![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Теоретико-методологический анализ категории сопереживания в рамках культурно-деятельностного подхода. Теоретико-методологический анализ подходов к исследованию самоопределения и саморазвития личности. Теоретическое и методологическое обоснование преимуществ использования метода музыкального движения как культурно-исторической практики развития личности.Разработка принципов и обоснование подхода к исследованию мифо-поэтического сознания личности. Разработка оригинальных компьютерных методик качественного и количественного измерения ряда мало известных когнитивных стилей. Составление плана исследования и проведение экспериментов по изучению зависимости эффективности решения пороговых задач обнаружения и различения пороговых задач (зрительных и слуховых) от выраженности когнитивно-стилевых особенностей наблюдателя. Организация и проведение эмпирического исследования личностного потенциала родителей, потерявших ребенка. Подготовка к изданию монографии «Мотивация альтруистического поведения личности». Эмпирические данные оценки динамики когнитивных функций участников долговременной экспедиции на международной космической станции, результаты статистического анализа. Уточнение представлений о психологических механизмах мотивации личности в рамках культурно-деятельностной методологии.
Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) 9 2. Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных Scopus 9 3. Статей в журналах из TOP50 по версии WoS или Scopus 2 4. Рецензируемых докладов в основной программе конференций по тематике Computer Science уровня А или Ф по рейтингу CORE, опубликованные в сборниках 0 5. Количество публикаций в журналах, индексируемых в базе данных Российский индекс научного цитирования 16 6. Количество публикаций в журналах, индексируемых в других российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Google Scholar, European Reference Index for the Humanities, MathSciNet и др.) 16 7. Количество конференций 12 8. Докладов на ведущих международных конференциях в РФ и зарубежом 1 9. Рецензируемых монографий, энциклопедий (при наличии ISBN) 0 10. Глав в рецензируемых монографиях, статей в энциклопедиях (при наличии ISBN) 0 11. Количество патентов 0 12. Аналитических материалов в интересах (по заказам) органов гос. власти 0 13. Количество свидетельств о регистрации прав на программное обеспечение 0 14. Патенты, свидетельства нп ПО и другие результаты интеллектуальной деятельности (всего) 0 15. Научно-технических результатов, завершающихся изготовлением, предварительными и приемочными испытаниями опытного образца (для экспериментальных разработок), тыс. рублей 0 16. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в численности основных исполнителей темы, в % 0% 17. Количество защищенных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук 0 18. Количество защищенных диссертаций на соискание ученой степени доктора наук 0 19. Количество планируемых к разработке медицинских технологий 0
1. В русле историко-эволюционного подхода рассмотрена проблема происхождения социальности, проанализированы особенности трансформации современного образования и обоснована необходимость перехода от моделей образования, опирающихся на ценностные предпосылки экономического и технологического детерминизма к преадаптивным моделям образования как пространствам свободы и возможностей., выделены особенности Интернета как генеративного пространства с точки-зрения историко-эволюционной перспективы. 2. Проведён разносторонний междисциплинарный анализ вызовов сложности, неопределённости и разнообразия, порождаемых ими новых психологических феноменов и некоторых практических методов фасилитации развития и саморазвития личности. 3. Создана концепция социокультурного мотивирования человеческого поведения с позиций культурно-исторического подхода, выделены и описаны ступени развития действий человека с точки зрения их мотивационного строения: простые импульсивные действия, социальные импульсивные действия, внушенные и заданные действия, действия по желанию, сопричастные действия, действия по убеждению, рациональные действия, свободные самоопределяемые действия, проанализированы условия и возможности появления свободных самоопределяемых действий и лежащие в их основе личностные умения. 4. Создан и развивается метод драматической импровизации как метод поддержки и фасилитации саморазвития личности с использованием духовных инструментов искусства.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
2 | 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования, результатом которых стали статьи, опубликованные в журналах. А.С. Асмолов опубликовал статью, в которой обозначены ключевые вызовы современности: рост неопределенности общества; рост сложности новых задач; движение общества к разнообразию. Также опубликован ряд статей, посвященный актуальным вопросам: 1) современного вариативного образования, которое рассматривается как потенциальный ресурс модернизации общества; 2) психологии как инструмента социальных изменений; 3) историко-эволюционный подход к психофизической проблеме. А.М. Айламазьян опубликовала ряд статей, в которых описывала принципы и возможности музыкального движения как метода психолого-педагогической и художественной работы. Также опубликована статья, посвященная изучению практик импровизационного танца, в основе которых лежит переживание музыки в активной двигательной форме. А.И. Чекалина опубликовала ряд статей, в которых предлагается развитие дистанционного медико-психологического мониторинга космического экипажа на основе метода контент-анализа содержания общения с применением обоснованных правил кодирования к ограниченному воспроизводимому набору количественно измеряемых категорий. Также опубликованы результаты исследования о влиянии социального статуса и уровня психологической устойчивости человека на его коммуникативное поведение применительно к условиям космического полета (ретроспективный анализ результатов эксперимента «Марс-500», 6 участников которого находились в длительной изоляции при моделировании межпланетного полета). С.Н Ениколопов с соавторами опубликовали ряд статей, посвященных: 1) апробации опросников «Шкала социальной тревожности Либовица» и «Шкала страха негативной оценки (краткая версия); 2) адаптации опросника гелатофобии, гелатофилии и катагеластицизма PHOPHIKAT; 3) изучению отношения к смерти у студнетов медицинских профессий в областях России и Беларуси с умеренным и повышенным суицидальным риском; 4) социальной оценке стигматизированных групп. | ||
3 | 1 января 2017 г.-21 декабря 2017 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования, результатом которых стали опубликованные статьи, тезисы и доклады на международных конференциях. А.Г. Асмолов опубликовал ряд статей, в которых освещаются вопросы: 1) рисков и прогнозирования будущего в условиях неопределенности; 2) преадаптации к неопределенности как ключевого инструмента порождения разнообразия (биологического, когнитивного, социального и психологического) и первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества; 3) построения перспективной и человекосообразной модели образования XXI века «сада культуры достоинства» для «сложных свободных людей»; 4) комментарии к статьям А.Я. Койфман "Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены?" и М.Г. Филипповой "Размышления над проблемой сопоставления двух парадигм и "доличностным уровнем" прайминга". А.М. Айламазьян опубликовала ряд статей, в которых обсуждается: 1) роль движения в процессе становления личности, рассматривается его значение как механизма формирования личности; 2) роль позно-тонического компонента моторики в личностной регуляции. Показано, что поддержание вертикальной позы требует постоянной активности на произвольном и непроизвольном уровне психической регуляции. Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого становления. А.И. Чекалина опубликовала ряд тезисов докладов на международных конференциях, которые посвящены: 1) исследованиям эмоциональной сферы женщин, страдающих расстройствами пищевого поведения; 2) методологические аспекты контент-анализа содержания общения с применением обоснованных правил кодирования к ограниченному воспроизводимому набору количественно измеряемых категорий переговоров космонавтов и ЦУП. С.Н Ениколопов с соавторами опубликовали ряд статей, посвященных: 1) адаптации методик исследования суицидальных аспектов личности «Шкала душевной боли», «Причины для жизни» и «Опросник причин попытки суицида»; 2) анализу феномена негативной креативности в сфере образования, результатом которой является ненамеренно наносимый вред. С помощью авторской комплексной модели связи креативности и девиантности выделяются особенности негативной креативности в образовании, без учета которых разработка стандартов и регламентов, подготовка и отбор педагогов могут оказаться не эффективными. | ||
4 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
5 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: Проведён ряд следующих исследований: 1) проводился анализ уникальности развития личности через призму историко-эволюционного подхода; 2) обсуждается вопрос изменения основополагающих представлений о природе и сущности человека, его наиважнейших свойствах и качествах в связи с наступлением эпохи неопределённости, сложности и разнообразия (Асмолов А.Г., Солдатова Г.У.) Был проведен ряд исследований, посвященных изучению смыслопорождающей функции искусства в жизни человека и анализа психопрактик с точки зрения культурно-исторического подхода (А.М.Айламазян). В первом направлении рассматривался вопрос о специфике человеческой мотивации, опосредованной процессами смыслопорождения и роли воображения в становлении деятельности смыслообразования. Выделены пассивные и активные формы воображения и был прослежен их путь в онтогенезе. Особое внимание было уделено творческому воображению, направленному на создание художественного образа. Искусство рассматривается как деятельность, развивающая творческое воображение и связанную с ним способность к смыслопорождению и смыслообразованию. Критическое рассмотрение и изучение методов практической психологии или психопрактики с точки зрения культурно-исторического подхода позволило сформулировать программу исследования, включающую: 1) выявление целей и ценностей практики, ее мировоззренческой основы: какой образ или идеал человека стоит за этими целями, что подразумевается под здоровьем, нормой, развитием в той или иной психопрактике; 2) описание феноменологии психических состояний и задействованных психологических механизмов: в ходе конкретного анализа психопрактики можно выделить дискурс практики и те реальные действия и состояния, которые в ней осуществляются и культивируются участниками; 3) сравнительный анализ психопрактик: применение сравнительного метода в отношении психологического консультирования и психотерапии позволило выделить некие универсалии самого процесса взаимодействия терапевта и клиента вне зависимости от конкретного направления; 4) поиск культурно-исторических корней практики предполагает выявление аналогов или источников данных методов в истории культуры, общественных институтов: подлинная история психопрактик уходит вглубь веков и включает в себя разные сферы и формы деятельности – от обрядово-ритуальной до эстетически-художественной, от военной до досуговой, и т.д.; 5) описание системы условий формирования определенных феноменов психологической реальности или организации тех или иных видов активности: выявление как хорошо осознаваемых, так и менее осознаваемых аспектов и обстоятельств, связанных с мотивированием обращающихся за психологической помощью, их отбором, организацией процесса общения, и т.п. С.Н. Ениколоповым был проведен ряд исследований: 1) связи и взаимодействия креативности и девиантности, Рассматриваются подходы к пониманию креативного потенциала и оценке компонентов, его составляющих, а также личностные и ситуативные характеристики, способствующие реализации креативного потенциала для нанесения вреда другим людям и в качестве личностных характеристик, способствующих реализации креативного потенциала в девиантном поведении, для дальнейшего исследования выделяются враждебность и эмоциональный интеллект; 2) исследование лингвистических характеристик текстов психически больных (22 человека) и здоровых людей (142 человека) — показано, что в текстах больных значимо реже встречаются синтаксемы, связанные с активностью и с отношениями каузации и классификации. Тексты больных также отличаются от текстов здоровых по ряду психолингвистических показателей, отражающих наличие дефицитарной психопатологической симптоматики, сосредоточенность больных на себе; 3) анализ связи стигмы психического заболевания и суицидального поведения — проведен анализ основных теорий стигматизации (в том числе теория навешивания ярлыков) и их влияния на «Я»-концепцию и социальную идентичность, а также рассматриваются механизмы самостигматизации (модель поведения «перфекционистская саморепрезентация»), в рамках которой была разработана модель суицидальности и перфекционистской социальной разобщенности, приводящей к субъективному и объективному повышению ощущения отчуждения, изоляции и одиночества. | ||
6 | 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: Краткие итоги промежуточного этапа разработки темы «Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания» в 2018 году заключаются в следующем: 1. Разработаны теоретико-методологические принципы научно-исследовательского проекта «Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия»; 2. Выявлены ценностные смыслы социокультурной модернизации образования; 3. Обнаружены антропологические последствия пандемии COVID-19; 4. Исследованы психологические аспекты выразительного поведения; 5. Изучены пространственные аспекты выразительного поведения и их роли в процессах смыслообразования; 6. Проведён научный анализ связи стигмы психического заболевания и суицидального поведения; 7. Проведено исследование страха смерти в норме и у суицидентов; 8. Проанализирована динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 в норме, у депрессивных и у суицидентов. | ||
7 | 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
8 | 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
9 | 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
10 | 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
11 | 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
12 | 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: | ||
13 | 1 января 2027 г.-31 декабря 2027 г. | Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Экспертное заключение РАН | kultist_psihol_lichnosti.pdf | 754,2 КБ | 7 сентября 2020 [Asmolov] |