ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Разработка темы «Психологические условия формирования и развития человека как субъекта труда» в 2015 г. предполагала выполнение научных исследований по следующим тематическим рубрикам: анализ историко-научного изучения актуальности тематики исследований в отечественной психологии труда, инженерной психологии и эргономике; разработка теоретических основ построения моделей учебной и трудовой деятельности, реализующих современные цели образования и развития человека как субъекта труда; подготовка и апробация новых методов и методик научного познания в сфере трудовой деятельности современного профессионала; исследования особенностей мотивационной направленности профессионалов и специфики проявления ценностно-мотивационных ориентаций у профессионалов; разработка психологических проблем профориентации и карьерного консультирования, в том числе и для детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями здоровья; анализ доступности транспортных систем для инвалидов; исследование психологических условий становления самосознания профессионала на примере студентов-психологов; разработка инновационных методов изучения становления перцептивных процессов при восприятии математических изображений; анализ динамики субъектных свойств участников новых рабочих команд; исследование конфликтного поведения личности на материале профессиональных, организационных и ситуативных конфликтов.
Выполнено историко-научное изучение актуальности тематики исследований в отечественной психологии труда, инженерной психологии и эргономике. На основе анализа защищенных за последние 30 лет диссертаций и материалов Интернета установлено несоответствие востребованности обществом отдельных тем и количества соответствующих им научных исследований; показано преобладание интереса общества к вопросам эффективности труда и управления качеством труда при минимуме количества защищенных по данной тематике диссертаций по специальности 19.00.03 — по сравнению с темами анализа совместной деятельности, трудовой мотивации, профессиональных конфликтов, изучения труда руководителей, что целесообразно учитывать в планировании НИР. В связи с 85-летним юбилеем профессора Е.А. Климова (1930-2014) проведен предварительный анализ его психологического наследия в целях подготовки программы научной конференции, посвященной развитию идей ученого, а также для планирования издания его избранных трудов (проф. Леонова А.Б., проф. Носкова О.Г., с. н. с. Нежнова Т.А.). В области разработки теоретических основ построения моделей учебной и трудовой деятельности, реализующих современные цели образования и развития человека как субъекта труда — обоснована эргатическая модель учебной и трудовой деятельности; дана оценка психологического и дидактического потенциала данной модели. На контингенте школьников, студентов, магистрантов, аспирантов и профессиональных педагогов (78 человек) установлено, что освоение эргатической модели учащимися выступает как основа для развития педагогических компетенций, повышения рефлексивного уровня учащихся и возможности самоуправления учебной деятельностью, профессиональным ростом (проф. Самоненко Ю. А.). Продолжены исследования вариантов организации учебного процесса в высшей школе с точки зрения оптимизации подготовки профессиональных психологов (с. н. с. Кринчик Е. П.). Подготовлены и опробованы новые методы и методики научного познания в сфере трудовой деятельности современного профессионала: «метод конструктивного определения понятий деятельностной психологии»; «метод единиц как способ изучения психологических систем». На примере применения метода конструктивного определения понятий к анализу понятия «психологический ресурс профессиональной деятельности человека» проиллюстрированы правила построения психологических понятий, адекватных современному содержанию профессионального труда (с. н. с. Беспалов Б.И.). Разработаны новые версии онлайн-инструментов для интеграции компьютеризированных психометрических и профессионально-квалификационных тестовых методик (проф. Шмелев А.Г., м. н. с. Серебряков А.Г.). Разработана методика сравнительной оценки смысловых отношений личности к труду в системе других видов жизнедеятельности, опробованная на 80 профессионалах-психологах г. Магадана и г. Москвы (проф. Носкова О.Г.). Проведены исследования особенностей мотивационной направленности профессионалов и специфики проявления ценностно-мотивационных ориентаций в разных видах труда. По результатам обследования 121 профессионала показаны ведущие мотивы работы людей в общественных организациях: стремление быть полезным обществу, готовность управлять человеческими ресурсами и получать удовольствие от проделанной работы (доц. Абдуллаева М.М., с. н. с. Родина О.Н.). На контингенте учителей средних школ разного профессионального стажа (124 человека) выявлена флуктуация ценностно-мотивационных ориентаций — размывание представлений учителей о том, что относится к наиболее значимым ценностям в профессиональной сфере и в сфере внепрофессиональной активности (доц. Кузнецова А.С., психолог Титова М.А.). Проанализированы последствия мотивационного дисбаланса сопутствующего развитию профессиональных деформаций (на выборке из 115 сотрудников разных организаций): преобладание ориентации на негативное прошлое, сниженный контроль при планировании и выполнении работы (проф. Леонова А.Б., доц. Барабанщикова В.В., психолог Климова О.А.). Показана роль вовлеченности в работу и субъективной значимости отдыха как факторов, интегрирующих мотивационный потенциал сотрудников организаций доц. Кузнецова А.С., с. н. с. Нежнова Т.А.). Описаны мотиваторы, представленные в социальной среде, как превалирующие общественные ценности, ориентиры и установки, а для отдельного субъекта — как особенности профессиональной мотивации личности. Установлены показатели степени соответствия профессиональной среды и личностных особенностей субъекта, определяющие успешность профессиональной деятельности: мотивация и система ценностей, уровень рефлексии, морально-этические нормы и правила, компетентность, стереотипы отношений и поведения, политические и общественные установки (доц. Солнцева Г.Н.). Психологические проблемы профориентации и карьерного консультирования. На основе опроса 163 старшеклассников и их родителей выделены наиболее острые проблемы профессионального самоопределения современной молодежи, способы информирования о мире профессий, профессиональных учебных заведениях (с.н.с. Евсевичева И.В., м.н.с. Зотова Н.Н., проф. Носкова О.Г., инж. Шубина Е.Ф.); разработаны принципы и подходы к оценке эффективности профориентации учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений (м.н.с. Серебряков А. Г.). Исследованы мотивы получения людьми второго высшего образования, выделены проблемные ситуации карьерного выбора, обусловленные психологическими факторами, намечены психотехнические средства психологической помощи (н.с. Михеев В.А.). Выявлены особенности самовосприятия карьеры и жизни в целом, проведен анализ стратегий профессионального поведения на этапе завершения активной профессиональной деятельности: на примере 30 профессионалов предпенсионного и пенсионного возраста проанализированы основные стратегии рефлексивного отношения к работе в сочетании с иными сферами жизни (с.н.с. Евсевичева И.В.). Разработана модель анализа динамики развития потенциальных ресурсов психологической готовности человека к эффективному труду в современных инновационных условиях (доц. Иванова Е.М.). Исследованы психологические возможности профориентации детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проанализированы нормативные документы и различные классификации видов деятельности, рекомендуемые учащимся с ОВЗ; выполнен сравнительный психолого-профессиоведческий анализ трудовых ограничений инвалидов с нарушением слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата (передвигающихся на колясках). Построена модель «служебной картины мира профессий» для педагога-психолога и профконсультанта, осуществляющих профориентационую деятельность в инклюзивных образовательных учреждениях; разработаны процедуры освоения данной модели указанными специалистами; проведено опытное групповое профориентационное консультирование с включением в группу учащихся с ОВЗ, их родителей и педагогов-психологов инклюзивной школы (с. н. с. Пчелинова В.В.). Доступность транспорта для инвалидов является важным объективным фактором доступности общего и профессионального обучения инвалидов, их трудоустройства, социальной и профессиональной адаптации. В этой связи было выполнено исследование особенностей организации информационной и предметно-пространственной среды московского метрополитена с целью оценки ее информативности и доступности для пассажиров. Поведение пассажиров, реализующих намеченный план перемещения в метрополитене, рассматривалось по аналогии с профессиональной деятельностью человека-оператора, согласно традициям психологии труда и эргономики. Выделены этапы поведения пассажиров на всем маршруте их поездки в метро, предполагающие использование узловых зон пространства, определяющих успешность или неуспешность выполнения пассажиром транспортных задач. Эргономическое экспресс-обследование позволило оценить доступность среды Московского метрополитена для пассажиров с ограниченной мобильностью и наметить перспективы расширения этой доступности (проф. Носкова О.Г., доц. Чернышева О.Н.). Изучены психологические условия становления самосознания профессионала на примере студентов-психологов: представлены возможности феноменологического подхода к проблеме формирования ценностно-смысловой сферы личности студентов, предлагается синтез методов «Фокусинг» Ю. Джендлина и графической медитации (метод «Ведомого рисования» М. Гиппиус) как способов прямой референции к переживанию и его «телесно чувствуемому смыслу». Рассмотрены перспективы анализа непроизвольных воспоминаний, как объекта, открывающего возможность для обнаружения смыслов, актуальных живому настоящему респондента. Упорядочена процедура ведения диалога психолога и клиента, процедура обработки данных в качественных психологических исследованиях. Эмпирически доказана определяющая роль ценностно-смысловой сферы личности в становлении профессионального самосознания студента и осознания в нем места профессиональных ценностей (с.н.с. Буякас Т.М.). Разработаны инновационные методы изучения становления перцептивных процессов при восприятии математических изображений. Целью исследования является микроанализ совместной деятельности ребенка и взрослого, протекающей в момент обучения. Регистрация движения глаз (айтрекинг) служит индикатором направления внимания человека. В 2015 г. налажена система из двух установок, позволяющая вести синхронизированную запись движений глаз двух коммуницирующих испытуемых в ходе реального взаимодействия при работе с одной визуальной моделью. Данные позволяют выяснить, чем отличается зрительное восприятие новичков и профессиональных математиков, а также каким образом на основе различной семиотической информации развивается профессионально-специфичный навык математического восприятия (с. н. с. Шварц А.Ю.). Исследована динамика субъектных свойств участников новых рабочих команд на примере команды молодых дизайнеров, занятой подготовкой стандарта оформления московских школ. Тестирование на командные роли по тесту М.Белбина показало, что опытно подбираемые и осваиваемые роли не всегда совпадают с результатами предварительного тестирования: тест не учитывает потенциальные возможности членов команды, обнаруживаемые в ходе реальной командной работы. Эмпирически установлено, что в процессе работы команды происходят позитивные изменения показателей профессионализма и личностных особенностей членов команды – мотивации, деловой направленности, продуктивности, взаимоотношений, сплоченности и взаимоподдержки (н. с. Михеев В.А.). Продолжено исследование конфликтного поведения личности на материале межличностных конфликтов, включая конфликты профессиональные, организационные, ситуативные; предлагается теоретическая модель межличностных конфликтов профессионалов, в основе которой — личностная позиция участников конфликта. Эмпирическое исследование (собрано и проанализировано более 200 казусов) обосновывает ведущее диагностическое значение нарратива — спонтанного текста описания ситуации конфликта ее участниками; исследованы функции психолога как супервизора и помощника молодых специалистов в области посредничества в профессиональных конфликтных ситуациях (с. н. с. Фокин В.А.).
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Психологические условия формирования и развития человека как субъекта труда |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".