Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознанияНИР

Cultural-historical psychology, personality psychology as an interdisciplinary paradigm of anthropology

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа: В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования, результатом которых стали статьи, опубликованные в журналах. А.С. Асмолов опубликовал статью, в которой обозначены ключевые вызовы современности: рост неопределенности общества; рост сложности новых задач; движение общества к разнообразию. Также опубликован ряд статей, посвященный актуальным вопросам: 1) современного вариативного образования, которое рассматривается как потенциальный ресурс модернизации общества; 2) психологии как инструмента социальных изменений; 3) историко-эволюционный подход к психофизической проблеме. А.М. Айламазьян опубликовала ряд статей, в которых описывала принципы и возможности музыкального движения как метода психолого-педагогической и художественной работы. Также опубликована статья, посвященная изучению практик импровизационного танца, в основе которых лежит переживание музыки в активной двигательной форме. А.И. Чекалина опубликовала ряд статей, в которых предлагается развитие дистанционного медико-психологического мониторинга космического экипажа на основе метода контент-анализа содержания общения с применением обоснованных правил кодирования к ограниченному воспроизводимому набору количественно измеряемых категорий. Также опубликованы результаты исследования о влиянии социального статуса и уровня психологической устойчивости человека на его коммуникативное поведение применительно к условиям космического полета (ретроспективный анализ результатов эксперимента «Марс-500», 6 участников которого находились в длительной изоляции при моделировании межпланетного полета). С.Н Ениколопов с соавторами опубликовали ряд статей, посвященных: 1) апробации опросников «Шкала социальной тревожности Либовица» и «Шкала страха негативной оценки (краткая версия); 2) адаптации опросника гелатофобии, гелатофилии и катагеластицизма PHOPHIKAT; 3) изучению отношения к смерти у студнетов медицинских профессий в областях России и Беларуси с умеренным и повышенным суицидальным риском; 4) социальной оценке стигматизированных групп.
3 1 января 2017 г.-21 декабря 2017 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа: В рамках научной школы культурно-исторической психологии, историко-эволюционного и системно-деятельностного подходов проводились теоретические, эмпирические и прикладные исследования, результатом которых стали опубликованные статьи, тезисы и доклады на международных конференциях. А.Г. Асмолов опубликовал ряд статей, в которых освещаются вопросы: 1) рисков и прогнозирования будущего в условиях неопределенности; 2) преадаптации к неопределенности как ключевого инструмента порождения разнообразия (биологического, когнитивного, социального и психологического) и первым шагом на пути формирования эволюционной психодинамики как гибридного направления психологии, связывающего ее с науками, которые изучают непредсказуемые механизмы изменений в истории человека, природы и общества; 3) построения перспективной и человекосообразной модели образования XXI века «сада культуры достоинства» для «сложных свободных людей»; 4) комментарии к статьям А.Я. Койфман "Установка и неосознаваемый семантический прайминг: разные термины или разные феномены?" и М.Г. Филипповой "Размышления над проблемой сопоставления двух парадигм и "доличностным уровнем" прайминга". А.М. Айламазьян опубликовала ряд статей, в которых обсуждается: 1) роль движения в процессе становления личности, рассматривается его значение как механизма формирования личности; 2) роль позно-тонического компонента моторики в личностной регуляции. Показано, что поддержание вертикальной позы требует постоянной активности на произвольном и непроизвольном уровне психической регуляции. Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого становления. А.И. Чекалина опубликовала ряд тезисов докладов на международных конференциях, которые посвящены: 1) исследованиям эмоциональной сферы женщин, страдающих расстройствами пищевого поведения; 2) методологические аспекты контент-анализа содержания общения с применением обоснованных правил кодирования к ограниченному воспроизводимому набору количественно измеряемых категорий переговоров космонавтов и ЦУП. С.Н Ениколопов с соавторами опубликовали ряд статей, посвященных: 1) адаптации методик исследования суицидальных аспектов личности «Шкала душевной боли», «Причины для жизни» и «Опросник причин попытки суицида»; 2) анализу феномена негативной креативности в сфере образования, результатом которой является ненамеренно наносимый вред. С помощью авторской комплексной модели связи креативности и девиантности выделяются особенности негативной креативности в образовании, без учета которых разработка стандартов и регламентов, подготовка и отбор педагогов могут оказаться не эффективными.
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа: Проведён ряд следующих исследований: 1) проводился анализ уникальности развития личности через призму историко-эволюционного подхода; 2) обсуждается вопрос изменения основополагающих представлений о природе и сущности человека, его наиважнейших свойствах и качествах в связи с наступлением эпохи неопределённости, сложности и разнообразия (Асмолов А.Г., Солдатова Г.У.) Был проведен ряд исследований, посвященных изучению смыслопорождающей функции искусства в жизни человека и анализа психопрактик с точки зрения культурно-исторического подхода (А.М.Айламазян). В первом направлении рассматривался вопрос о специфике человеческой мотивации, опосредованной процессами смыслопорождения и роли воображения в становлении деятельности смыслообразования. Выделены пассивные и активные формы воображения и был прослежен их путь в онтогенезе. Особое внимание было уделено творческому воображению, направленному на создание художественного образа. Искусство рассматривается как деятельность, развивающая творческое воображение и связанную с ним способность к смыслопорождению и смыслообразованию. Критическое рассмотрение и изучение методов практической психологии или психопрактики с точки зрения культурно-исторического подхода позволило сформулировать программу исследования, включающую: 1) выявление целей и ценностей практики, ее мировоззренческой основы: какой образ или идеал человека стоит за этими целями, что подразумевается под здоровьем, нормой, развитием в той или иной психопрактике; 2) описание феноменологии психических состояний и задействованных психологических механизмов: в ходе конкретного анализа психопрактики можно выделить дискурс практики и те реальные действия и состояния, которые в ней осуществляются и культивируются участниками; 3) сравнительный анализ психопрактик: применение сравнительного метода в отношении психологического консультирования и психотерапии позволило выделить некие универсалии самого процесса взаимодействия терапевта и клиента вне зависимости от конкретного направления; 4) поиск культурно-исторических корней практики предполагает выявление аналогов или источников данных методов в истории культуры, общественных институтов: подлинная история психопрактик уходит вглубь веков и включает в себя разные сферы и формы деятельности – от обрядово-ритуальной до эстетически-художественной, от военной до досуговой, и т.д.; 5) описание системы условий формирования определенных феноменов психологической реальности или организации тех или иных видов активности: выявление как хорошо осознаваемых, так и менее осознаваемых аспектов и обстоятельств, связанных с мотивированием обращающихся за психологической помощью, их отбором, организацией процесса общения, и т.п. С.Н. Ениколоповым был проведен ряд исследований: 1) связи и взаимодействия креативности и девиантности, Рассматриваются подходы к пониманию креативного потенциала и оценке компонентов, его составляющих, а также личностные и ситуативные характеристики, способствующие реализации креативного потенциала для нанесения вреда другим людям и в качестве личностных характеристик, способствующих реализации креативного потенциала в девиантном поведении, для дальнейшего исследования выделяются враждебность и эмоциональный интеллект; 2) исследование лингвистических характеристик текстов психически больных (22 человека) и здоровых людей (142 человека) — показано, что в текстах больных значимо реже встречаются синтаксемы, связанные с активностью и с отношениями каузации и классификации. Тексты больных также отличаются от текстов здоровых по ряду психолингвистических показателей, отражающих наличие дефицитарной психопатологической симптоматики, сосредоточенность больных на себе; 3) анализ связи стигмы психического заболевания и суицидального поведения — проведен анализ основных теорий стигматизации (в том числе теория навешивания ярлыков) и их влияния на «Я»-концепцию и социальную идентичность, а также рассматриваются механизмы самостигматизации (модель поведения «перфекционистская саморепрезентация»), в рамках которой была разработана модель суицидальности и перфекционистской социальной разобщенности, приводящей к субъективному и объективному повышению ощущения отчуждения, изоляции и одиночества.
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа: Краткие итоги промежуточного этапа разработки темы «Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания» в 2018 году заключаются в следующем: 1. Разработаны теоретико-методологические принципы научно-исследовательского проекта «Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия»; 2. Выявлены ценностные смыслы социокультурной модернизации образования; 3. Обнаружены антропологические последствия пандемии COVID-19; 4. Исследованы психологические аспекты выразительного поведения; 5. Изучены пространственные аспекты выразительного поведения и их роли в процессах смыслообразования; 6. Проведён научный анализ связи стигмы психического заболевания и суицидального поведения; 7. Проведено исследование страха смерти в норме и у суицидентов; 8. Проанализирована динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 в норме, у депрессивных и у суицидентов.
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
9 1 января 2023 г.-31 декабря 2023 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
10 1 января 2024 г.-31 декабря 2024 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
11 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
11 1 января 2025 г.-31 декабря 2025 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:
12 1 января 2026 г.-31 декабря 2026 г. Культурно-историческая психология личности как междисциплинарная парадигма человекознания
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Экспертное заключение РАН kultist_psihol_lichnosti.pdf 754,2 КБ 7 сентября 2020 [Asmolov]