Предметная подготовка (содержание, методика, информационно-компьютерное обеспечение) НИР

Specialization training (contents, methods, information and computer software)

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Предметная подготовка
Результаты этапа: Произведен анализ проблем, возникающих при изучении курса математики средней школы на примере темы «Неравенства». Показано, что причиной основных затруднений школьников является каскад из неявных смен представлений о математических объектах и действиях с ними, которые никак не обрабатываются в методике. Первая смена – это смена представления о числовом неравенстве как о результате выполнения действия сравнения чисел на представление о числовом неравенстве как о логическом утверждении, которое может быть истинно или ложно. Вторая – смена представления о решении как о действии по определённому алгоритму на представление о решении как о целесообразном преобразовании, подчиняющемся некоторым правилам. Третья – смена представления об уравнении как информации относительно некоторого конкретного, но неизвестного числа на представление о неравенстве и уравнении как об условии на переменную. Четвертая – смена представления о законах арифметики, как устанавливаемых на основе очевидности, на представление о законах алгебры, устанавливаемых на основе доказательства. И, наконец, пятая смена – смена представления о преобразовании числового неравенства как переходе к другому неравенству на представление о преобразовании алгебраического неравенства как переходе к тому же неравенству, но в другой форме. На основании введенного принципа инкапсуляции предложены варианты решения возникающих проблем. Произведен анализ надпредметного содержания лабораторных работ по физике (по материалам учебной литературы), показано, что лабораторные работы практически не демонстрируют продвижения учащихся в освоении надпредметных (метапредметных) умений и навыков. Рассмотрены подходы к использованию непроизвольного запоминания,представленные в психологической науке. Проанализированы особенности организации учебной деятельности в преподавании иностранных языков по Методу активизации с точки зрения создания условий для актуализации непроизвольного запоминания. Описаны способы стимулирования непроизвольного запоминания в преподавании по Методу активизации. Сделан вывод о том, в Методе активизации реально создаются условия, необходимые для актуализации непроизвольного запоминания, заявленные в психологической науке. Показано, что эффективность обучения в Методе активизации достигается в том числе за счет использования непроизвольного запоминания. На практическом опыте подтверждается высказанный в психологической науке взгляд на непроизвольное запоминание как на важный резерв оптимизации обучения. Продолжается эксперимент по обучению русскому языку в рамках традиционной модели с использованием принципов МА в академической программе Летней школы. В ходе эксперимента доказано, что как с учебно-методической, так и с психологической точки зрения обучение в соответствии с принципами МА способствует лучшему усвоению языкового материала и благоприятно влияет на создание творческой, личностно значимой, а следовательно, развивающей атмосферы занятий, что в свою очередь «работает» на повышение эффективности учебного процесса. Проведены (на ФПО) авторские учебные курсы «Информатизация образовательного процесса» (100 ак. часа, 150 студентов), «Веб-сервисы для преподавателя» (32 ак. часа, 30 студентов) для слушателей программ «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», а также для слушателей, обучающихся в рамках повышения квалификации. Учебный процесс ведется и в очной и в дистанционной формах.
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Принципы и методики предметной подготовки
Результаты этапа: Выделены особенности организации учебной деятельности в преподавании иностранных языков по Методу активизации с точки зрения создания условий для актуализации непроизвольного запоминания. Проанализированы подходы к использованию непроизвольного запоминания, представленные в психологической науке. Описаны способы стимулирования непроизвольного запоминания в преподавании по Методу активизации. Сделан вывод о том, в Методе активизации реально создаются условия, необходимые для актуализации непроизвольного запоминания, заявленные в психологической науке. Показано, что эффективность обучения в Методе активизации достигается в том числе за счет использования непроизвольного запоминания. На практическом опыте подтверждается высказанный в психологической науке взгляд на непроизвольное запоминание как на важный резерв оптимизации обучения. Продолжается эксперимент по обучению русскому языку в рамках традиционной модели с использованием принципов МА в академической программе Летней школы. В ходе эксперимента доказано, что как с учебно-методической, так и с психологической точки зрения обучение в соответствии с принципами МА способствует лучшему усвоению языкового материала и благоприятно влияет на создание творческой, личностно значимой, а следовательно, развивающей атмосферы занятий, что в свою очередь «работает» на повышение эффективности учебного процесса. Рассмотрено понятие ритма как объекта педагогического анализа. Доказано, что ритм способствует усилению эмоционального эффекта, является своеобразным аккомпанементом урока в любой системе обучения. Выделены функции ритма в обучении иностранным языкам, а также его роль в активизации резервных возможностей обучаемых, предупреждения и снятия утомления учеников. Проведен анализ "ритмических резервов" преподавателя и ритмического рисунка урока, позволяющего проследить развитие плана урока в целом. Произведен анализ проблем, возникающих при изучении курса математики средней школы на примере темы «Неравенства». Показано, что причиной основных затруднений школьников является каскад из неявных смен представлений о математических объектах и действиях с ними, которые никак не обрабатываются в методике. Первая смена – это смена представления о числовом неравенстве как о результате выполнения действия сравнения чисел на представление о числовом неравенстве как о логическом утверждении, которое может быть истинно или ложно. Вторая – смена представления о решении как о действии по определённому алгоритму на представление о решении как о целесообразном преобразовании, подчиняющемся некоторым правилам. Третья – смена представления об уравнении как информации относительно некоторого конкретного, но неизвестного числа на представление о неравенстве и уравнении как об условии на переменную. Четвертая – смена представления о законах арифметики, как устанавливаемых на основе очевидности, на представление о законах алгебры, устанавливаемых на основе доказательства. И, наконец, пятая смена – смена представления о преобразовании числового неравенства как переходе к другому неравенству на представление о преобразовании алгебраического неравенства как переходе к тому же неравенству, но в другой форме. На основании введенного принципа инкапсуляции предложены варианты решения возникающих проблем. Произведен анализ надпредметного содержания лабораторных работ по физике (по материалам учебной литературы), показано, что лабораторные работы практически не демонстрируют продвижения учащихся в освоении надпредметных (метапредметных) умений и навыков. Практически реализован в очной и дистанционной формах учебный курс по программированию (в рамках заочной школы СУНЦ МГУ).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".