Культура и образование как модернизационный потенциал развития РоссииНИР

Culture and education as modernization potential of Russia's development

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Cостояние институтов культуры, коммуникации, науки, образования в современном обществе и их модернизационный потенциал
Результаты этапа: Выявлены и проанализированы основные этапы развития культуры современных городов. Указаны перспективы развития города под воздействием культурных индустрий в рамках инновационного развития. Изучено влияние культурно-творческих индустрий на развитие современных городов за рубежом и в России. Проведено пилотажное исследование (анкетирование, эксперимент) коммуникативного образования в обществе знания, выдвинут ряд предложений по усовершенствованию коммуникативных навыков молодежи, позволяющих ей адекватно ориентироваться в современной социокультурной среде и социально-коммуникативном взаимодействии. Выделены факторы, влияющие на конструирование жизненных планов и стратегии молодежи в условиях информационного общества и общества знания. Выявлен рост потребности молодежи в формировании такой компетенции, как умение ориентироваться в увеличивающемся массиве информации и разнообразных данных. Таким образом, особую ценность, помимо продолжения своего образования, по мнению молодых людей приобретают коммуникативные навыки, умение гибко реагировать на различные ситуации, заводить новых друзей и полезные знакомства. Особое значение для молодёжи имеет обеспечения равных стартовых возможностей, равного доступа к знаниям и образованию. Ценность знания, образования, получение опыта работы способствуют большей устойчивости молодого человека перед лицом вызовов, которые вызваны стремительными изменениями последних десятилетий. Обоснованы перспективы дальнейшего эмпирического исследования возможностей применения электронного обучения в образовании социологов.
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Актуализация институтов и акторов модернизации России: культурный дискурс
Результаты этапа: По итогам второго этапа проведен подробный анализ трансформационных процессов образования как одного из ключевых институтов культурных трансформаций современной России, изучены факторы и направления трансформации парадигмы образования в целом и миссии университетов в частности, организационные изменения в образовании, связанные с популяризацией и распространением электронных форм и средств обучения. Отдельное внимание было уделено анализу глобальных трансформаций и глобального образовательного дискурса через призму реалий российского общества, существующих социокультурных практик и общественного мнения, исследованию востребованности и перспектив расширения электронных форм обучения в рамках получения профессионального социологического образования, обоснованию значимости перспективы внедрения электронных курсов в профессиональное образование социологов. Были определены культурно-коммуникативные поля социального управления, культурная субстантивность современных управленческих технологий. Подчеркивается особая значимость образовательного компонента не только как самоценности, но и управленческого ресурса. Определена природа и особенности феномена модернизации, в том числе выявлены качественные изменения в научно-методологических подходах к исследованию данного феномена, которые позволили определить исторически-деятельностную природу модернизационных процессов, выявлены факторы трансформации современной культуры, в частности: коммерциализация, политизация, информатизация и масс-медийность, обусловившие формирование и развитие за сравнительно короткий срок массовой потребительско-чувственной культуры. Анализировалось моделирование социальной коммуникации в плане поэтапной трансформации объема информации в сложных коммуникативных системах. Показано, что эффективная модель модернизационной культуры лежит в плоскости синтеза традиционных культурных императивов и адаптированных к российским условиям либеральным ценностям постмодерна. Также на втором этапе НИР было продолжено исследование особенностей конструирования жизненных стратегий в современной России. Результаты исследований отражены в научных публикациях, доложены и обсуждены на ряде конференций и семинаров, включая международные.
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Социальные параметры развития общества знания
Результаты этапа: Образование как социальный институт коррелирует с типом общества как в социально-культурном, так и в информационно-технологическом отношениях. Показано возрастание роли образования и культуры в информационном обществе, представлены обоснованные прогнозы дальнейшего развития образования и культуры в модернизирующемся обществе. Выявлены тенденции перемен в системе его неформального социокультурного структурирования, доказано, что процессы социальной модернизации современных обществ имеют как социально позитивные, так и негативные проявления. Показано, что реальные тенденции общественного развития нередко вступают в противоречие с задачами формирования личности, обладающей креативным потенциалом и высокой культурой. В социально-экономическом контексте академического капитализма в системе высшего образования отмечается тенденция дегуманитаризации. В результате семиотического анализа зафиксирована социокультурная тенденция отступления вниз по знаковым ступеням, что предъявляет новые требования к современному образованию. Проведены исследования по выявлению параметров современной информационной грамотности. В исследовании университетского сегмента образовательного поля обозначены предпосылки и базисные основания эволюции университетского образования. Аргументирован тезис о том, что гуманизм университетского образования есть рефлексированный антропоцентризм. Выявлено, что влияние “внешних” драйверов меняет традиционное образовательное пространство и расширяет его границы, что выражается в появлении новых акторов образования, его новых форм, методов и содержательных приоритетов. Проанализирована цифровизация деятельности университетов. Актуализированы концепции университетского образования, ориентированные на социокультурные трансформации «общества знания». Показано, что университеты оказываются ресурсом для преодоления возможных негативных эффектов глобализации. Исследованы социокультурные особенности конструирования жизненных планов в обществе социальной неопределенности. Рассмотрены социокультурные факторы развития непрерывного образования в России. Новизна исследования заключается в выделении особой роли образовательных и культурных структур в модернизации страны. Представление образования и культуры как актора в транзитивном развитии страны. Выделена роль университетов в инновационном развитии страны. Основные выводы научной деятельности кафедры были институционализированы в научных публикациях, в диссертационных исследованиях аспирантов, в тематике научных исследований магистрантов и студентов доложены и обсуждены в ряде конференций и семинаров.
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Образовательные и культурные структуры в коммуникативном пространстве города
Результаты этапа: На этапе анализа городского пространства в рамках НИР «Культура и образование как модернизационный потенциал развития России» кафедра социологии коммуникативных систем разрабатывала тематику образовательных и культурных структур в коммуникативном пространстве города. Вектором рассмотрения стало исследование цифрового общества и трансформации социальных институтов культуры, науки и образования. Научная разработка темы проводилась по следующим направлениям: социальные функции образовательных и культурных структур, трансляция культуры в условиях модернизации общества, социальная коммуникация в медиатизированном обществе, виртуализация личности, образовательное пространство современного города. В исследовании трансляции культуры в условиях модернизации общества были выявлены социокультурные факторы, определяющие модернизацию российского общества на современном этапе; определены особенности модернизации России в современных социокультурных условиях. Выявлены ценностные ориентации россиян в контексте социокультурной модернизации; выделены такие социокультурные факторы, как: человеческий потенциал, менталитет, ценностная система населения, определено их влияние на процесс модернизации России. Установлено, что основу социокультурной трансформации модернизационного характера составляют три фундаментальные характеристики: усиление динамики внутренних процессов рассматриваемого социокультурного явления, усложнение его структуры и увеличение социетального масштаба. Проведено диверсифицированное изучение социальной коммуникации в медиатизированном обществе. Уточнен концептуально-терминологический аппарат коммуникативистики медиатизированного общества. В результате теоретического и эмпирического исследования раскрыто технологическое и информационно-символическое воздействие медиа на формирование этнокультурных авто-, гетеро- и метастереотипов. При исследовании социально-коммуникативных практик конструирования исторической памяти раскрыта роль современных медиа как места памяти. Особое внимание в этом аспекте уделено потенциалу медиавоздействия в информационном обществе. Показана значимость медиа в межпоколенческом взаимодействии. Социально-коммуникативная специфика современного крупного города проявилась в нарастающей роли оценочных доминант коммуникации, что в настоящее время порождает такие явления, как «метроэтничность», «метроязык», которые репрезентируют современные цивилизационные изменения. Современные проблемы социальной коммуникации рассмотрены в рамках связки «коммуникативное пространство мегаполиса – понимание – образование». Получены результаты пилотажного качественного исследования специфики понимания в молодежной среде городской интеллигенции. Проанализирована цифровая коммуникация университетов как ресурс для бренд-менеджмента города. Исследование динамики высшего образования в структуре образовательного пространства города обнаружило расширение спектра традиционных функций университетов как в отношении общества в целом, так и в отношении города. В рамках концепции «третьей миссии» университетов, характеризующей взаимосвязи высшего образования и общества за пределами обучения и исследований, предметное поле этих отношений образуют трансфер технологий и инноваций, продолженное обучение и социальное участие. Примеры подобного взаимодействия были выявлены и при анализе современной деятельности московских вузов. Детально исследованы социальные последствия виртуализации личности. Проблема рассмотрена не только как процесс эскапизма, но и как социальное поле креативности. Помимо этого исследован процесс интернет-аддикции среди школьников. Выявлены образовательные и культурные маркеры личности в цифровую эпоху. Рассмотрены изменения социальных функций образовательных и культурных структур. Основные выводы научной деятельности кафедры были институционализированы в научных публикациях (см. список работ в Приложении 1), включая Сборник программ дисциплин по направлению подготовки 39.06.01 Социологические науки: направленность (профиль) - Социология культуры (уровень аспирантуры); в диссертационных исследованиях аспирантов, в тематике научных исследований магистрантов и студентов; доложены и обсуждены в ряде конференций и семинаров (Приложение 2), включая научную онлайн-конференцию с международным участием "Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ" (Москва, МГУ, Россия, 16 ноября 2018), инициированную кафедрой социологии коммуникативных систем. Подготовлено к печати учебное пособие «Теоретическое наследие К.Юнга» (проф. Мамедов А.К.). Создан и проведен авторский курс «Социология языка (II)» (доц. Чудновская И.Н.). Подготовлен авторский курс «Социология роскоши» (проф. Мамедов А.К.). Новизна исследования заключается в выделении особой роли образовательных и культурных структур в модернизации страны; в представлении образования и культуры как акторов в транзитивном развитии страны; в выделении роли университетов в инновационном развитии страны; в выявлении образовательных и культурных маркеров коммуникативного пространства города. Сделанные за отчетный период теоретические наработки проводились и требуют дальнейших исследований в кооперации с зарубежными партнерами, в частности из КНР и Беларуси.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Роль культуры и образования в модернизационном развитии современной России
Результаты этапа: Завершающий этап НИР был ориентирован на приращение знаний и подведение итогов пятилетних исследований. Основное внимание уделено коммуникативным аспектам предмета изучения, что обусловлено исследовательской спецификой кафедры социологии коммуникативных систем. В научных исследованиях завершающего этапа отражен сложный социальный процесс становления системной роли образования и культуры в постиндустриальном (информационном) и модернизирующемся обществах. В предметную область анализа были включены социальные и культурные аспекты модернизации, разработка культурных оснований современной системы образования, социальная миссия и статус университета, социальная идентификация в цифровую эпоху. Обоснованы и апробированы социальные прогнозы дальнейшего развития образования и культуры в модернизирующемся обществе. Выявлены устойчивые тенденции амбивалентных перемен в системе его неформального социокультурного структурирования. Выявлены и аргументированы реальные противоречия между массовостью образования и актуальной потребностью в воспроизводстве креативной личности, основные противоречия обеспечения культурной деятельности субъектов государственной молодежной политики, противоречивое отношение россиян к высшему образованию, противоречия в социально-языковой политике в условиях интенсифицирующихся миграционных процессов, противоречия, связанные с формированием поликультурной языковой личности. При анализе социальной коммуникации в контексте глобализации и медиатизации общества выявлены и охарактеризованы современные трансформации в категориально-концептуальном и социальном полях коммуникативистики медиатизированного общества. Проанализированы трансформация и модификация социальных практик, а также генерирование новых социальных и культурных практик современного человека. Рассмотрены вопросы отражения культурной модернизации в документах стратегического планирования, освещен экспертный подход в разработке культурной политики, сформулированы новые подходы к культурной политике, основанные на интеграции культуры во все сферы общественного устройства и систему государственного управления. В рамках НИР выпущен научный сборник «Коммуникативное пространство современного мегаполиса: диалог программ», разработана и проведена научная онлайн-конференция с международным участием «Трансформация коммуникации в цифровую эпоху». Защищена докторская диссертация по специальности 24.00.01 - Теория и история культуры (культурология) на тему «Интертекст в коммуникативной реальности современного поликультурного пространства России и Италии». Под научным руководством сотрудников кафедры подготовлены и защищены 20 магистерских диссертаций. Получена благодарность ВЦИОМ за научное руководство работой финалиста конкурса 2019 "Дипломник года" по исследованию социально-коммуникативных каналов взаимодействия органов государственной власти с молодежью в контексте цифровизации общества. Основные научные результаты изложены в авторских публикациях и выступлениях на всероссийских и международных конференциях (список прилагается).

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".