистов с разной степени избирательности присваивают исследовательские онтологии шамановедов, что приводит в частности к трансформациям традиционных ритуальных практик и жанровых единиц в шаманизме; 2. демонстрация методической несостоятельности устоявшихся этнографических подходов к анализу шаманской атрибутики и в целом всей мифоритуальной системы, опирающейся на привычные научные представления и минимальный набор фактов; 3. были продолжены исследования невербальной семиотики в сакральных алтайских практиках коммуникации с агентами нечеловеческих миров (божества, духи, мёртвые), позволившие выявить ряд значимых закономерностей. Планы работы на второй год проекта выполнены полностью. |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".