Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функцийНИР

Cognitive neuropsychology, rehabilitation and correction of higher mental functions

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: В 2015 году в двух зарубежных публикациях и курсах лекций (Польша, Литва) были освещены вопросы Лурьевской классификации афазий, синдромного анализа, методов диагностики и коррекции школы Выготского-Лурии, а также биография А.Р. Лурии. Начата оцифровка архива А.Р. Лурии, издан сделанный Лурией конспект доклада Выготского «О сознании» (исп. – Т. Ахутина). Анализ процессов регуляции активации у младших школьников позволил показать различную динамику двух вариантов их дефицита: с преобладанием гиперактивности или утомляемости и низкого темпа когнитивных процессов. Опубликована 1 статья на англ. языке (Ахутина, Матвеева, Корнеев), и защищена канд. дисс. А.Р.Агрис (рук. Ахутина). Апробация новых методов компьютерной нейропсихологической диагностики состояния ВПФ у младших школьников показала, что методы позволяют достаточно точно оценивать состояние функций III блока у детей (исп. Матвеева, Корнеев, Пылаева). Исследование графомоторных навыков как базовых компонентов письма у учеников 1 и 3 классов с помощью традиционных нейропсихологических и новых компьютерных проб позволило проследить процессы автоматизации графомоторного навыка в норме и описать специфические сложности осуществления графомоторной деятельности у детей с трудностями обучения. Опубликованы 2 статьи (исп. А.А. Корнеев, Т.В. Ахутина). Продолжено исследование письма у двуязычных детей-билингвов, прослежена динамика развития навыка от второго к третьему классу, проведен анализ чтения у русско-финских билингвов (2 статьи и 1 доклад на конференции в Дании - исп. Корнеев). Подготовлено к печати пособие по нейропсихологической диагностике в дошкольном возрасте. В нем подробно изложены используемые методы практической диагностической и коррекционной работы, включены описания игр и упражнений, конкретные рекомендации специалистам и родителям (исп. Ж.М. Глозман). Подготовлен и издан специальный международный выпуск по детской нейропсихологии журнала Open Behavioral Research Journal (Developmental Neuropsychology: Learning Disabilities Assessment and Remediation). В нем опубликовано 2 статьи по развитию ВПФ в детском возрасте (исп. Ж.М. Глозман). Проведено исследование возрастных особенностей наглядно-образного мышления младших школьников в норме и при расстройствах аутистического спектра (РАС). У детей с РАС показана дефицитарность процессов переработки и усвоения зрительного материала вне зависимости от его типа. Опубликована 1 статья (исп. М.Ю. Максименко). Исследование ориентировочной деятельности при СДВГ с помощью метода записи движений глаз позволило уточнить психофизиологические механизмы когнитивных и регуляторных дефектов у детей с трудностями обучения. Оно открывает использования этого метода в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания. Опубликована статья (исп. Глозман). Проведено исследование нейропсихологических механизмов нарушений категоризации при паркинсонизме. Показано, что нарушение этого процесса выражается у больных в сниженном индексе семантизации при актуализации слов, замене категориальных связей ситуативными, в отсутствии статистического различия в латентных периодах моторных реакций при сравнении двух категорий стимулов Опубликована 1 статья (исп. Ж.М. Глозман). Проводилось исследование структуры рабочей памяти на материале серийных пространственных движений. Показано, что внутренняя репрезентация последовательности имеет специфику и преобразуется по-разному в зависимости от характера исходной воспринимаемой информации. Опубликована 1 статья (исп. Корнеев). Проведено исследование наглядно-образного мышления у больных с распадом "регулирующей функции речи" и грубым персевераторным синдромом. Показано, что при замене речевой инструкции на безречевую, больные с устойчивыми персеверациями при рисовании простых геометрических фигур начинали рисовать их активно и целенаправленно. Подготовлена и сдана в печать 1 статья (исп. О.А. Гончаров). Прочитан ряд докладов и публичных лекций о связи Казанской лингвистической школы (И.А. Бодуэн де Куртене, Н.В. Крушевский) и подхода к афазии А.Р. Лурии. Подготовлен и апробирован учебный курс по афазиологии для нейропсихологов и лингвистов (исп. Т.В. Ахутина). Проведена апробация методики RAN/RAS (быстрое автоматизированное называние) у учащихся 1 класса, показано, что она является эффективным индикатором не только нейрокогнитивных проблем переработки информации, но и слабости процессов поддержания активности мозга. Опубликованы 2 статьи (исп. Ахутина, Корнеев).
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Проведен теоретический анализ вклада концепций Л.С. Выготского в развитие прикладной нейропсихологии и роль клинической практики для формирования основных теоретических положений, разработанных Л.С. Выготским. Показано взаимообогащение теоретических и прикладных областей психологии идеями, методами и фактами. Анализ нарушений психического функционирования невозможен без системного подхода к выявляемым фактам. Показано, что медицинская психология формировала в первую очередь принцип системности в психологической науке. По результатам анализа опубликована статья (исп. Ж.М. Глозман) Проводилась работа по оцифровке и каталогизации, выделению ключевых слов и аннотированию материалов архива А.Р. Лурия, хранящегося на факультете психологии. На основании материалов архива осуществлен анализ развития методов исследования афазии в работах А.Р. Лурия. Опубликовано двое тезисов и сделано два доклада на конференции (исп. – Т.В. Ахутина) В рамках внедрения в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность нейропсихологов идей Выготского-Лурия осуществлялась теоретическая и методическая работа по их использованию в разработке методов коррекционного обучения. Сделано 2 доклада (исп. – Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) Продолжалась работа по оптимизации количественной оценки нейропсихологического обследования детей 7-9 лет. Обработаны данные, собранные за последние 5 лет, составлены нормативы выполнения нейропсихологических проб первоклассниками. Результаты проделанной работы отражены в коллективной монографии, посвященной нейропсихологическому обследованию детей младшего школьного возраста. В ней подробно изложена методика проведения обследования, методы качественной и количественной обработки получаемых в нем результатов, новых компьютерных методов нейропсихологической диагностики и другое. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Разработаны и апробированы компьютерные методики, направленные на оценку развития регуляторных функций, особенности переработки слуховой информации и зрительно-пространственной информации у детей младшего школьного возраста. С их помощью набраны данные на выборке первоклассников и второклассников, успешно усваивающих общеобразовательную программу. Проведена первичная обработка полученных результатов, готовится публикация по результатам. (исп. – Т.В. Ахутина, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева, Н.М. Пылаева) Продолжено исследование механизмов синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей разного возраста. С помощью широкого набора нейропсихологических и психофизиологических методик проанализирована качественная специфика трудностей произвольной регуляции и их связь с механизмами школьной неуспешности. Создана и начата апробация компьютерной программы использовании метода движений глаз в качестве обратной связи для формирования более успешных стратегий зрительного восприятия и зрительного внимания и улучшения ориентировочной деятельности у детей. По результатам исследований опубликована научная статья и сделан доклад на международной конференции (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжено изучение понятия «Социальный мозг» в его взаимосвязи с проблемами социального познания и социального поведения, личности и коммуникации больных. Рассмотрены социальные характеристики раннего развития ребенка, взаимодействие морфо- и функциогенеза в его развитии и негативные последствия социальной депривации на развитие мозга ребенка. Культурно-исторический подход в нейропсихологии означает, в первую очередь, перенос акцентов в изучении социального мозга с проблем локализации на вопросы социальной и культурной детерминации мозговых функций человека (исп. – Ж.М. Глозман). Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. Показано влияние возраста и сложности задний на письмо на двух языках, получены данные о снижении различий в письме на разных языках по мере освоения навыка письма. По итогам этого цикла исследований подготовлена и глава в коллективной монографии, которая принята к печати в международном научном издательстве «Routledge Publishing House». Также по данной теме были опубликованы тезисы и сделан доклад на международном симпозиуме. (исп. – А.А. Корнеев) Для нейропсихологического исследования процессов усвоения информации из окружающего мира разработана методика изучения представлений школьников об окружающем мире через завершение различных предложений. Вторая часть методики включает оценку зрительного восприятия частотных явлений окружающего мира и формирование речевого высказывания относительно их понимания. Исследование, проводившееся на детях с нарушениями развития, показало, что у школьников с резидуально-органическим поражением ЦНС имеются трудности, прежде всего, относящиеся к речевой деятельности, уменьшающиеся с возрастом, а дети с расстройствами аутистического спектра чаще демонстрируют дефицитарность зрительного восприятия, не позволяющие полноценно воспринимать представленные события в сюжетных картинках (исп. – М.Ю. Максименко). Было продолжено исследование рабочей памяти у детей и взрослых. Набраны новые данные о запоминании последовательностей, заданных зрительным образцом, детьми подросткового возраста (14 лет). Показано, что в подростковом возрасте временные и качественные характеристики воспроизведения двигательных последовательностей могут временно снижаться. Также проведено две серии экспериментов для выявления особенностей запоминания последовательностей в зависимости от способа их предъявления и задачи испытуемого у взрослых. Результаты экспериментов позволяют предположить, что характер репрезентации серийной информации и ее преобразования в рабочей памяти могут зависеть от задачи, стоящей перед испытуемыми (задачи воспроизведения и задачи распознавания серии зрительно-пространственных объектов). По полученным данным защищена дипломная работа, опубликована статья (в журнале из списков WoS и Scopus), ещё одна статья находится в печати (в журнале из списка RSCI). (исп. – А.А. Корнеев) Написана рецензия на сборник по современной когнитивной лингвистике, подводящий итоги современного этапа развития лингвистики (исп. – Т.В. Ахутина). На основании нейропсихологических исследований разработано представление о регуляторных механизмах речи и мышления. При этом утверждается, что эти механизмы связаны не только с левым полушарием, но и в значительной мере представлены мозговыми системами правого полушария. Разбирается роль полюсных отделов левой лобной доли в организации психической активности, направленной на длительное удержание намерения выполнять речевые программы; роль префронтальных отделов левого полушария в процессах речевого целеобразования; роль заднелобных отделов в организации операций линейной организации речевого высказывания и др. По результатам работы подготовлена к печати научная статья (исп. О.А. Гончаров). Проведена работа по анализу эмпирических данных о понимании логико-грамматических конструкций детьми младшего школьного возраста в норме и при нарушениях речевых функций. Показано, что на понимание ЛГК влияет состояние как функций программирования и контроля и серийной организации, так и функций переработки зрительно-пространственной информации. По результатам работы опубликована статья, защищена кандидатская диссертация (исп. Т.В. Ахутина, А.И. Статников, А.А. Корнеев, Е.Ю. Матвеева).
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа: Написана и опубликована статья, посвященная анализу теоретических основ нейропсихологии, заложенных Л. С. Выготским и А. Р. Лурией. Анализ проводится с точки зрения такого критерия различения типов рациональности, как особенности системной организации исследуемых объектов. В статье описываются основные вехи развития взглядов ученых и выделяются в их подходе признаки постнеклассической рациональности. Анализ предваряется кратким обзором истории развития представлений о сущности, локализации и соотношении друг с другом различных психических функций на этапах классической и неклассической науки Выход: 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. Закончен анализ материалов V Международного Конгресса памяти Лурия, Екатеринбург 2017 (победитель конкурса Золотая психея 2018 в номинации «Событие года в жизни сообщества»). Выход – коллективная монография на англ. языке в издательстве KNE Life Sciences (база WoS), 992 с., опубликованы глава в этой монографии и статья в Психологическом журнале (база Scopus и WoS). Исп. – Глозман Ж.М. Проведен анализ феномена «двойной исключительности» и значение идей Л.С. Выготского и А.Р. Лурия для его изучения. Исследование выполнено на материале формирования навыка письма младших школьников с разными вариантами развития психических функций, выделенными на основе нейропсихологических характеристик. Выявлена зависимость показателей письма и их динамики от силы и слабости компонентов, входящих в функциональную систему письма испытуемых. Выход - одна научная статья (в издательстве из списка WoS). Исп. – Корнеев А.А.) Закончен анализ материалов экспедиции по культурно-исторической нейропсихологии в отдаленных районах Камчатки. Выход - 2 статьи в журналах (обе из базы Scopus), 2 устных доклада на 29-й Международном конгрессе и на Международном телемосте. Исп. – Глозман Ж.М. 2. Разработка методов нейропсихологического обследования Продолжалась разработка и апробация методы диагностики состояния высших психических функций у дошкольников с помощью игры. В 2018 году были разработаны и апробированы методы игровой групповой диагностики функций переработки зрительно-пространственной информации и регуляторных функций у дошкольников 5—6 лет, а также производилась проверка чувствительности апробируемых методов к возрастным изменениям и их возможностей к прогнозированию трудностей обучения. В работе приняли участие студенты факультета психологии МГУ Д.М. Хакимова и Д.Д. Сумина. Выход - 2 курсовые работы. Исп. – Ахутина Т.В. Продолжена разработка и апробация батареи компьютеризированного нейропсихологического обследования. В текущем году в батарею включено 2 новых теста и в настоящее время она включает 10 тестов, направленных на оценку состояния управляющих функций, функций переработки зрительно-пространственной и слуховой информации, а также функций регуляции активности. Апробация батареи позволила показать валидность и чувствительность создаваемых методик. Выход - доклад на российской и доклад на международной конференции, 2 статьи и 2 тезисов. Исп. – Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Продолжена работа по созданию батареи заданий, направленных на оценку познавательных функций у дошкольников. Подготовлен к апробации дидактический материал для тестирования, которое будет проводиться в нескольких регионах РФ. Выход – доклад на семинаре «Региональные модели развивающей оценки качества дошкольного образования в Российской Федерации». Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Совместно с казанскими коллегами продолжалась разработка новых методов экспресс-оценки состояния ВПФ детей (в том числе детей с выраженными отклонениями развития) для использования в условиях неврологического стационара. Выход - 1 статья. Исп. – Ахутина Т.В. 3. Исследования развития когнитивных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в норме и при отклонениях в развитии. Продолжалось исследование особенностей письма у типично развивающихся младших школьников и учащихся с дисграфией. Выход - 4 доклада: три на российских и один доклад - на международной конференции, 1 статья и 1 тезисы. Исп. – Т.В. Ахутина). Продолжено исследование механизмов чтения у младших школьников. Оно проводилось с использованием метода регистрации движений глаз, методики чтения слов с регулярным и нерегулярным написанием и нейропсихологического исследования детей. За этот год набраны данные и проведен первичный анализ состояния навыка и движений глаз при чтении у учащихся третьего класса. Выход - статья на английском языке (в журнале из списка Scopus), 2 тезисов (одни – в журнале из списка top-25), 3 доклада на международных конференциях. Исп. – Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю., Ахутина Т.В. Проведен нейролингвистический анализ понимания и порождения речи. Первое исследование в рамках этого направления посвящено возрастным и индивидуально-типологическим особенностям построения связной речи у детей 6-8 лет. Второе было направлено на изучение понимания логико-грамматических конструкций (ЛГК) учениками 1-3 классов. Было проведено сопоставительное исследование понимания и порождения речи у учащихся 2 и 3 классов, которое показало наличие как общих тенденций, так и вариативность в развитии понимания и построения грамматических конструкций. грамматических конструкций. Выход - 1 доклад на международной конференции и 2 подготовленные к печати статьи. Исп. – Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А. Продолжен анализ набранных ранее данных об особенностях навыка письма у детей-билингвов. По результатам опубликована статья о развитии навыка письма у детей-билингвов глава в коллективной монографии, вышедшей в международном научном издательстве «Routledge Publishing House» (проиндексировано системой Scopus). Исп. – Корнеев А.А. 4. Разработка методов коррекции развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза Проведена работа по разработке и апробации методов развития и коррекции ВПФ у детей младшего школьного возраста. Также идет разработка аналогичного пособия для педагогов 4 классов, подготовлены отдельные задания и идет их апробация совместно с учителями первых классов. Выход: разработано, апробировано и сдано в печать учебно-методическое пособие для педагогов 1-ых классов для серии «Нейропсихолог – школе». Исп. – Пылаева Н.М. Разрабатываются и апробируются индивидуально-ориентированные методы развития и коррекции ВПФ, готовится статья по оценке эффективности нейропсихологической помощи в школе. Исп. – Пылаева Н.М. Продолжены исследование биологических и социальных факторов трудностей обучения в школе и разработка адекватных методов когнитивной нейрореабилитации. В частности, начато исследование влияния разных типов кросс-латеральности на когнитивные функции при органической и функциональной патологии ВПФ .Выход: 5 статей и одна глава в коллективной монографии (2 из них в базе Scopus и WoS, из них 1 в Top-25 и 3 в базе РИНЦ), принята к защите 1 канд. диссертация, сделаны 1 пленарный и 5 секционных докладов на международных конференциях. Исп. – Глозман Ж.М. 5. Исследование строения когнитивных функций у взрослых. Продолжено исследование рабочей памяти у взрослых. Проведен сравнительный анализ двигательного воспроизведения последовательностей, предъявляемых как пространственная конфигурация или как набор направлений движений, из которого исключена пространственная составляющая. Полученные результаты позволяют утверждать, что для репрезентаций последовательностей, заданных динамическим образцом, наличие информации о пространственном соотнесение элементов траектории оказывается важно и, следовательно, при наличии пространственной информации о соотнесении элементов серийного движения, запоминается, скорее, целостный образ траектории, а не последовательность отдельных элементов. Выход – 1 научная статья. Исп. Корнеев А.А.
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Когнитивная нейропсихология, реабилитация и коррекция высших психических функций
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".