Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функцийНИР

Cognitive neuropsychology, rehabilitation and correction of higher mental functions

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: В 2015 году в двух зарубежных публикациях и курсах лекций (Польша, Литва) были освещены вопросы Лурьевской классификации афазий, синдромного анализа, методов диагностики и коррекции школы Выготского-Лурии, а также биография А.Р. Лурии. Начата оцифровка архива А.Р. Лурии, издан сделанный Лурией конспект доклада Выготского «О сознании» (исп. – Т. Ахутина). Анализ процессов регуляции активации у младших школьников позволил показать различную динамику двух вариантов их дефицита: с преобладанием гиперактивности или утомляемости и низкого темпа когнитивных процессов. Опубликована 1 статья на англ. языке (Ахутина, Матвеева, Корнеев), и защищена канд. дисс. А.Р.Агрис (рук. Ахутина). Апробация новых методов компьютерной нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у младших школьников показала, что методы позволяют достаточно точно оценивать состояние функций III блока у детей (исп. Матвеева, Корнеев, Пылаева). Исследование графомоторных навыков как базовых компонентов письма у учеников 1 и 3 классов с помощью традиционных нейропсихологических и новых компьютерных проб позволило проследить процессы автоматизации графомоторного навыка в норме и описать специфические сложности осуществления графомоторной деятельности у детей с трудностями обучения. Опубликованы 2 статьи (исп. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Продолжено исследование письма у двуязычных детей-билингвов, прослежена динамика развития навыка от второго к третьему классу, проведен анализ чтения у русско-финских билингвов (2 статьи и 1 доклад на конференции в Дании - исп. Корнеев). Подготовлено к печати пособие по нейропсихологической диагностике в дошкольном возрасте. В нем подробно изложены используемые методы практической диагностической и коррекционной работы, включены описания игр и упражнений, конкретные рекомендации специалистам и родителям (исп. Ж.М. Глозман). Подготовлен и издан специальный международный выпуск по детской нейропсихологии журнала Open Behavioral Research Journal (Developmental Neuropsychology: Learning Disabilities Assessment and Remediation). В нем опубликовано 2 статьи по развитию ВПФ в детском возрасте (исп. Ж.М. Глозман). Проведено исследование возрастных особенностей наглядно-образного мышления младших школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). У детей с РАС показана дефицитарность процессов переработки и усвоения зрительного материала вне зависимости от его типа. Опубликована 1 статья (исп. М.Ю. Максименко). Исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз позволило уточнить психофизиологические механизмы когнитивных и регуляторных дефектов у детей с трудностями обучения. Оно открывает использования этого метода в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания. Опубликована статья (исп. Глозман). Проведено исследование нейропсихологических механизмов нарушений категоризации при паркинсонизме. Показано, что нарушение этого процесса выражается у больных в сниженном индексе семантизации при актуализации слов, замене категориальных связей ситуативными, в отсутствии статистического различия в латентных периодах моторных реакций при сравнении двух категорий стимулов Опубликована 1 статья (исп. Ж.М. Глозман). Проводилось исследование структуры рабочей памяти на материале серийных пространственных движений. Показано, что внутренняя репрезентация последовательности имеет специфику и преобразуется по-разному в зависимости от характера исходной воспринимаемой информации. Опубликована 1 статья (исп. Корнеев). Проведено исследование наглядно-образного мышления у больных с распадом "регулирующей функции речи" и грубым персевераторным синдромом. Показано, что при замене речевой инструкции на безречевую, больные с устойчивыми персеверациями при рисовании простых геометрических фигур начинали рисовать их активно и целенаправленно. Подготовлена и сдана в печать 1 статья (исп. О.А. Гончаров). Прочитан ряд докладов и публичных лекций о связи Казанской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский) и подхода к афазии А.Р. Лурии. Подготовлен и апробирован учебный курс по афазиологии для нейропсихологов и лингвистов (исп. Т.В. Ахутина). Проведена апробация методики RAN/RAS (быстрое автоматизированное называние) у учащихся 1 класса, показано, что она является эффективным индикатором не только нейрокогнитивных проблем переработки информации, но и слабости процессов поддержания активности мозга. Опубликованы 2 статьи (исп. Ахутина, Корнеев).
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Проведен теоретический анализ вклада концепций Л.С. Выготского в развитие прикладной нейропсихологии и роль клинической практики для формирования основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским. Показано взаимообогащение теоретических и прикладных областей психологии идеями, методами и фактами. Анализ нарушений психического функционирования невозможен без системного подхода к выявляемым фактам. Показано, что медицинская психология формировала в первую очередь принцип системности в психологической науке. По результатам анализа опубликована статья (исп. Ж.М. Глозман) Проводилась работа по оцифровке и каталогизации, выделению ключевых слов и аннотированию материалов архива А.Р. Лурия, хранящегося на факультете психологии. На основании материалов архива осуществлен анализ развития методов исследования афазии в работах А.Р. Лурия. Опубликовано двое тезисов и сделано два доклада на конференции (исп. – Т.В. Ахутина) В рамках внедрения в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность нейропсихологов идей Выготского-Лурия осуществлялась теоретическая и методическая работа по их использованию в разработке методов коррекционного обучения. Сделано 2 доклада (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) Продолжалась работа по оптимизации количественной оценки нейропсихологического обследования детей 7-9 лет. Обработаны данные, собранные за последние 5 лет, составлены нормативы выполнения нейропсихологических проб первоклассниками. Результаты проделанной работы отражены в коллективной монографии, посвященной нейропсихологическому обследованию детей младшего школьного возраста. В ней подробно изложена методика проведения обследования, методы качественной и количественной обработки получаемых в нем результатов, новых компьютерных методов нейропсихологической диагностики и другое. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Разработаны и апробированы компьютерные методики, направленные на оценку развития регуляторных функций, особенности переработки слуховой информации и зрительно-пространственной информации у детей младшего школьного возраста. С их помощью набраны данные на выборке первоклассников и второклассников, успешно усваивающих общеобразовательную программу. Проведена первичная обработка полученных результатов, готовится публикация по результатам. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Продолжено исследование механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста. С помощью широкого набора нейропсихологических и психофизиологических методик проанализирована качественная специфика трудностей произвольной регуляции и их связь с механизмами школьной неуспешности. Создана и начата апробация компьютерной программы использовании метода движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания и улучшения ориентировочной деятельности у детей. По результатам исследований опубликована научная статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжено изучение понятия «Социальный мозг» в его взаимосвязи с проблемами социального познания и социального поведения, личности и коммуникации больных. Рассмотрены социальные характеристики раннего развития ребенка, взаимодействие морфо- и функциогенеза в его развитии и негативные последствия социальной депривации на развитие мозга ребенка. Культурно-исторический подход в нейропсихологии означает, в первую очередь, перенос акцентов в изучении социального мозга с проблем локализации на вопросы социальной и культурной детерминации мозговых функций человека (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. Показано влияние возраста и сложности задний на письмо на двух языках, получены данные о снижении различий в письме на разных языках по мере освоения навыка письма. По итогам этого цикла исследований подготовлена и глава в коллективной монографии, которая принята к печати в международном научном издательстве «Routledge Publishing House». Также по данной теме были опубликованы тезисы и сделан доклад на международном симпозиуме. (исп. – А.А. Корнеев) Для нейропсихологического исследования процессов усвоения информации из окружающего мира разработана методика изучения представлений школьников об окружающем мире через завершение различных предложений. Вторая часть методики включает оценку зрительного восприятия частотных явлений окружающего мира и формирование речевого высказывания относительно их понимания. Исследование, проводившееся на детях с нарушениями развития, показало, что у школьников с резидуально-органическим поражением ЦНС имеются трудности, прежде всего, относящиеся к речевой деятельности, уменьшающиеся с возрастом, а дети с расстройствами аутистического спектра чаще демонстрируют дефицитарность зрительного восприятия, не позволяющие полноценно воспринимать представленные события в сюжетных картинках (исп. – М.Ю. Максименко). Было продолжено исследование рабочей памяти у детей и взрослых. Набраны новые данные о запоминании последовательностей, заданных зрительным образцом, детьми подросткового возраста (14 лет). Показано, что в подростковом возрасте временные и качественные характеристики воспроизведения двигательных последовательностей могут временно снижаться. Также проведено две серии экспериментов для выявления особенностей запоминания последовательностей в зависимости от способа их предъявления и задачи испытуемого у взрослых. Результаты экспериментов позволяют предположить, что характер репрезентации серийной информации и ее преобразования в рабочей памяти могут зависеть от задачи, стоящей перед испытуемыми (задачи воспроизведения и задачи распознавания серии зрительно-пространственных объектов). По полученным данным защищена дипломная работа, опубликована статья (в журнале из списков WoS и Scopus), ещё одна статья находится в печати (в журнале из списка RSCI). (исп. – А.А. Корнеев) Написана рецензия на сборник по современной когнитивной лингвистике, подводящий итоги современного этапа развития лингвистики (исп. – Т.В. Ахутина). На основании нейропсихологических исследований разработано представление о регуляторных механизмах речи и мышления. При этом утверждается, что эти механизмы связаны не только с левым полушарием, но и в значительной мере представлены мозговыми системами правого полушария. Разбирается роль полюсных отделов левой лобной доли в организации психической активности, направленной на длительное удержание намерения выполнять речевые программы; роль префронтальных отделов левого полушария в процессах речевого целеобразования; роль заднелобных отделов в организации операций линейной организации речевого высказывания и др. По результатам работы подготовлена к печати научная статья (исп. О.А. Гончаров). Проведена работа по анализу эмпирических данных о понимании логико-грамматических конструкций детьми младшего школьного возраста в норме и при нарушениях речевых функций. Показано, что на понимание ЛГК влияет состояние как функций программирования и контроля и серийной организации, так и функций переработки зрительно-пространственной информации. По результатам работы опубликована статья, защищена кандидатская диссертация (исп. Т.В. Ахутина, А.И. Статников, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Разработка новых компьютеризированных методов диагностики состояния ВПФ у детей младшего школьного возраста. Создана и апробирована батарея компьютеризированных методик нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста. Батарея позволяет оценить состояние функций произвольной регуляции деятельности, переработки слуховой, и зрительно-пространственной информации, функции регуляции активности. Апробация показала чувствительность созданного набора методик к возрастным изменениям, согласованность получаемых с ее помощью результатов и результатов «традиционного» нейропсихологического обследования. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева) 2. Разработка методов нейропсихологического обследования дошкольников. Проведена работа по адаптации Луриевских методов нейропсихологического обследования детей и взрослых, говорящих на португальском языке. Изданы на португальском языке диагностический альбом и теоретическое пособие. (исп. – Ж.М. Глохман) Разработаны и апробированы методы диагностики состояния регуляторных функций у дошкольников с помощью игры. Полученные данные свидетельствуют о том, что выбранные игровые методы являются валидным инструментом, позволяющим оценить степень сформированности функций программирования и контроля. (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) 3. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Организован и проведен V Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия. Этот Конгресс стал самым масштабным среди всех Луриевских конгрессов: по количеству и географии участников (более 20 стран); по количеству организаций, принимавших участие в подготовке и проведении Конгресса; по разнообразию форм работы; по широте обсуждаемой проблематики. (исп. – Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман) 4. Оцифровка и систематизация факультетского архива А.Р. Лурии. Окончены систематизация, сканирование и аннотирование архива А.Р. Лурия. Отсканированы 256 статей, 257 протоколов обследования пациентов, 21 текст докладов, 24 заметки и черновика, рукописи 5 книг. Также создан рабочий прототип информационной системы, позволяющий осуществлять навигацию и поиск по архиву. На основе изучения документов, подготовлена и сдана в печать статья о ранних этапах изучения А.Р. Лурией семантической (теменной) афазии по материалам незавершенной монографии А.Р. Лурии. (исп. – Т.В. Ахутина) 5. Нейропсихологический анализ мозговых основ внутренней речи и мышления. Представлены и описаны две методики, сфокусированные на исследовании состояния наглядно-образной познавательной активности при поражении правой лобной доли. Показана их диагностическая эффективность в выявлении снижения наглядно-образной познавательной активности больных и в случаях значительного поражения префронтальной области правой лобной доли и в случае легкой дисфункции этой зоны мозга. (исп. – О.А. Гончаров) 6. Исследование структуры рабочей памяти на материале серийных движений у детей и взрослых. Проведен эксперимент, направленный на исследование особенностей удержания серийной информации в рабочей памяти у детей и взрослых. Показано что у детей при увеличении времени задержки ответа растет число ошибок, которые могут быть вызваны падением четкости репрезентации. Ошибки, связанные с моторным организацией последовательности движений, не меняются с увеличением задержки двигательного ответа. В целом, можно предположить, что преобразование репрезентации последовательности в рабочей памяти приводит к снижению четкости репрезентации у детей в отличие от взрослых. (исп. – А.А. Корнеев) 7. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза; Разработан коррекционный курс, направленный на развитие когнитивных процессов у детей с трудностями в обучении, обусловленными отставанием в развитии различных компонентов ВПФ. Он позволяет проводить целенаправленную работу над теми конкретными звеньями высших психических функций у детей, формирование которых обеспечивает полноценное усвоение учебного материала. (исп. – М.Ю. Максименко) Теоретическая и практическая разработка методов нейропсихологической реабилитации. Проведен теоретический анализ понятия «реабилитация» и связанных с ним понятий, рассмотрены два основных подхода к реабилитации – функциональный и социальный, также проанализировано понятие когнитивной реабилитации. Проведена исследовательская работа по современным методам реабилитации больных с нарушением мозгового кровообращения с использованием биологической обратной связи. Результаты применения тренажера с кинестетической обратной связью в комплексной реабилитации больных после инсульта позволяют говорить о положительной динамике восстановления двигательной функции руки, увеличении повседневной активности пациентов. (исп. – М.С. Ковязина)
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Написана и опубликована статья, посвященная анализу теоретических основ нейропсихологии, заложенных Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. Анализ проводится с точки зрения такого критерия различения типов рациональности, как особенности системной организации исследуемых объектов. В статье описываются основные вехи развития взглядов ученых и выделяются в их подходе признаки постнеклассической рациональности. Анализ предваряется кратким обзором истории развития представлений о сущности, локализации и соотношении друг с другом различных психических функций на этапах классической и неклассической науки Выход: 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. Закончен анализ материалов V Международного Конгресса памяти Лурия, Екатеринбург 2017 (победитель конкурса Золотая психея 2018 в номинации «Событие года в жизни сообщества»). Выход – коллективная монография на англ. языке в издательстве KNE Life Sciences (база WoS), 992 с., опубликованы глава в этой монографии и статья в Психологическом журнале (база Scopus и WoS). Исп. – Глозман Ж.М. Проведен анализ феномена «двойной исключительности» и значение идей Л.С. Выготского и А.Р. Лурия для его изучения. Исследование выполнено на материале формирования навыка письма младших школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Выявлена зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Выход - одна научная статья (в издательстве из списка WoS). Исп. – Корнеев А.А.) Закончен анализ материалов экспедиции по культурно-исторической нейропсихологии в отдаленных районах Камчатки. Выход - 2 статьи в журналах (обе из базы Scopus), 2 устных доклада на 29-й Международном конгрессе и на Международном телемосте. Исп. – Глозман Ж.М. 2. Разработка методов нейропсихологического обследования Продолжалась разработка и апробация методы диагностики состояния высших психических функций у дошкольников с помощью игры. В 2018 году были разработаны и апробированы методы игровой групповой диагностики функций переработки зрительно-пространственной информации и регуляторных функций у дошкольников 5—6 лет, а также производилась проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям и их возможностей к прогнозированию трудностей обучения. В работе приняли участие студенты факультета психологии МГУ Д.М. Хакимова и Д.Д. Сумина. Выход - 2 курсовые работы. Исп. – Ахутина Т.В. Продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования. В текущем году в батарею включено 2 новых теста и в настоящее время она включает 10 тестов, направленных на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность и чувствительность создаваемых методик. Выход - доклад на российской и доклад на международной конференции, 2 статьи и 2 тезисов. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Продолжена работа по созданию батареи заданий, направленных на оценку познавательных функций у дошкольников. Подготовлен к апробации дидактический материал для тестирования, которое будет проводиться в нескольких регионах РФ. Выход – доклад на семинаре «Региональные модели развивающей оценки качества дошкольного образования в Российской Федерации». Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Совместно с казанскими коллегами продолжалась разработка новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в том числе детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара. Выход - 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжалось исследование особенностей письма у типично развивающихся младших школьников и учащихся с дисграфией. Выход - 4 доклада: три на российских и один доклад - на международной конференции, 1 статья и 1 тезисы. Исп. – Т.В. Ахутина). Продолжено исследование механизмов чтения у младших школьников. Оно проводилось с использованием метода регистрации движений глаз, методики чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием и нейропсихологического исследования детей. За этот год набраны данные и проведен первичный анализ состояния навыка и движений глаз при чтении у учащихся третьего класса. Выход - статья на английском языке (в журнале из списка Scopus), 2 тезисов (одни – в журнале из списка top-25), 3 доклада на международных конференциях. Исп. – Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В. Проведен нейролингвистический анализ понимания и порождения речи. Первое исследование в рамках этого направления посвящено возрастным и индивидуально-типологическим особенностям построения связной речи у детей 6-8 лет. Второе было направлено на изучение понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) учениками 1-3 классов. Было проведено сопоставительное исследование понимания и порождения речи у учащихся 2 и 3 классов, которое показало наличие как общих тенденций, так и вариативность в развитии понимания и построения грамматических конструкций. грамматических конструкций. Выход - 1 доклад на международной конференции и 2 подготовленные к печати статьи. Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. По результатам опубликована статья о развитии навыка письма у детей-билингвов глава в коллективной монографии, вышедшей в международном научном издательстве «Routledge Publishing House» (проиндексировано системой Scopus). Исп. – Корнеев А.А. 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза Проведена работа по разработке и апробации методов развития и коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста. Также идет разработка аналогичного пособия для педагогов 4 классов, подготовлены отдельные задания и идет их апробация совместно с учителями первых классов. Выход: разработано, апробировано и сдано в печать учебно-методическое пособие для педагогов 1-ых классов для серии «Нейропсихолог – школе». Исп. – Пылаева Н.М. Разрабатываются и апробируются индивидуально-ориентированные методы развития и коррекции ВПФ, готовится статья по оценке эффективности нейропсихологической помощи в школе. Исп. – Пылаева Н.М. Продолжены исследование биологических и социальных факторов трудностей обучения в школе и разработка адекватных методов когнитивной нейрореабилитации. В частности, начато исследование влияния разных типов кросс-латеральности на когнитивные функции при органической и функциональной патологии ВПФ .Выход: 5 статей и одна глава в коллективной монографии (2 из них в базе Scopus и WoS, из них 1 в Top-25 и 3 в базе РИНЦ), принята к защите 1 канд. диссертация, сделаны 1 пленарный и 5 секционных докладов на международных конференциях. Исп. – Глозман Ж.М. 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. Продолжено исследование рабочей памяти у взрослых. Проведен сравнительный анализ двигательного воспроизведения последовательностей, предъявляемых как пространственная конфигурация или как набор направлений движений, из которого исключена пространственная составляющая. Полученные результаты позволяют утверждать, что для репрезентаций последовательностей, заданных динамическим образцом, наличие информации о пространственном соотнесение элементов траектории оказывается важно и, следовательно, при наличии пространственной информации о соотнесении элементов серийного движения, запоминается, скорее, целостный образ траектории, а не последовательность отдельных элементов. Выход – 1 научная статья. Исп. Корнеев А.А.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Написана и опубликована в журнале Archives of Clinical Neuropsychology статья Ю.В. Микадзе, А. Ардилла и Т.В. Ахутиной, посвященная анализу теоретических основ нейропсихологической диагностики и реабилитации, разработанных А. Р. Лурией. Сдана в журнал Psychology in Russia статья тех же авторов «A.R. Luria’s contribution to the study of the brain organization of language» (Вклад А.Р. Лурии в изучение мозговой организации речи). Обе статьи направлены на зарубежную аудиторию и ставят своей целью сопоставление подходов Выготского и Лурии к нейропсихологии и нейролингвистике с современными концепциями и распространение идей культурно-исторической школы психологии в нейропсихологии. Выход – 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. Продолжена работа по истории отечественной психологии, в частности анализ жизненного и научного пути Е.Д. Хомской и Л.Ф. Обуховой. Выход – 1 статья в журнале (база РИНЦ) и 1 статья в сборнике, сделаны 1 пленарный и 1 устный доклад на конференциях. Исп. – Глозман Ж.М. 2. Разработка методов нейропсихологического обследования В 2019 году продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования. В текущем году шла апробация батарея тестов, направленных на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность компьютеризированных методик (при сравнении с традиционным нейропсихологическим исследованием) и их чувствительность к возрастным изменениям. Проведена работа по компьютеризации подсчета интегральных показателей состояния функций на основе проб батареи. Их валидность и чувствительность проверялась на выборке, в которую входили 103 старших дошкольника и 96 первоклассников (по этим материалам сдана статья на английском языке). Выход – 2 статьи, 2 тезисов и 2 доклада: один на российской и один доклад на международной конференции. Выход – опубликованы две статьи и двое тезисов. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Продолжалась разработка и апробация методы диагностики состояния высших психических функций у дошкольников с помощью игры. В 2019 году были разработаны и апробированы методы игровой групповой диагностики функций переработки зрительно-пространственной информации и регуляторных функций у дошкольников 5—6 лет, а также производилась проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям и их надежности в прогнозировании трудностей обучения. В работе приняли участие студенты факультета психологии МГУ Д.М. Хакимова и Д.Д. Сумина. Успешно защищены 2 дипломные работы. Всего по данному направлению работы сделаны 4 доклада: три на российских и один доклад - на международной конференции. Выход – 1 статья и 1 тезисы. Исп. – Ахутина Т.В. Совместно с казанскими коллегами Е.А. Горобец и Р.Г. Гамировой продолжалась апробация новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в том числе детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара. Разработанные в лаборатории параметры работы энергетического блока были успешно применены при оценке динамики функций под влиянием фармако-препаратов. Выход – 2 тезисов на международных конференциях. Исп. – Ахутина Т.В. На XVI Европейском психологическом конгрессе, состоявшемся в Москве 2-5 июля, был сделан доклад о подходе Л.С. Выготского – А.Р. Лурии к помощи детям с трудностями обучения. Он был представлен на организованной Т.В. Ахутиной секции, посвященной культурно-историческому подходу к помощи детям с особыми образовательными потребностями. На ней выступили психологи из Мексики (2 доклада) и Бразилии. Выход – 1 статья, организована секция на международной конференции. Исп. – Ахутина Т.В. 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжена работа по нейропсихологическому анализу особенностей навыка чтения у детей младшего школьного возраста. Сопоставление особенностей чтения регулярных и нерегулярных слов разной частотности учащимися третьего класса дало возможность выделить группы с разным уровнем и качеством развития навыка чения. Сопоставление полученных данных с результатами нейропсихологического обследования и с литературными источниками позволило выявить, что дети с хорошим состоянием навыка в большей степени задействуют лексическую стратегию, а дети с относительно слабым развитием навыка чтения используют более сохранную у них сублексическую стратегию. При этом отдельно проведенный анализ межиндивидуальных различий слабых детей показал, что возможна большая вариативность особенностей глазодвигательной активности при сопоставимом уровне навыка чтения регулярных и нерегулярных слов. Выход – 1 научная статья опубликована, ещё одна находится на стадии рецензирования, 1 доклад на международной конференции, 1 доклад на всероссийской конференции. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Также была продолжена работа по исследованию особенностей понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) детьми младшего школьного возраста. Проведен обобщающий анализ накопленных данных о соотношении нейропсихологических показателей и навыков чтения у детей с разными стратегиями понимания ЛГК в 1, 2 и 3 классах начальной школы. Исследование обнаружило общую тенденцию к соответствию нейропсихологического статуса, школьной успеваемости, успешности понимания ГК и построения рассказов. Выход – 1 научная статья. Исп. - – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Шла работа по изучению особенностей письма у типично развивающихся младших школьников и учащихся с дисграфией. Для взаимодействия с учителями и логопедами был предложен доступный метод анализа ошибок: разделение ошибок на те, которые можно однозначно интерпретировать (например, персеверации, полевое поведение или симптом левостороннего игнорирования) и те, для интерпретации которых необходим анализ контекста. По инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией был проведен Всероссийский опрос населения и профессиональной аудитории об их информированности о проблемах дислексии и дисграфии. Результаты опроса свидетельствуют о недостаточной осведомленности населения и работников школы о сути проблем и возможных путях помощи. Выход – отчёт в Министерство просвещения РФ, 3 доклада на конференциях, 2 статьи. Исп. – Ахутина Т.В. 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза Продолжены исследование биологических и социальных факторов трудностей обучения в школе и разработка адекватных методов когнитивной нейрореабилитации и профилактики трудностей обучения в школе. В частности, разработана батарея методов для нейропсихологического обследования дошкольников от 2-х до 6 лет и опубликовано учебное пособие из 3-х частей: альбом, руководство по применению тестов и дифференцированные по возрасту протоколы исследования. Продолжено исследование влияния разных типов кросс-латеральности на когнитивные функции при органической и функциональной патологии ВПФ. Выход – учебное пособие, 1 статья в журнале (база РИНЦ) и глава в коллективной монографии на португальском языке, 2 тезисов докладов. Сданы статьи в журналы Psychology in Russia и Procedia (база Scopus), сделаны 2 пленарных и 3 секционных доклада на международных конференциях. Успешно защищена 1 кандидатская диссертация. Исп. – Ж.М. Глозман. Закончена работа над учебно-методическим пособием Пылаевой Н. М., Гуляевой М. А., Ахутиной Т. В., Хотылевой Т.Ю. «Внимание! Разминка!» Пособие для уроков математики в 1-ых классах. Серия «Нейропсихолог – школе». Оно опубликовано в 2019 г. в издательстве «В. Секачев». Заканчивается разработка аналогичного пособия для уроков в 4 классах, подготовлены практически все задания и идет их апробация совместно с учителями четвертых классов гимназии № 1540. Исп. – Пылаева Н.М. Совместно со студентами 6 курса, проходящими супервизию по нейропсихологическим методам диагностики и коррекции ВПФ у младших школьников в гимназии № 1540, разрабатываются и апробируются индивидуально-ориентированные методы развития и коррекции ВПФ. Совместно с М. А. Гуляевой и Е. Ю. Матвеевой готовится статья по оценке эффективности нейропсихологической помощи в школе. Исп. – Пылаева Н.М. В издательстве Теревинф готовится переиздание книги Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной «Школа внимания». Для этого издания часть заданий и рисунков были модифицированы. Исп. – Пылаева Н.М. Ахутина Т.В. 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. В 2019 году проведен обобщающий анализ накопленных данных об особенностях функционирования рабочей памяти у детей предподросткового возраста, подростков и взрослых. Описаны результаты исследования двигательного воспроизведения серийных последовательностей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что по мере взросления и созревания функций, обеспечивающих рабочую память, точность воспроизведения увеличивается, говорит об улучшении качества репрезентаций последовательности в рабочей памяти и повышении подробности планирования предстоящего серийного действия. Выход – подготовленная глава для коллективной монографии, посвященный нейрокогнитивным исследованиям подросткового возраста. Исп. – Корнеев А.А. Проведено исследование проблемы успешного старения (совместно с докторанткой В.А. Наумовой), в частности проблемы позитивного одиночества и творческой активности. Выход – 1 статья в сборнике, сделаны 1 пленарный и 1 устный доклады на международных конференциях, 2 тезисов. Сдана статья в Сибирский психологический журнал (база Scopus). Исп. – Ж.М. Глозман.
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: 1. Теоретический анализ развития отечественной Луриевской нейропсихологии. Подготовлены и опубликованы 2 части написанной на английском языке статьи «Luria in Kisegach» (объем свыше 60 стр.), третья часть сдана в печать. Статья посвящена работе А.Р. Лурии в госпитале в Кисегаче, в ней публикуется уникальная рукопись из архива А.Р. Лурии: «Рабочий дневник. Кисегач, 1942–1943». В комментариях подробно говорится не только о работе и условиях жизни Лурии в Кисегаче, но о его сотрудниках: Б. В. Зейгарник, А.В. Запорожце, С. Я. Рубинштейн, Э.С. Бейн, О.П. Кауфман, Т.О. Гиневской. Текст снабжен многочисленными иллюстрациями (исп. – Т.В. Ахутина и Н.М. Пылаева). На круглом столе «Психологи в годы ВОВ», организованном факультетом психологии МГУ и президиумом РАО, был сделан доклад «Развитие нейропсихологической школы советской психологии в годы ВОВ» (исп. Т.В. Ахутина). Завершены и опубликованы в журнале из базы RSCI Web of science на русском и английском языках варианты статьи «Вклад А.Р. Лурии в изучение мозговой организации языка», посвященной пониманию А.Р. Лурией механизмов речевых нарушений и восприятию его идей в современной науке (исп. Т.В. Ахутина). Создан новый международный журнал на английском языке Lurian Journal, в редакционную коллегию которого вошли известные психологи из 11 стран. Вышли 2 номера журнала, и заканчивается редактирование третьего (главный редактор журнала – Ж.М. Глозман). В продолжение исследований истории развития отечественной нейропсихологии описано сотворчество А.Р. Лурии и Л.С. Выготского в статье и докладе на международном симпозиуме по культурно-исторической психологии, также издан сборник материалов симпозиума (исп. – Ж.М. Глозман). 2. Разработка методов нейропсихологического обследования В рамках этого направления в 2020 году была продолжена работа по исследованию возможностей компьютеризированных методов нейропсихологического обследования. Проведено исследование возрастных особенностей состояния когнитивных функций у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по данным компьютерных методов, направленных на оценку функций программирования и контроля произвольной деятельности, а также функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации. По результатам сделано три доклада на российских и международных конференциях, одна статья опубликована, ещё одна находится на стадии рецензирования в журнале из списка ВАК (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева). Проведено подробное исследование особенностей выполнения пробы на слухоречевую память, входящую в нейропсихологическое обследование. На основе анализа результатов выполнения пробы 370 детьми предшкольного и младшего школьного возраста были выделены несколько типов профилей выполнения пробы, проведен нейропсихологический анализ особенностей детей с разными профилями. Сделано два доклада на международных конференциях, опубликована одна статья (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева). Также в рамках этого направления работы было проведено исследование возможностей выделения детей с различными сочетаниями отдельных компонентов ВПФ с помощью кластерного анализа. Были проанализированы результаты нейропсихологического обследования большой выборки детей 6-9 лет (373 человека). Для выделения групп детей с относительным отставанием отдельных функций был использован кластерный анализ, позволивший выделить 5 групп детей: (1) с хорошим развитием всех исследуемых функций; (2) с низким уровнем развития функций программирования и контроля; (3) низким уровнем развития функции переработки слуховой информации; (4) с низким уровнем развития функций переработки зрительно-пространственной информации; (5) с низким уровнем развития трех исследуемых функций. По результатам этих работ опубликована одна научная статья, сделано два доклада на международных конференциях (исп. – А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Сделан перевод на португальский язык и адаптация методического пособия в 3х книгах по нейропсихологической диагностике детей раннего дошкольного возраста. Опубликована статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Проведен сравнительный анализ Луриевского и психометрического подходов в нейропсихологическом обследовании детей с отклонениями в развитии. Опубликованы 4 главы в монографии на английском языке в издательстве Elsevier (база Scopus) (исп. – Ж.М. Глозман). Опубликована на английском языке статья по методам развития мышления у детей в международном научном журнале, проанализированы роль школьного нейропсихолога в начальной общеобразовательной школе в диагностике и организации бригадного подхода к коррекции трудностей обучения. Опубликована статья в сборнике. Сдана статья в журнал, входящий в базу Scopus (исп. – Ж.М. Глозман). Проанализированы возможности и ограничения нейропсихологической диагностики в ситуации пандемии (опубликована статья в журнале, исп. – Ж. М. Глозман). В 2020 году продолжалась работа по разработке и апробации методов диагностики когнитивных функций у детей младшего школьного возраста и внедрение нейропсихологического подхода в образовательный процесс в начальной школе. В рамках данного направления в этом году был проведен анализ эффективности методов групповой диагностики, описаны основные особенности следящей диагностики, описаны рекомендации по выстраиванию эффективного взаимодействия нейропсихолога с педагогами. Также продолжает проводиться разработка методов помощи детям с трудностями в обучении. В рамках данного направления опубликована статья в двух частях (исп. – Н.М. Пылаева). 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжена работа по исследованию глазодвигательной активности при чтении у младших школьников. С использование разработанной в отчётном году процедуры кластерного анализа результатов нейропсихологического обследования было проведен анализ глазодвигательной активности при чтении в зависимости от относительной слабости отдельных компонентов ВПФ у учащихся 2 и 3 классов. С помощью кластерного анализа были выделены дети с разным состоянием отдельных компонентов ВПФ. Проведенное сравнение особенностей движений глаз при чтении слов разной длины и частотности детьми из разных групп показало, что при чтении на начальных этапах освоения этого навыка наибольшую роль играет состояние управляющих функций. Функции переработки зрительно-пространственной и слуховой информации важны в меньшей степени, и их слабость проявляется при чтении наиболее сложных – длинных и низкочастоных слов. В рамках этого направления опубликована одна статья в журнале из списка Web of Science, core collection (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева). 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза. В 2020 году в связи с началом эпидемии, вопрос о преодолении трудностей обучения стал вызывать острый общественный интерес. Дистанционное обучение, на которое в большой мере перевели всех младших и старших школьников, заставило родителей вплотную столкнуться с педагогическими задачами – введением и закреплением учебного материала. Эти занятия открыли значительной части родителей наличие у их детей сложностей в овладении школьными знаниями и побудили их искать помощи у специалистов. И родители, и специалисты стали искать источники дополнительных знаний о трудностях обучения и их преодолении. В этой ситуации стали очень популярными лекции и вебинары о детской нейропсихологии, диагностике и преодолении трудностей обучения. Сотрудники лаборатории нейропсихологии откликнулись на этот запрос общества. Открытая лекция Т.В. Ахутиной о трудностях обучения собрала огромную аудиторию – 1780 человек, на лекцию о преодолении нарушений связной речи записалось свыше 1200 человек (Платформа PROшкола). На той же платформе большой популярностью пользуется курс лекций Е.Ю. Матвеевой по детской нейропсихологии, диагностике и коррекции трудностей обучения. Большой интерес вызвали мероприятия «Международной недели осведомленности о дислексии», в которой участвовали сотрудники и бывшие ученики лаборатории нейропсихологии МГУ. Запись одного из докладов Т.В, Ахутиной, прошедшего в рамках Недели, была опубликована в Психологической газете 11.11. 2020 (исп. – Т.В. Ахутина, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева). 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. В 2020 году продолжалась работа по экспериментальному исследованию рабочей памяти у испытуемых разных возрастов. Проведен анализ особенностей запоминания невербальной информации (ломаные кривые) у детей и взрослых и сделаны выводы о возрастных особенностях преобразования репрезентации в рабочей памяти. Также разработана экспериментальная модель исследования рабочей памяти при запоминании вербальной и невербальной серийной информации при различных способах её предъявления, включающая регистрацию поведенческих ответов испытуемых и электрической активности мозга при выполнении экспериментальных задач. Проведено пилотное исследование, в рамках которого записаны результаты выполнения экспериментальных заданий пяти взрослых испытуемых. В рамках этого направления работы опубликована одна научная статья в журнале из списка ВАК (исп. А.А. Корнеев). В рамках исследования проблемы успешного старения продолжено изучение проблемы позитивного одиночества и творческой активности. Исследовались возможности анализа прожитых этапов развития своего жизненного пути как платформы для понимания смысла жизни в старости, мобилизации «способностей использовать свои способности». По теме опубликована одна статья в журнале, входящем в базу Scopus; ещё подготовлена к печати статья в журнале из базы Scopus, также опубликована статья в журнале из списка ВАК и в Луриевском журнале, сделаны 2 пленарных доклада на международных конференциях (исп. – Ж.М. Глозман). Подготовлена и представлена к защите кандидатская диссертация Я.Р. Паникратовой (руководитель Т.В. Ахутина) «Особенности взаимодействия речевых и регуляторных функций у больных с вербальными галлюцинациями». В рамках диссертационного исследования в отчётном году опубликовано 3 статьи в журналах, входящих в базу Web of Science (исп. – Т.В. Ахутина). Проведено исследование особенностей речи и письма у детей с идиопатической генерализованной эпилепсией, получавших препарат AED. Показано влияние препарата на устную и письменную речь. Опубликовано две высокорейтинговые статьи из списка Web of Science (исп. – Т.В. Ахутина).
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
9 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".