Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)НИР

TRKI

Соисполнители НИР

МГУ имени М.В.Ломоносова Координатор

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0706 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
3 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Разработка Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному
Результаты этапа: Подготовлено 3 дистанционных курса; опубликовано 3 статьи; сделано 2 доклада; подготовлены и проведены 2 семинара по подготовке к сдаче ТРКИ-1, ТРКИ-2 и ТРКИ-3; разработан и внедрен структурированный, аннотированный и иллюстрированный каталог ссылок на открытые образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования в практике преподавания РКИ на элементарном, базовом и первом сертификационном уровнях. Сотрудники кафедры подготовили несколько дистанционных курсов: дистанционный курс повышения квалификации преподавателей «Методика организации и проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации» (Богомолов А.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Старовойтова И.А.), в том числе программу и учебно-методические материалы курса; дистанционный курс «Курс подготовки иностранных граждан к комплексному экзамену по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ» (Дунаева Л.А., Старовойтова И.А., Богомолов А.Н.); сетевой интерактивный курс развития речи на основе аутентичных материалов СМИ для инофонов, владеющих русским языков в объеме I, II и III сертификационных уровней. «Новости из России» (контент на портале «Образование на русском» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: https://pushkininstitute.ru/learn ) (Богомолов А.Н.). Также разработан и внедрен структурированный, аннотированный и иллюстрированный каталог ссылок на открытые образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования в практике преподавания РКИ на элементарном, базовом и первом сертификационном уровнях (контент на портале «Образование на русском» Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина: https://pushkininstitute.ru/learn) (Богомолов А.Н.). Подготовлены и проведены семинары по подготовке к сдаче ТРКИ-1 и ТРКИ-2 (Короткова О.Н.) и семинар по подготовке к сдаче ТРКИ-3 (Старовойтова И.А.). В рамках тема НИР опубликованы Программа по русскому языку как иностранному. I сертификационный уровень. Общее владение. (7-е изд. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Владимирова Т.Е., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Нахабина М.М., Степаненко В.А., 2015), Требования к Первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. Общее владение. Профессиональный модуль. (3-е изд. Санкт-Петербург Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Владимирова Т.Е., Иванова А.С., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Нахабина М.М., Соболева Н.И., Стародуб В.В., Степаненко В.А., 2015) и Типовой тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Второй вариант. (Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Красильникова Л.В., Нахабина М.М., Степаненко В.А., 2015). Также опубликованы три статьи: "Приложение «Аббревиатуры, общепринятые сокращения, сложносокращенные слова» как компонент "Лексического минимума третьего уровня общего владения русским языком как иностранным"" (Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И.); "Лексический минимум как компонент российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному" (Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И.) и «К вопросу о формировании социокультурной компетенции иностранных граждан, сдающих экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства» (Старовойтова И.А.). Сделано два доклада в рамках VI Международной научно-практической конференции «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного», 26 – 28 ноября 2015 г.: Лексический минимум как компонент российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И.) и «К вопросу о формировании социокультурной компетенции иностранных граждан, сдающих экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства» (Старовойтова И.А.).
4 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Разработка Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному
Результаты этапа: За отчетный период коллективом авторов, в котором участвовала Л.В. Красильникова, опубликовано три статьи, посвященные проблемам развития и совершенствования Государственной системы тестирования по русскому языку иностранных учащихся прежде всего в отношении Лексического минимума («Градуальная серия Лексических минимумов как компонент Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (общее владение)»; «Лингводидактические аспекты отбора и презентации словообразовательного материала в Лексическом минимуме Третьего уровня общего владения русским языком как иностранным»: «Приложение "Разговорно-сниженная лексика" в Лексическом минимуме по русскому языку как иностранному третьего (С1) сертификационного уровня»). Богомоловым А.Н., Старовойтовой И.А. (в соавторстве с Дунаевой Л.А.) опубликовано два доклада, посвященных комплексному экзамену по русскому языку иностранных граждан. Доклад «К вопросу об изменении требований к проведению субтеста «Говорение» в составе комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ» был представлен на III Международный научный симпозиум «Славянские языки и культуры в современном мире» (МГУ имени М.В. Ломоносова), а также доклад «Унификация требований к проведению субтеста «Говорение» в составе комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ» (V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4–8 октября 2016 года). Подготовлен дистанционный курс «Лингводидактическое тестирование: теория и практика» (Богомолов А.Н., Старовойтова И.А., Ружицкий И.В., в соавтростве). Подготовлен к печати «Лексическом минимуме Третьего уровня общего владения русским языком как иностранным» (коллектив авторов)
5 2 января 2017 г.-30 декабря 2017 г. Разработка Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному
Результаты этапа: Сдан в печать (издательство «Златоуст») «Лексический минимум Третьего уровня общего владения русским языком как иностранным» (коллектив авторов). Публикация издания ожидается в 2018 году. В конце 2016 вышла книга "Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение", одним из авторов которой является Одинцова И.В.(Златоуст СПб, ISBN 978-5-86547-863-1, 200 с.)
6 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)
Результаты этапа: Тема научно-исследовательской работы «Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)», выбранная членами кафедры, включает в себя описание как современного русского языка, так и его историю для целей преподавания в иностранной аудитории: исследование русской фонетической системы, грамматики, в том числе русского вида, лексики, словообразования, стилистики в функционально-коммуникативном плане, многостороннее исследование и описание текста как важнейшей коммуникативной единицы; рассмотрение русского языка в когнитивном плане, в частности введение термина «фрейм» как лингвометодического понятия; разработка теории и практики лингводидактического тестирования; написание лингвометодической литературы (учебные пособия, программы лекционных курсов и др.), обеспечивающей обучение российских и иностранных учащихся-филологов (бакалавров, магистрантов, аспирантов); участие в оппонировании и рецензировании научно-методической литературы; написание и защита кандидатских и докторских диссертаций и т. д. В итоге за 2018 год членами кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета в ходе осуществления научно-исследовательской деятельности в рамках темы «Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)» было издано: 3 коллективных монографии, 37 учебников, учебных пособий и программ, посвященных различным вопросам теории и методики преподавания русского языка иностранным учащимся филологического профиля, многие из которых были опубликованы в журналах, индексируемых научной базой данных РИНЦ, а также входящих в список ВАК, в список БД WoS; опубликовано 56 научных и научно-методических статей и сделано 68 докладов на Российских и международных конференциях и конгрессах. ЛИНГВОДИДАКТИКА В 2018 году вышла коллективная монография профессоров филологического факультета, посвященная актуальным проблемам теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме и адресованная как иностранным, так и российским будущим преподавателям русского языка в иноязычной аудитории (Красильникова Л.В.). Вышло очередное дополненное издание «Книги о грамматике», являющей практически единственной теоретической публикацией в функционально-коммуникативном плане, описывающей русский язык как иностранный. Публикация учебника русского языка как иностранного «Университет: Ступень 2», адресованная иностранным студентам второго года обучения, завершила комплекс учебников для иностранных студентов-филологов. Выделяются следующие аспекты научно-методической работы кафедры: проблемы описания и преподавания истории русского литературного языка, которые могут использоваться на занятиях с иностранными филологами-магистрантами, а также вопросы из истории лингводидактики: к вопросу об адресате "Российской грамматики" М.В. Ломоносова (Кузьминова Е.А.); описание в целях преподавания языкового и речевого материала: коммуникативный синтаксис, употребление причастий и деепричастий (Баландина Н.В., Грекова О.К., Киржанова С.В., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Сергеева О.М., Маркова В.А.); фонетика (Моисеева Е.В.). Ряд программ обращен к преподавателям и учащимся ИРЯиКа (Богомолов А.Н.) и др. Вышло ряд учебных пособий для учащихся СУ МГУ-ППИ по языку специальности, в частности, литературоведение (Евтихиева А.С., Потемкина Е.В.), старославянский язык (Кузьминова Е.А.), языкознание (Серова Е.С.) неорганической химии, экономика и других, где ответственным редактором выступала И.В. Одинцова. Проблемы и темы, затронутые в статьях и докладах, преподавателей кафекдры отличаются актуальностью: теория и практика преподавания РКИ как особое направление русистики (Величко А.В.), учебные словари (Евграфова А.Е.), паронимы (Вереитинова М.М.), синтаксические фразеологизмы (Величко А.В.), видовременная система русского глагола (Грекова О.К.), проблемы акцента в русском языке (Короткова О.Н.), русское словообразование в языковой картине мира (Красильникова Л.В.), лекси-семантические поля, глаголы эмоций (Сергеева О.М., Чагина О.В.), обучение русской диалогической речи (Маркова В.А.), проблемы билингвизма (Николенко Е.Ю.). Одинцова И.В. является одним из основателей нового направления в РКИ: когнитивная лингводидактика, в частности фреймовое моделирование концептосферы. В докладах преподавателей кафедры представлены и собственно методические вопросы преподавания РКИ: специфика обучения русскому языку как иностранному в иноязычной среде (Серова Е.С.), Деятельность Научно-методического центра русского языка при МГУ и становление научного направления РКИ (Рощектаева Т.Г.); классификация ошибок в речи инофонов: основные критерии (Короткова О.Н.); разработка комплекса электронных заданий для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки (Вереитинова М.М.), информационно-коммуникационные технологии и новая педагогическая реальность (Богомолов А.Н.); преподавание русского языка и культуры иностранным учащимся: новые подходы и технологии (Богомолов А.Н.); специфика учебного процесса в условиях новой информационно-образовательной среды (Богомолов А.Н.). Преподаватели кафедры активно участвуют в становлении и развитии СУ МГУ-ППИ. Организационной работой занимались И.В. Одинцова, Н.Н. Пуряева и О.Н. Короткова. Преподаватели активно участвуют в учебной и научной работе в вузе, они участвуют в конференциях, проводимых в Китае (Короткова О.Н., Пуряева Н.Н., Богомолов А.Н. и др.), выступают с публичными лекциями (Пулищук Е.В.), посвященные России, ее культуре и цивилизации. Монографии: 1. Бархударова Е.Л., Гудков Д.Б., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Одинцова И.В., Панков Ф.И. Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского языка как иностранного в современной образовательной парадигме: коллективная монография издательство ООО "МАКС Пресс" (Москва) , ISBN 978-5-317-05880-7, 168 с. DOI2018 2. Величко А.В., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Одинцова И.В., Панков Ф.И., Слесарева И.П., Чагина О.В., Чаплыгина Т.Е., Юдина Л.П. Книга о грамматике. Для преподавателей русского языка как иностранного / Под ред. А.В.Величко место издания Златоуст Санкт-Петербург, ISBN 978-5-86547-5-967-3, 752 с. 2018. Изданы следующие учебники, учебные пособия и программы: 1. Красильникова Л.В., Балдина Е.В., Евтихиева А.С., Лилеева А.Г., Сапунова А.В., Сергеева О.М. Университет: Ступень 2: Учебник русского языка для иностранных студентов-филологов; издательство ООО "МАКС Пресс" (Москва) , ISBN 978-5-317-05984-2, 304 с. 2018. 2. Кузьминова Е.А., Николенкова Н.В., Пентковская Т.В., Ремнёва М.Л. История русского литературного языка XI - нач. XIX вв. / под ред. М.Л.Ремнёвой; место издания МАКС Пресс М, ISBN 978-5-317-05712-1 , 201 с.; 2018. 3. Баландина Н.В., Грекова О.К., Киржанова С.В., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Лариохина Н.М., Сергеева О.М., Фурсенко Д.И., Чаплыгина Т.Е. Коммуникативный синтаксис русского языка: Учебное пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Под ред. О.К. Грековой, Л.В. Красильниковой, И.В. Одинцовой место издания МАКС Пресс М, ISBN 978-5-317-05956-9, 336 с. 2018 5. Барсукова-Сергеева О.М. Читая сказки..: Учебное пособие для иностр. уч-ся. 4-е изд.; место издания Флинта-Наука Москва; 2018. 6. Грекова О.К., Кузьминова Е.А. Обсуждаем пишем диссертацию и автореферат: Учебное пособие / под ред. О.К.Грековой - 7-е изд место издания ФЛИНТА: Наука М, ISBN 978-5-89349-512-6 (ФЛИНТА) 978-5-02-010227-9 (Наука), 296 с. 2018. 7. Дастамуз С., Грекова О.К. Русская грамматика(4). Причастия и деепричастия в русском языке. Образование и употребление; место издания Издательство Университета имени Алламе Табатабаи Аль-Захра, ИРИ, 274 с. 2018. 8. Дементьева О.Ю., Кузьменкова В.А., Мелентьева Т.И., Киржанова С.В. Язык специальности: Неорганическая химия: учебное пособие по русскому языку как иностранному; под ред. Т. В. Кортáва, И. В. Одинцóвой - Сер. Учимся вместе в Шэньчжэне; место издания издательство Московского университета, издательство "МАКС Пресс" Москва, ISBN ISBN 978-5-19-011210-8, 237 с. 2018. 9. Кузьминова Е.А., Николенкова Н.В., Пентковская Т.В. История русской орфографии и пунктуации (с древнейших времен до эпохи реформ): Учебное пособие; место издания Баку, ISBN 978-9952-8323-8-9, 128 с. 2018. 10. Князев С.В., Моисеева Е.В. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ФОНЕТИКА. ПРАКТИКУМ; место издания Юрайт Москва, ISBN 978-5-534-01264-4, 330 с. 2018. 11 Маркова В.А. Выражение обстоятельственных отношений в русском языке. Причина, следствие, цель, условие, уступка, время; место издания Флинта Москва, ISBN 978-5-9765-3493-3, 160 с. 2018. 12. Кузьминова Е.А. Язык специальности: Филология: Старославянский язык: учебное пособие по русскому языку как иностранному; место издания Издательство Московского университета Издательство МАКС Пресс М, ISBN 978-5-19-011210-8 e-ISBN 978-5-317-05739-8, 229 с. 2018. 13. Кузьмич И.П., Прокубовский А.А., Хлопьянов А.В., Чалова О.В., Шобухов А.В. Язык специальности: математический анализ. Рабочие материалы к учебному пособию по русскому языку как иностранному. Том. Часть 1 (главы 1-3); под ред. Одинцовой И.В. - Сер. Учимся вместе в Шеньчжэне. 2018 14. Луценко О.В., Чернышенко Е.А. Язык специальности. Экономика: Микроэкономика: учебное пособие по русскому языку как иностранному // Под ред. Т. В. Кортáва, И. В. Одинцóвой. - Сер. Учимся вместе в Шэньчжэне; место издания Издательство Московского университета; МАКС Пресс Москва, ISBN ISBN 978-5-19-011210-8 (Издательство Московского университета) e-ISBN 978-5-317-05740-4, 290 с. 2018. 15. Серова Е.С., Чаплыгина Т.Е. Язык специальности. Филология: Языкознание. Фонетика: учебное пособие по русскому языку как иностранному / Под ред. Т. В. Кортáва, И. В. Одинцóвой. - Сер. Учимся вместе в Шэньчжэне; место издания Издательство Московского университета; МАКС Пресс Москва, ISBN 978-5-19-011210-8 (Издательство Московского университета) e-ISBN 978-5-317-05738-1, 262 с. 2018 16. Филатова Е.А. Язык специальности. Экономика: Мировая экономика: учебное пособие по русскому языку как иностранному / / Под ред. Т. В. Кортáва, И. В. Одинцóвой. - Сер. Учимся вместе в Шэньчжэне; место издания Издательство Московского университета; МАКС Пресс Москва, ISBN ISBN 978-5-19-011210-8 (Издательство Московского университета) e-ISBN 978-5-317-05741-1, 313 с. 2018. 17. Черенкова И.С. Язык специальности. Экономика: Макроэкономика: учебное пособие по русскому языку как иностранному / Под ред. Т. В. Кортáва, И. В. Одинцóвой. - Сер. Учимся вместе в Шэньчжэне; место издания Издательство Московского университета; МАКС Пресс Москва, ISBN ISBN 978-5-19-011210-8 (Издательство Московского университета) e-ISBN 978-5-317-05742-8, 418 с. 2018. 18. Богомолов А.Н., Трофимова Е.А., Фолина М.В., Гуревич П.Ю. Календарно-тематический план Дисциплина «Русский язык как иностранный. Общее владение». Комплексная программа предвузовской подготовки для иностранных граждан, поступающих на профессиональные образовательные программы (3208/1554 час.) Уровень 0-РКИ-1; место издания Институт русского языка и культуры МГУ Москва, 55 с. 2018. 19. Богомолов А.Н., Белова В.И., Горская Е.И., Гудкова И.А., Гуревич П.Ю., Жорова А.П., Пуряева Н.Н., Шувалова О.О. Календарно-тематический план дисциплины «Русский язык как иностранный. Общее владение». Дополнительная общеобразовательная программа, обеспечивающая подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных программ на русском языке – 2376 ч.; место издания Институт русского языка и культуры Москва, 40 с. 2018. 20. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А., Коваленко Ю.А. Общий каталог учебных электронных ресурсов по РКИ; место издания Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова Москва, 100 с. 2018 21. Богомолов А.Н., Коваленко Ю.А., Колобаева Л.В., Гуськова Е.В., Малахова Я.И., Чевардина Л.В., Лавочкина О.П., Орлов А.А. Специализированный каталог учебных интернет-ресурсов по РКИ; место издания Институт русского языка и культуры МГУ имени М.В. Ломоносова Москва, 200 с. 2018. ЖУРНАЛы 1. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Аутентичный текст и аутентичная языковая среда в обучении русскому языку как иностранному / в журнале Русский язык за рубежом, издательство Отраслевые ведомости (М.), № 6. 2018. 2. Грекова О.К. Модально-аспектуальная порождающая ветка значений как форма представления учебного материала в практическом курсе РКИ в журнале Мир русского слова Научно-методический иллюстрированный журнал, № 3, с. 100-106. 2018. 3. Кузьминова Е.А. Ф.И.Буслаев и история славянской грамматической традиции / в журнале Stephanos. Сетевое издание. Рецензируемый мультиязычный научный журнал. Электронный проект филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, № 4, с. 109-117 DOI; 2018. 4. Маркова В.А. К вопросу о составе стилевых черт официально-делового стиля в журнале Филология и человек, № 1, с. 62-73; 2018. 5. Маркова В.А. Прагматическая составляющая в курсе русского языка как иностранного: роль и технология формирования / в журнале Филологические науки. Вопросы теории и практики, издательство Грамота (Тамбов), том 1, № 11(89), с. 209-212; 2018. 6. Николенко Е. Ю. Вавулина А. В., Использование технологии веб-квест при обучении РКИ на разных этапах обучения / в журнале Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки, издательство Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), том 3, № 4, с. 52-65; 2018. 7. Одинцова И.В. Когнитивная лексикология и когнитивный синтаксис в лингводидактике / в журнале Мир русского слова, издательство МИРС (М.), № 2, с. 75-80; 2018. 8. Сяобай Ли, Полищук Е.В. Англицизмы и американизмы в современном китайском языке и процесс их китаефикации / в журнале Современное педагогическое образование, издательство Кнорус (М.), № 5, с. 110-113; 2018. 9. Сяобай Ли, Полищук Е.В. ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КИТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ (МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) / в журнале Мир науки, культуры, образования, издательство Редакция международного научного журнала Мир науки, культуры, образования (Горно-Алтайск), № 4, с. 65-67; 2018. СБОРНИКи 10. Величко А. В. Предложения фразеологизированной структуры в программе русского языка как иностранного / в сборнике Русский язык в поликультурном мире: II Международный симпозиум (8 - 12 июня 2018 г.) / отв. ред. Е.Я.Титаренко: сб.науч. статей. В 2-х т. Т.1. Симферополь: ИТ "АРИАЛ", 2018 г. 552 с, место издания ИТ "АРИАЛ" Симферополь, том 1, с. 453-457; 2018. 11. Величко А. В. Роль лексики в формировании и функционировании предложений фразеологизированной структуры / в сборнике Язык, сознание, коммуникация. Вып 60, место издания Москва, с. 19-31; 2018. 12. Величко А.В. Универсальное и национально-специфическое в семантике фразеологизированных предложений / в сборнике Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, место издания РГПУ имени А.И.Герцена 13. Величко А.В. Фразеологические единицы в синтаксисе. Лингводидактический аспект / в сборнике Полипарадигмальные контексты фразеологии в XXI веке: Материалы межд. науч. конференции. Тула, 17-19 мая 2018, место издания Тульское производств. полиграф. объединение (ТППО) Тула, с. 474-479; 2018. 14. Вереитинова М.М. Методическая модель представления актуализированной паронимической лексики в сербской аудитории / в сборнике Трагом славистичких истраживања професора Богољуба Станковића : међународни научни зборник радова / уредник Ксенија Кончаревић, место издания Савез славистичких друштава Србије : Филолошки факултет Београд, с. 23-32; 2018. 15. Грекова О.К., Линь Цзин Парадигматика будущего времени русского простого предложения и её лакуны в курсе РКИ / в сборнике Слово. Грамматика. Речь. Сборник научно-методических статей по проблемам преподавания РКИ, место издания МАКС ПРЕСС Москва, том 19, с. 50-61; 2018. 16. Евграфова А.Е. Норма и система русского языка в аспекте преподавания в иностранной аудитории / в сборнике Русистика 2018. Материалы международного научного симпозиума "Экология языка и современная коммуникация", посвящённого 45-летию русистики в Шуменском университете им. Епископа Константина Преславского, место издания Химера Шумен, с. 353-356; 2018. 17. Евграфова А.Е. Типы словарей и роль учебного функционального словаря в практике преподавания русского языка как иностранного / в сборнике Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Сборник материалов V международной научно-методической конференции, место издания "Научная книга" Воронеж, с. 174-182; 2018. 18. Короткова О.Н. По-русски без акцента! Иллюзия или реальность? (к проблеме обучения китайских студентов русскому произношению) - Китайско-российский педагогический форум "Один пояс - один путь. Сборник аннотаций / в сборнике Китайско-российский педагогический форум "Один пояс - один путь". Сборник аннотаций, место издания Шеньсийский педагогический университет Сиань, Китай, тезисы, с. 27-28; 2018. 19. Красильникова Л.В. Представление словообразовательного материала в программах по русскому языку для учащихся-филологов / в сборнике Язык, сознание, коммуникация: Сб. научных статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов, место издания МАКС Пресс Москва, том 60, с. 140-153; 2018. 20. Красильникова Л.В. Словообразовательная основа обучения иностранных учащихся приставочным глаголам / в сборнике СЛОВО ГРАММАТИКА РЕЧЬ/ Сборник научно-методических статей во вопросам преподавания русского языка как иностранного, место издания МАКС Пресс, Москва, том 19, с. 3-17; 2018. 21. Кузьминова Е.А. К вопросу об адресате грамматики М.В.Ломоносова в сборнике Язык, сознание, коммуникация. Вып. 60, место издания Москва, с. 162-170; 2018. 22. Кузьминова Е.А. Контрольные материалы / в сборнике Коммуникативный синтаксис русского языка: Учебное пособие для иностранных магистрантов-лингвистов / Под ред. О.К. Грековой, Л.В. Красильниковой, И.В. Одинцовой, место издания МАКС Пресс М, с. 156-181; 2018. 23. Кузьминова Е.А. Норовская псалтырь; О (буква); О восьми частях слова; Оршанское евангелие; Острожская библия Остромирово евангелие Охридские глаголические листки Охридский апостол / в сборнике Православная энциклопедия, место издания Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" М, том 52; 2018. 24. Кузьминова Е.А. Цикл историко-лингвистических дисциплин в общей системе подготовки зарубежных специалистов по русскому языку как иностранному в сборнике СЛОВО ГРАММАТИКА РЕЧЬ/ Сборник научно-методических статей во вопросам преподавания русского языка как иностранного, место издания МАКС Пресс, Москва, том 19, с. 58-73; 2018. 25. Маркова В.А. Обучение диалогической речи на сценарной основе / в сборнике Исследование различных направлений современной науки. XXXVI Международная научно-практическая конференция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://olimpiks.ru/d/1340546/d/sbornik_irs-36.pdf, место издания Издательство "Олимп" Москва, с. 217-224; 2018. 26. Николенко Е.Ю. 2018 Современные проблемы русско-иноязычного билингвизма в неязыковых вузах Казахстана / в сборнике РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ I I Международный симпозиум. Сборник научных статей, место издания ИТ «Ариал» т.1, Симферополь,, том 1, с. 507-514 27. Николенко Е.Ю. Современные технологии освоения лингводидактического потенциала фразеологизмов / в сборнике Полипарадигмальные контексты фразеологии в XXI веке: Материалы межд. науч. конференции. Тула, 17-19 мая 2018, место издания Тульское производств. полиграф. объединение (ТППО) Тула, с. 480-483; 201. 28. Одинцова И.В. Advanced Russian: from reading to speaking. От текста к речи: учебник и мультимедийный курс / в сборнике Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29–30 марта 2018 / Под общ.ред. А.В. Должиковой, В.В. Барабаша, место издания Изд-во РУДН М, том 2, с. 162-168 29. Одинцова И.В. Когнитивная лингводидактика как научное направление / в сборнике Русский язык в поликультурном мире: II Международный симпозиум (8 - 12 июня 2018 г.) / отв ред. Е.Я.Титаренко: сб.науч. статей. В 2-х т. Т.1. Симферополь: ИТ "АРИАЛ", 2018 г. 552 с, место издания ИТ "АРИАЛ" Симферополь, том 1, с. 514-517; 2018. 30. Одинцова И.В. Когнитивная лингводидактика: проблемы и перспективы / в сборнике Преподавание русского языка как иностранного в вузе: опыт и перспективы: сборник научных статей / [сост. и науч. ред. канд. филол. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. русского языка для иностранных учащихся, место издания МГИМО-Университет Москва, с. 242-248; 2018. 31. Одинцова И.В. Синтаксис как средство "разрушенного окаймления" слова в сборнике Жизнь языка в культуре и социуме. М-лы Всероссийской научной конференции. М., 1 - 2 июня 2018 г. / Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин и др, место издания Канцлер Москва, том 1, с. 256-258; 2018. Одинцова И.В. Текст на начальном и продвинутом этапах обучения иностранному языку в аспекте когнитивной лингводидактики" // в сборнике Русское культурное пространство: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции (Москва, 20 апреля 2017 г.) / Сост. А.П. Забровский; отв. ред. Е.Н. Ковтун, место издания МАКС Пресс Москва, с. 216-218; 2018. 32. Одинцова И.В. Фреймовое моделирование соматической концептосферы, отраженной во фразеологизмах // в сборнике Полипарадигмальные контексты фразеологии в ХХІ веке: Материалы междунар. науч. конф, место издания ТППО Тула, с. 124-128; 2018. 33. Ружицкий И.В. Лексическая ошибка как категория лингводидактики // в сборнике Преподавание, изучение и усвоение иностранного языка в контексте реализации средовой модели образования. Материалы Междунар. науч.-практич. конференции, посвященной научному наследию Л.А.Дерибас. Москва, МПГУ, 1-2 февраля 2018 г. Отв. ред. С.П. Вишняков, место издания МПГУ Москва, МПГУ, с. 191-196; 2018. 34. Сергеева О.М. Лексико-семантическое поле "ум": лингвометодический потенциал и возможности его использования на уроках РКИ / в сборнике тезисы 47 международной филологической научной конференции Санкт-Петербургского государственного университета 19-28 марта 2018г, место издания Санкт-Петербург, 2018 35. Серова Е.С. Специфика обучения русскому языку как иностранному в иноязычной среде (об опыте преподавания РКИ в Республике Корея / в сборнике СЛОВО. ГРАММАТИКА. РЕЧЬ. Выпуск XIX. Сборник научно-методических статей во вопросам преподавания русского языка как иностранного, место издания МАКС Пресс Москва, том 19, с. 132-138; 2018. 36. Чагина О.В.Употребление глаголов эмоций в русском языке (Из опыта работы в иностранной аудитории) / в сборнике Язык. Сознание. Коммуникация. Вып. 60 (2018 год), место издания МАКС Пресс Москва, том 60, с. 235-247; 2018. Участие в работе научных и научно-методических конференций. Было сделано 45 докладов по проблемам лингводидактики ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ С целью развития лингвокультурной (лингвокультурологической) компетенции иностранных учащихся разного уровня владения русским языком была продолжена работа над созданием учебных пособий по совершенствованию соответствующих навыков и умений – работы с текстом литературного произведения, предполагающей его лингвостилистический анализ (Баландина Н.В., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Маркова В.А. (Читаем и обсуждаем роман Л.Н. Толстого «Война и мир»), Полищук Е.В., Потёмкина Е.В., Ружицкий И.В.), текстами исторической тематики (Ружицкий И.В.). Старовойтова И.А. (в соавт.) продолжает публикации (6 книг) художественных произведений на русском языке с комментариями для иностранных учащихся в серии «Классное чтение». Для китайских учащихся Совместного университета МГУ-ППИ было создано пособие по языку специальности: литературоведение (Евтихиева. А.С., Потёмкина Е.В.). Всего было издано 11 учебных пособий. Все изданные пособия, а также готовящиеся к изданию материалы прошли необходимую апробацию в поликультурной среде – в группах иностранных студентов, стажёров и магистрантов (в рамках магистерской программы «Русский язык и культура в современном мире») филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, а также в группах китайских стажёров Московского государственного педагогического университета и были внедрены в учебный процесс (на практических занятиях, спецкурсах, лекциях, при руководстве выпускными квалификационными работами). В рамках программы «Университет – школе» Пуряева Н.Н. (в соавт.) участвовала в создании 4 книг (учебники, рабочие тетради), адресованных школьником разных классов. Проведена корректировка теоретико-методических положений, лежащих в основе данных учебных изданий. Была опубликована одна коллективная монография, 19 статей (в журналах и сборниках) и тезисов докладов. Отдельные положения изложены в коллективной монографии (Ружицкий И.В.), теоретических и методических статьях, опубликованных в России и хза рубежом, напр., в Хорватии (Лилеева А.Г., Потёмкина Е.В., Ружицкий И.В.), докладах конференций и семинаров, в основном международных. Всего было сделано 18 докладов. Ведётся сотрудничество с другими вузами и научно-исследовательскими институтами, в частности, совместно с Институтом русского языка им. В.В. Виноградова РАН продолжена работа над созданием Идиоглоссария Достоевского (буквы По–Т). В Институте русского языка Ружицким И.В. был проведён семинар на тему «О возможности использования ресурса Словаря языка Достоевского в преподавании русского языка как иностранного» (см. URL: https://www.youtube.com/watch?v=cSOV-1jnCAU). Проводилось оппонирование и рецензирование кандидатских и докторских диссертаций, подготовлены многочисленные отзывы и рецензии на учебные пособия, научные статьи, научно-квалификационные работы магистрантов и аспирантов и др. Разрабатываются и читаются лекции, проводятся семинары лингвокультурологической направленности для различных категорий иностранных учащихся (Баландина Н.В., Величко А.В., Грекова О.К., Евтихиева А.С., Илюшин Е.А., Короткова О.Н., Красильникова Л.В., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Потёмкина Е.В., Ружицкий И.В., Старовойтова И.А., Чагина О.В.). Проведена корректировка материалов лекционного курса «Теория и практика межкультурной коммуникации» для иностранных магистрантов 1-го года обучения (Ружицкий И.В.). Участниками проекта по его тематике осуществляется научное руководство аспирантами и магистрантами филологического факультета. По проблема лингвокультурологии в аспекте РКИ были изданы: 1 монография; 14 учебных пособий; 19 статей; было сделано 18 докладов. Монографии: Ружицкий И.В., Елистратов В.С. Когда у Достоевского и Лескова дважды два не равно четырём…// Лингвистика креатива–4: Коллективная монография. Урал.гос. пед. ун-т; под общ. ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург, 2018. С. 282–333 (общ.объём монографии – 367 с.). Изданы следующие учебные пособия: 1. Евтихиева А.С., Потемкина Е.В. 2018 Язык специальности. Филология: литературоведение место издания Издательство Московского университета "МАКС Пресс" Москва, ISBN 978-5-19-011210-8, 187 с, 2018 2. Марков В.Т., Маркова В.А. Читаем и обсуждаем роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М.: «Перо». – 108 с. 2018 3. Полищук Е.В., Суровцева Е.В. Чехов / Chehov. Рассказы А.П.Чехова по-русски и по-английски с комментариями. 3-е издание, исправленное место издания Р.Валент Москва, ISBN 978-5-93439-545-3, 96 с, 2018 4. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература. 11 класс. Учебник место издания "Дрофа", "Вентана-Граф" и "Астрель" Москва, ISBN 978-5-360-10001-0, 336 с. 2018 5. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс место издания Издательский центр "ВЕНТАНА-ГРАФ" Москва, ISBN 978-5-360-09913-0, 95 с., 2018 6. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях место издания Издательский центр "Вентана-Граф" Москва, ISBN 978-5-360-10152-9, 667 с. 2018 7. Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях место издания Издательский центр "Вентана-Граф" Москва, ISBN 978-5-360-10030-0, 510 с. 2018. 8. Ружицкий И.В., Гудков Д.Б. Краткий курс истории России (для китайскоговорящих студентов): Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2018. – 104 с. 9. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. "КАК ВОЛК ХВОСТ ПРОДАВАЛ". СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ. ТАМАРА КРЮКОВА место издания Русский язык. Курсы Москва, ISBN 978-5-88337-670-1, 136 с. 2018 10. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. "МЕЧТАЙ, МАРСЕЛЬ, МЕЧТАЙ!" АЛЁНА КАШУРА место издания Русский язык. Курсы Москва, ISBN 978-5-88337-704-3, 64 с. 2018 11. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. "НОС" Н. В. ГОГОЛЬ место издания Русский язык. Курсы Москва, ISBN 978-5-88337-631-2, 56 с. 2018. 12. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. ДНЕВНИК ФОКСА МИККИ. ПОВЕСТЬ С. ЧЁРНЫЙ СЕРИЯ «КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ» место издания Русский язык. Курсы Москва, ISBN 978-5-88337-657-2, 72 с. 2018 13. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ" И.С. ТУРГЕНЕВ место издания Русский язык. Курсы Москва, ISBN 978-5-88337-769-2, 80 с. 2018 14. Старовойтова И.А., Еремина Н.А. ТАЙНА ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ. РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Д. ЕМЕЦ СЕРИЯ «КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ» место издания Русский язык. курсы Москва, ISBN ISBN 978-5-88337-649-7, 128 с. 2018 В рамках тематики НИР подготовлены и опубликованы научные и научно-методические статьи и тезисы докладов конференций: 1. Бороздина М.А. Н. А. Чаев - тень А. Н. Островского или соперник? в журнале LITERA, № 2, с. 108-114 DOI, 2018 2. Бороздина М.А. Поэма Н. А. Чаева «Надя». К вопросу о трансформации жанра поэмы в русской литературе 1870-х годов в журнале LITERA, № 3, с. 136-142 DOI, 2018 3. Пуряева Н.Н. «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ РОССИЙСКИМ ПИСАТЕЛЬНИЦАМ» С.В. РУССОВА / в журнале Вестник МГОУ. Серия "Русская филология", № 3, с. 146-152 DOI; 2018. 4. Пуряева Н.Н. Надежда Дурова: миф о кавалерист-девице / в журнале Вестник Нижегородского государственного университета. Серия Филология, № 3, с. 224-233; 2018. 5. IgorVasiljevič Ružicki. Mneme kaokllučneslikejezičnesvijesti // Ukrajinistikanasveučilištuu Zagrebu: 20 godina. FFPress, Filozovskifakultetsveučilištuu Zagrebu, MMXVIII (2018). Str. 406–424. 6. Лилеева А.Г. К истории названия романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: лингвострановедческий аспект // Литература в школе: научно-методический журнал. – 2018. – № 7. С. 18–20. 7. Лилеева А.Г. Опыт заполнения исторически детерминированных пробелов культурологического сознания китайских учащихся // Тезисы докл. конф. «Русский язык и литература в контексте глобализации», 16 и 17 ноября, 2018. 8. Лилеева А.Г. Художественный мир Василия Логинова в сборнике Слово. Грамматика. Речь, место издания МАКС ПРЕСС Москва, том 19, 2018. 9. Матюшенко А.Г. Опыт работы над стихотворным текстом в практике преподавания РКИ: лексический аспект (на примере анализа стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи") в сборнике Язык, литература, культура. Актуальные проблемы изучение и преподавания. Сборник научных и научно-методических статей / Ред. кол. Л.П. Клобукова и др, место издания МАКС-Пресс, Москва Москва, том 14, 2018 10. Пуряева Н.Н. Русская литература в образовательных программах китайских школ в сборнике Китайско-российский педагогический форум "Один пояс - один путь". Сборник аннотаций, место издания Шеньсийский педагогический университет Сиань, Китай, тезисы, с. 73-75, 2018 11. Пуряева Н.Н.Тема политики в творчестве К.К.Павловой в сборнике XII International Symposium "Contemporary Issues of Literary Criticism": The Idea of State Sovereignity and XX century Literature. Theses, место издания TSU Shota Rustaveli Institute of Georgian Literature Тбилиси, тезисы, с. 210-211, 2018 12. Ружицкий И.В.О возможности использования ресурса Словаря языка Достоевского в преподавании русского языка как иностранного. URL: http://www.ruslang.ru/seminar_aut_lexicogr 13. Ружицкий И.В. ЛЮДИ СО СКЛАДКОЙ у Достоевского и не только // STEPHANOS. – 2018. – № 4(30). С. 9–21. 14. Ружицкий И.В. О «нелингвистичности» понятия «идиоглосса» // Современные проблемы авторской лексикографии;отв. ред. Л.Л. Шестакова. ИРЯ РАН: Сб. ст. М.: Аквилон, 2018. С. 35–41. 15. Ружицкий И.В., Потёмкина Е.В. «ЭЛИТАРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ» и бранная лексика (на примере особенностей идиолекта Ф.М. Достоевского) // Русская речь. – 2018. – № 6. 16. Сергеева О.М. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА В РЯДУ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ТЕКСТОВ в сборнике Слово. Грамматика. Речь, место издания МАКС ПРЕСС Москва, том 19, 2018. 17. Старовойтова И. А. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» – как трактат о любви. (Читаем и говорим о повести «Первая любовь» И.С. Тургенева в иностранной аудитории) в сборнике Слово. Грамматика. Речь, место издания МАКС ПРЕСС Москва, том 19, 2018. 18. Старовойтова И.А. Читаем и анализируем недетские детские рассказы Л.Н.Толстого с иностранными студентами-филологами в сборнике Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс ] Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г.Уфа, 11-14 октября 2018 года). СПб:РОПРЯЛ, 2018, серия ISBN 978 - 5 - 9500626-5-0, место издания РОПРЯЛ Санкт-Петербург СПб, РОПРЯЛ, том 1, с. 883-886, 2018. 19. Чагина О.В. Лингвокультурологический аспект описания еды в иностранной аудитории в сборнике СЛОВО. ГРАММАТИКА. РЕЧЬ. Выпуск XIX. Сборник научно-методических статей во вопросам преподавания русского языка как иностранного, место издания МАКС Пресс Москва, том 19, с. 126-134, 2018. Участие в работе научных и научно-методических конференций: 1. Евтихиева А.С. Литература подвига и ее восприятие в современном обществе. (Приглашенный) 22 Всемирный Русский народный собор, Москва Союз писателей России, Россия, 31 октября - 1 ноября 2018 2. Евтихиева А.С. Русская литература в современном славянском мире (Приглашенный) Духовные традиции славянской литературы, Пятигорск, Россия, 18 октября 2018 3. Евтихиева А.С. Литературное творчество в школе: перспективы развития (Приглашенный) XXVI международные Рождественские Образовательные Чтения, Москва, Россия, 22-27 января 2018 4. Илюшин Е.А. О силлабике и ямбе в переводе А. А. Илюшина "Божественной Комедии" Данте Ломоносовские чтения-2018, секция "Филология", Москва, Россия, 23 апреля 2018 5. Илюшин Е.А. Силлабика или почти ямб (о версификации перевода "Божественной Комедии" Данте, сделанного А. А. Илюшиным). (Устный) Поэзия филологии. Филология поэзии, Москва, Россия, 16-17 февраля 2018 6. Лилеева А.Г. Традиция изучения художественного текста на занятиях РКИ в группах иностранных филологов (Устный) Рожковские чтения (вузовская научно-методическая конференция), Москва, 2018 7. Лилеева А.Г. Опыт заполнения исторически детерминированных пробелов культурологического сознания китайских учащихся // «Русский язык и литература в контексте глобализации», МГУ, Москва, 16 и 17 ноября, 2018. 8. Матюшенко А.Г.2018 Специфика анализа лексики стихотворного текста на занятии по РКИ (Устный) / Рожковские чтения (вузовская научно-методическая конференция), Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 28 ноября 2018. 9. Пуряева Н.Н.Произведения женщин-писателей в пособиях РКИ (Устный) VI Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в контексте глобализации», посвящённая 50-летию МАПРЯЛ (16-17 ноября 2018 года), МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 16-17 ноября 2018 10. Пуряева Н.Н.Преподавание русской литературы в зарубежной школе (на примере школьной программы по литературе КНР) (Устный) Всероссийский съезд учителей русской словесности (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 7-8 ноября 2018 г.), Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 7-8 ноября 2018 11. Пуряева Н.Н. Русская литература в образовательных программах китайских школ (Устный) Китайско-российский педагогический форум «Один пояс – один путь», Сиань, Китай, 21-24 октября 2018 12. Пуряева Н.Н.2018 Тема политики в творчестве К.К.Павловой (Устный) XII International Symposium Contemporary Issues of Literary Criticism: The Idea of State Sovereignity and XX century Literature, Тбилиси, Грузия, 26-28 сентября 2018 14: Пуряева Н.Н. Perception of Female Literature in Russia (1810-1850) (Устный) BASEES 2018 Annual Conference, Fitzwilliam College - Churchill College, University of Cambridge, UK, Великобритания, 13-15 апреля 2018 15. Ружицкий И.В. О возможности использования Словаря языка Достоевского в преподавании русского языка как иностранного (устный) // Семинар «Теория и практика авторской лексикографии». Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Россия, Москва, 23 января 2018 16. Ружицкий И.В. Ассоциативный словарь в преподавании русского языка как иностранного // Всероссийской конференции «Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности». Екатеринбург, 12–13 октября 2018 г. 17. Ружицкий И.В. Кто и как бранится у Достоевского и Лескова // Девятнадцатые филологические чтения «Интерпретационный потенциал языковой системы и творческая активность говорящего». Новосибирск, 18–20 октября 2018 г. 18. Старовойтова И.А. Читаем и анализируем недетские детские рассказы Л.Н. Толстого с иностранными студентами-филологами. (Устный) VI Конгресс РОПРЯЛ "Динамика языковых и культурных процессов в современной России" (11-14 октября 2018 г., Уфа, Республика Башкортостан), Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 12-13 октября 2018 ТЕСТИРОВАНИЕ Разработка проблем тестирования по русскому языку как иностранному осуществлялась прежде всего в связи с развитием градуальной серии лексических минимумов. Был переиздан Лексический минимум первого сертификационного уровня (Одинцова И.А. в соавт.), а также издан впервые Лексический минимум третьего сертификационного уровня, который определяет уровень владения русским языком инофонов, близкий к уровню носителя языка (Красильникова Л.В.). Подготовка данного Лексического минимума требовала высокой научно-методической разработки проблем лингводидактики в области лексики и фразеологии. Преподаватели кафедры приняли участие в работе ряда российских и международных конференций и конгрессов, посвященных различным вопросам теории и практики тестового контроля по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран. В частности, рассматривался Лексический минимум Третьего уровня общего владения РКИ как новая ступень развития Российской государственной системы тестирования (Красильникова Л.В. и др.) Внимание преподавателей кафедры привлекали проблемы совершенствования задания в рамках контроля по субтесту «Говорение» (Старовойтова И.А.), в частности на основе классификации ошибок иностранцев (Короткова О.Н.), а также представление дискурсивной компетенции в лексических минимумах начального этапа обучения (Николенко Е.Ю.). Всего проблемам развития Государственной системы тестирования по русскому языку посвящено 8 работ, включая 3 доклада). 1. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Клобукова Л.П., Норейко Л.Н., Одинцова И.В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение; место издания Златоуст Санкт-Петербург, ISBN 978-5-86547-600-9, 200 с.; 2018. 2. Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. III сертификационный уровень. Общее владение; место издания Златоуст Санкт-Петербург, ISBN 978-5-86547-970-3, 200 с. 2018 3. Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум Третьего уровня общего владения РКИ как новая ступень развития Российской государственной системы тестирования (Устный) / VI Конгресс РОПРЯЛ "Динамика языковых и культурных процессов в современной России" (11-14 октября 2018 г., Уфа, Республика Башкортостан), Уфа, Республика Башкортостан, Россия, 12-13 октября 2018 4. Клобукова Л.П., Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Лексический минимум Третьего уровня общего владения РКИ как новая ступень развития Российской государственной системы тестирования / в сборнике «Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ», место издания СПб.: РОПРЯЛ Санкт-Петербург; 2018. 5. Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Красильникова Л.В., Клобукова Л.П., Яценко И.И. Лексический минимум Третьего сертификационного уровня общего владения русским языком как иностранным в системе ТРКИ (Пленарный) / Преподавание языков в высших учебных заведениях образования на современном этапе. Межпредметные связи, Харьков. Харьковский национальный университет им. В.Н. Казарина, Украина, 7-8 июня 2018 6. Короткова О.Н. Классификация ошибок в речи инофонов: основные критерии (Пленарный) Актуальные вопросы подготовки иностранных граждан к тестированию по русскому языку как иностранному, Неаполь, Италия, 26 февраля - 1 марта 2018 7. Николенко Е.Ю. 2018 Дискурсивная компетенция и лексический минимум: проблема соответствия (элементарный и базовый уровни) (Устный) / XVII Международная научно-практическая конференция ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, МЕНТАЛИТЕТ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ В ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ, Санкт-Петербург, Россия, 18-20 апреля 2018 8. Старовойтова И. А. К вопросу о совершенствовании заданий субтеста «Говорение» в сертификационных тестах по русскому языку как иностранному уровней С1-С2 (лексико-стилистический аспект). (Устный) / VI Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в контексте глобализации», посвящённая 50-летию МАПРЯЛ (16-17 ноября 2018 года), МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, 16-17 ноября 2018 Заключение В отчетный период был проанализирован и на высоком научно-методическом уровне решен целый ряд проблем, актуальных для теории и практики преподавания РКИ в целом и обучения русскому языку иностранных учащихся-филологов в частности. Все поставленные в рамках данной темы исследовательские и научно-методические задачи решены, заявленные цели проекта достигнуты. План Высокий уровень научно-методической квалификации коллектива кафедры позволяет планировать провести VI Международную научно-практическую конференцию «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания РКИ» при участии кафедры русского языка и кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания РКИ (2019). В настоящее время актуальной является уточнение словников Лексических методов при их дальнейших переизданиях. Сданы в печать и подготовлены к печати такие пособия, как 1. Ружицкий И.В., Елистратов В.С. Прогулки по необычным музеям России: Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2019. – 104 с. 2. Русская проза–XXI век: Хрестоматия для иностранных учащихся / под ред. Е.А. Кузьминовой и И.В. Ружицкого; авт.: Баландина Н.В., Кузьминова Е.А., Лилеева А.Г., Потёмкина Е.В., Ружицкий И.В. М.: Русский язык: Курсы, 2019.
7 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)
Результаты этапа:
8 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Разработка лингводидактических и лингвокультурологических основ преподавания русского языка иностранным филологам; развитие российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ)
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".