Результаты этапа: В рамках научно-исследовательской темы: «Общие закономерности психического развития человека на основных стадиях онтогенеза: социальная ситуация развития, роль семьи в развитии личности, роль генотипа в формировании индивидуальных различий в 2015 году были завершены циклы исследований и получены следующие научные результаты:
Сотрудники кафедры возрастной психологии приняли участие в межкафедральной научно-исследовательской работе по реализация программы повышения квалификации работников системы образования в области специального педагогического, психологического и родительского попечения и сопровождения групп риска возможного вовлечения школьников в число потребителей наркотических средств. Участники НИР: Барабанщикова В.В., Бардышевская М.К., Веракса А.Н., Володарская И.А., Емелин В.А., Зенцова Н.И., Зинченко Ю.П., Капустин С.А., Карабанова О.А. и др.
Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференция "Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования культуры безопасного образа жизни обучающейся молодежи. Безопасная среда детства", Москва, 25 июня 2015 г. - "Практические аспекты организации методического сопровождения социально-психологического тестирования обучающихся в целях выделения предикторов риска возможного включения в группу потребителей наркотических средств и психотропных веществ" (Проф. Карабанова О.А.)
В 2015 году по теме НИР были защищены в совете Д 501.001.95 2 кандидатские диссертации по специальности 19.00.13:
1) "Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов" по (н. руков. - Доц. Бурменская Г.В.; Алмазова О.В. - асп.). В работе на отечественной выборке (289 человек) представлена типология взаимоотношений взрослых сиблингов, исходя из четырех типов: эмоционально-позитивных, амбивалентных, отстраненных и конфликтных; установлено влияние эмоциональной привязанности к матери на характер сиблинговых взаимоотношений во взрослом возрасте. На основе сравнительного анализа в период детства и взрослости представлена возрастная динамика изменений взаимоотношений, установлены качественные особенности образов значимых лиц у сиблингов, различия базовых представлений (убеждений) о мире в зависимости от типа привязанности к матери и характера сиблинговых взаимоотношений. Полученные результаты используются в системе профессионального образования для подготовки специалистов психолого-педагогического профиля педагогов. Основное содержание исследования отражено в 3 публикациях автора.
2) "Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО" (н. руков. - Доц. Захарова Е.И.; Якупова В.А. - асп.). В работе изучены особенности материнской позиции участниц программы ЭКО - склонность к идеализации ребенка и материнства, игнорирование предстоящих трудностей, неготовность к выполнению родительских функций. Установлена связь соматических осложнений с особенностями переживания беременности; показано, что интенсификация тревожных переживаний во время беременности связана с наличием опыта репродуктивных потерь и неудачных попыток ЭКО. Установлено влияние длительного периода бесплодия, порождающего искажения родительской позиции. Прослежена динамика становления внутренней позиции матери участниц программы ЭКО и выделены траектории ее развития. Разработана авторская методика неоконченных предложений, направленная на диагностику особенностей внутренней позиции матери после рождения ребенка. Полученные результаты используются в практике психологического сопровождения беременности и родительства при использовании ЭКО. Основное содержание исследования отражено в 4 публикациях авторов.
В рамках НИР кафедра возрастной психологии выступила с инициативой организации на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова VI Международной научной конференции "Психологические проблемы современной семьи". Москва- Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. (Доц. Захарова Е.И. - член Программного комитета, заместитель председателя организационного комитета). В конференции приняли участие представители государственных, общественных и некоммерческих организаций, работающих в сфере науки, образования, здравоохранения и социальной поддержки семьи, представители органов государственной власти и местного самоуправления, занимающиеся вопросами семейной политики из 8 стран: России, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Сербии, Франции, Испании (общее количество участников 204 человека. Выступление с Пленарным докладом - Проф. Карабанова О.А. "Позитивное родительство - путь к сотрудничеству и развитию".
Выступление сотрудников и аспирантов кафедры с 16 докладами и сообщениями по актуальным проблемам темы НИР; публикация материалов в сборнике - VI-ая Международная научная конференция ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ: сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягиной Н.Н. Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г., 1387 с.: Доц. Бурменская Г.В. Родительское принятие-отвержение и формирование взаимоотношений между сиблингами; Доц. Бурменская Г.В., асп. Алмазова О.В. Роль привязанности к матери в онтогенезе взаимоотношений сиблингов; асп. Алмазова О.В., Долгих А.Г. Факторы, влияющие на взаимоотношения братьев и сестер; Доц. Захарова Е.И. Освоение родительской позиции как траектория возрастно-психологического развития в зрелом возрасте; Доц. Захарова Е.И. Качество межличностных отношений как условие принятия родительской позиции; Доц. Захарова Е.И. Характер изменения материнской сферы деятельности и материнской позиции в связи с взрослением ребенка; Доц. Молчанов С.В., асп. Клименко Е.А. Связь семейных мифов и иррациональных установок личности; Доц. Садовникова Т.Ю., Суворова Е.М. Гендерная идентичность супругов и особенности функционирования семьи; асп. Дзукаева В.П. Cепарация и индивидуация в отношениях с отцом в юношеском возрасте; асп. Коньшина Т.М. Особенности отношения молодых супругов к семье и разводу в период ранней взрослости; асп. Коньшина Т.М. Опыт использования проективной методики «Рисунок на тему «Развод» в исследовании отношения к разводу молодых супругов в период ранней взрослости; Доц. Лидерс А.Г., Зеленская М.С. Роль эмпатии в супружеских отношениях; Доц. Лидерс А.Г., асп. Перетолчина Д.С. Особенности взаимодействия подростков с родителями как показатель сплоченности и гибкости семейной системы (На примере русской и узбекской городской культуры); Старостина Ю.А. Особенности мотивационной сферы матерей дошкольников в условиях форсирования детского развития; Доц. Чеснокова О.Б. Развивающий эффект чтения в контексте детско-родительских отношений в раннем и дошкольном возрасте; Доц. Чурбанова С.М. Приемы воображения в практике семейного воспитания и образования детей.
В 2015 году разрабатывался цикл исследований по общим закономерностям психического развития человека на основных стадиях онтогенеза. По результатам исследования были сделаны доклады и опубликованы 3 статьи: Проф. Карабанова О.А. Новое понимание объекта развития в современной психологии - «ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ» (130 лет организации психологического общества при Московском университете), Москва, 29 сентября - 1 октября 2015 г.; Психология успешного старения (Приглашенный) - Национальная конференция «Общество для всех возрастов» 8-9 октября 2015 г.; Коррекция психического развития как учебная дисциплина / Психолог в детском саду. 2015. № 2. С. 85-112.
В 2015 году были завершены следующие циклы исследований по семейной психологии: "Доверие как фактор функционирования молодой семьи" (Доц. Садовникова Т.Ю., Доронкина А.В. - студентка 5 курса). В исследовании показано, что менее функциональны молодые семьи, в которых система доверительных отношений супругов может быть отнесена к группам «сверхдоверия» и «дефицита доверия» по сравнению с семьями, в которых система доверительных отношений супругов более гармонична; более функциональны семьи, в которых система доверительных отношений супругов более конкордантна, т.е. более согласована в паре; существует связь системы доверительных отношений супругов с функционированием семейной системы; "Актуальные, желаемые и возможные представления о брачном партнере у современной молодежи" (Доц. Молчанов С. В., Унежева Н. А - студ. 5 курса). Результаты исследования позволили сделать заключение о подтверждении гипотез о существовании различий в желаемых представлениях о брачном партнере между одинокими респондентами и состоящими в романтических отношениях; о существовании различий между актуальными, желаемыми и возможными представлениями о брачном партнере среди респондентов, состоящих в романтических отношениях. "Связь стиля воспитания и представление о семье у подростков, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом" (Доц. Лидерс А. Г., Бортник М.П. - студентка 6 курса). Выявлены различия в представлениях о родительской и будущей семье у 81 мальчика-подростка в возрасте от 14-16 лет, занимающихся и не занимающихся профессиональным спортом. Было показано, что взгляд на будущую и родительскую семью у подростков, занимающихся профессиональным спортом более оптимистичен; семьи подростков, не занимающихся спортом более дисфунциональны; «семья» и « спорт», как контексты социальной ситуации развития могут быть как поддерживающими и дополняющими друг друга, так и конкурировать между собой. "Особенности представлений о гендерных ролях у подростков из неполной семьи" (Доц. Фролов Ю. И., Коломенская Ю. И. - студ. 5 курса). В эмпирическом исследовании было показано, что подростки из неполных семей в большинстве случаев слабо осознают свою гендерную принадлежность: они слабо различают, какие обязанности и семейные роли являются «женскими», а какие обязанности и роли относятся к «мужским». Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что негативный образ отца, обесценивание отца в представлениях подростков-мальчиков влияет на формирование их «мужественности» негативно.
Завершен цикл исследований по выявлению закономерностей возрастного развития в дошкольном и в младшем школьном возрасте: "Развитие планирующей функции речи дошкольников в условиях различных типов семейного воспитания" ( Проф. Карабанова О.А., Калязина И.А. - студ. 5 курса). Работа выполнена на теоретической основе культурно-исторического подход Л.С. Выготского. Были выявлены: связь уровня развития планирующей функции речи с типом семейного воспитания; различия в содержании и особенностях развития планирующей функции речи старших дошкольников в условиях различных типов семейного воспитания. Дошкольники, переживающие детско-родительские отношения как конфликтные, показали низкий уровень развития планирующей функции речи. Показано значение совместной деятельности ребенка со сверстником для развития планирующей функции речи.
Результаты исследований по "Психолого-педагогическое сопровождению дошкольников и младших школьников, имеющих высокую мотивацию и проявляющих выдающиеся математические способности" (Проф. Карабанова О.А.) докладывались на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Научно-практические подходы к реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации», Москва, Россия, 3 декабря 2015 г.
"Соотношение одаренности и трудностей в обучении у детей младшего школьного возраста" (Доц. Чурбанова С. М., Новицкая А. И. - студ. 5 курса). В результате исследования составлена типология детей с различным сочетанием трудностей в обучении и проявлениями одаренности среди 55 учащихся 1-3 классов, из которых 28 учащихся имеют дополнительную занятость в кружках по направлению художественного творчества и шахматной игры. В ходе исследования на основании возрастно-психологического анализа подтвердилась гипотеза о существовании как благоприятных, так и неблагоприятных вариантов сочетания трудностей в школьном обучении и одаренности в форме ранней предметной специализации у детей младшего школьного возраста.
Опубликованы материалы исследований и доклада на конференции: "Реализация возрастных возможностей в феномене творчества и одаренности" (Доц. Чурбанова С.М.) в сборнике ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах / Отв. ред. Богоявленская Д.Б. М.: Когито-Центр, Том 1, С. 329-331.
Завершен цикл исследований: "Особенности понимания иронии детьми младшего школьного возраста" (Доц. Чеснокова О. Б., Светова Г. С. - студ. 5 курса). В эмпирическом исследовании приняли участие 49 детей (22 мальчика и 27 девочек), учащихся в 1- 4 классах московских школ. Результаты показывают, что у детей 3-4 класса способность к пониманию иронии выше, чем у детей 1-2 класса, а также, что развитие способности понимать иронию является компонентом социо-эмоциональной компетентности и имеет связь с социометрическим статусом ребенка в группе. Также было обнаружено, что развитие способности понимать ироническую оценку и способности понимать переносный смысл метафор и пословиц имеют разные траектории развития.
Участие в международной конференции в России с сообщением и публикацией статьи (Доц Чеснокова О.Б.): "Читательские предпочтения бикультурных и билингвальных детей". Ежегодная международная научно-практическая конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста", Москва, Россия, 23-26 апреля 2015 г.
Исследовательская работа кафедры психогенетики по приоритетному направлению НИР связана с изучением межкультурных различий по психологическим характеристикам (в первую очередь, по эмоциональной регуляции) с дополнительным анализом возрастных и гендерных различий внутри каждой культуры. В исследовании принимают участие жители трех стран – России, Азербайджана и Узбекистана, исследование в Азербайджане и Узбекистане проводится на базе филиалов факультета психологии МГУ в г. Баку и г. Ташкенте.
Научная работа в 2015 году связана с анализом особенностей эмоционального контроля у представителей российской (n = 256) и азербайджанской (n = 205) культур [Панкратова, 2015c]. Особенности эмоционального контроля оценивались с помощью опросника ECV (Emotion Control Values) А. Маусс, который включает в себя две шкалы: 1) Шкалу 1 «Ценность эмоционального контроля», которая показывает, насколько для человека важно контролировать свои эмоции и не показывать их окружающим; 2) Шкалу 2 «Самоэффективность эмоционального контроля», которую автор методики связывает с имплицитными теориями эмоций – убеждениями человека о том, насколько эмоции поддаются контролю [Панкратова, 2015а, 2015b].
Cравнительный анализ ценностей российской и азербайджанской культур показал, что азербайджанская культура является более коллективистической, по сравнению с российской культурой [Панкратова, Осин, Люсин, 2013]. Цели настоящего исследования: 1) оценить различия между представителями российской и азербайджанской культур по ценности и самоэффективности эмоционального контроля; 2) оценить гендерные различия, связанные с ценностью и самоэффективностью эмоционального контроля в России и Азербайджане; 3) сформулировать гипотезы для лабораторного эксперимента о последствиях подавления экспрессии, который наша исследовательская группа планирует проводить в этих странах.
В зарубежных исследованиях был установлен ряд закономерностей о связи Индивидуализма-Коллективизма культуры с особенностями проявления эмоций у ее представителей, которые рассматривались нами в качестве гипотез. Чем выше уровень коллективизма культуры, тем ниже общий уровень проявления эмоций у ее представителей, тем чаще используется такая стратегия эмоциональной регуляции как подавление экспрессии (исследовательские проекты Д. Мацумото). Кроме этого, в индивидуалистических культурах – женщины являются более экспрессивными, по сравнению с мужчинами, а в коллективистических культурах (с общими требованиями к мужчинам и женщинам) – нет гендерных различий в проявлении эмоций (исследовательский проект К. Шерера, дополнительный анализ результатов проведен А. Фишер и А. Мэнстедом).
Конфирматорный факторный анализ показал, что соблюдается требование частичной эквивалентности по шкалам «Ценность эмоционального контроля» и «Самоэффективность эмоционального контроля», позволяющее сравнивать средние баллы по латентным факторам в России и Азербайджане. Представители азербайджанской культуры имеют более высокие показатели по ценности и более низкие показатели по самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с представителями российской культуры. В России мужчины имеют более высокие показатели по ценности и самоэффективности эмоционального контроля, по сравнению с женщинами, в Азербайджане – между мужчинами и женщинами нет значимых различий.
С опорой на полученные результаты, нами были сформулированы гипотезы для лабораторного эксперимента о последствиях подавления экспрессии у представителей России и Азербайджана. Общая закономерность заключается в следующем: в культурах с более жесткими требованиями к эмоциональному контролю подавление экспрессии как типичная стратегия эмоциональной регуляции не приводит к негативным последствиям (в частности, к повышению активности симпатической нервной системы) (исследовательская группа Дж. Гросса).
|