Исследование сетевых форм организации экономических системНИР

A study of network forms of organization of economic systems

Источник финансирования НИР

госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию)

Этапы НИР

# Сроки Название
1 15 мая 2015 г.-31 декабря 2015 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа: Исследования по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» осуществлялись в соответствии с планом работы лаборатории на 2015 год, приоритетным направлением НИР факультета «Институциональная организация экономических систем» и Приоритетными направлениями развития МГУ до 2020года: ПНП 6 «Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России»», ПНП 8 «Социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития России». В отчетном году осуществлялись исследования по следующим направлениям: - проведена систематизация и сравнительный анализ форм сетевого взаимодействия в туризме, гостеприимстве и креативных отраслях, таких как киноиндустрия, музейная отрасль, сфера развлечений; - проведен анализ роли сетевых взаимоотношений с клиентами в создании устойчивых конкурентных преимуществ организаций сферы услуг; - изучены современные подходы и систематизированы критерии экологической ответственности в экосистемах бизнеса; - уточнены характеристики сетевых взаимодействий государства, бизнеса и образовательных учреждений в рамках формирующейся региональной инновационной системы с учетом специфики российской институциональной среды. По теме исследования были получены новые научные результаты: Впервые на материале современных публикаций в мировой литературе проанализированы и систематизированы формы сетевого взаимодействия в туризме, гостеприимстве и креативных отраслях (гостиничные и ресторанные сети разных типов, сети туристских дестинаций, туристские кластеры, кинотеатральные сети, и др.), проведен сравнительный анализ характеристик и структуры отдельных сетевых форм в соответствующих отраслях. Выявлены сильные и слабые стороны различных форм с учетом особенностей российской институциональной среды и отраслевой специфики. Уточнены характеристики сетевых взаимодействий и обмена знаниями государства, бизнеса и образовательных учреждений в рамках формирующейся региональной инновационной системы с учетом специфики российской институциональной среды. На основе полученных эмпирических данных, с использованием программного обеспечения NodeXL, визуализирована структура взаимодействий в рамках Уральской региональной инновационной системы. По результатам исследования подготовлена статья в зарубежный реферируемый журнал (зарегистрирована и находится на рецензировании). Разработана и опубликована методика оценки экологической ответственности нефтегазовых компаний (совместно с WWF Россия), оценивающая в том числе сетевое взаимодействие между участниками и общественными организациями. Результаты апробации методики представлены на всероссийской конференции, а также опубликованы в трех научных работах (в том числе в журнале из Перечня ВАК). Проведен углубленный анализ роли сетевых взаимоотношений с клиентами и другими стейкхолдерами в создании устойчивых конкурентных преимуществ организаций сферы услуг; предложены направления повышения удовлетворенности потребителей государственных услуг, услуг частных банков, кинотеатральных услуг, частных образовательных услуг, медицинских услуг. По итогам исследований опубликован ряд статей в журналах списка МГУ и списка ВАК. С использованием результатов проведенных исследований подготовлен и успешно защищен ряд магистерских диссертаций. Часть результатов включена в преподавание спецкурсов в магистратуре экономического факультета. Лаборатория выступила организатором Всероссийской научно-практической конференции «Владимирский тракт – дорога к новым технологиям в туризме», которая прошла 12-14 июня 2015 года во Владимирской области при поддержке комитета по туризму администрации Владимирской области. Партнерами конференции выступили ассоциация «Самые красивые деревни России» и Владимирское областное отделение «ОПОРЫ РОССИИ». Основная цель конференции заключалась в создании профессиональной площадки для обмена опытом с участием экспертов и практиков туристского бизнеса, поиск партнеров для активного взаимодействия в сфере локального туризма. В конференции приняли активное участие специалисты из различных вузов (МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ, МСХА имеем К.А. Тимирязева, Финансовый университет при Правительстве РФ, Поволжский государственный технологический университет, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Владимирский государственный университет, Владимирский институт бизнеса). В 2015 году начал работу постоянный научный семинар лаборатории и Центра исследований сетевой экономики «Сети и институты». В течение 2015 г. в рамках научного семинара состоялись выступления и дискуссии: 2 апреля 2015г. - Институциональный анализ коррупции в законодательстве: сетевой аспект. Основной докладчик: Смирнов Н.В., к.э.н., зам. ген. директора АНО «НИСИПП» 4 июня 2015г. - Сетевой и лингвистический анализ информационного пространства (на примерах социально-политической ситуации России и Украины). Основной докладчик: Градосельская Г.В., к.с.н., доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации НИУ ВШЭ 28 сентября 2015г. - Нейросетевые модели в спортивном менеджменте. Основной докладчик: Петрунин Ю.Ю., д.ф.н., профессор факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 9 октября 2015г. - Институты развития малых городов. Основной докладчик: Марков Е.М., Президент Союза малых городов РФ 30 ноября 2015г. - SKW-матрица как инструмент управления информацией в условиях неопределенности: возможности использования в образовательном процессе. Основной докладчик: Кибальников С.М., д.т.н., в.н.с. географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В научной деятельности по данной теме лаборатория тесно сотрудничает с подразделениями факультета, в частности с кафедрами прикладной институциональной экономики, экономики социальной сферы, экономики природопользования, с лабораторией инновационного бизнеса и предпринимательства, Центром исследований сетевой экономики и др. Лаборатория также взаимодействует с географическим факультетом МГУ, с ВШМ СПбГУ, НИУ ВШЭ, РГУТиС, Томским техническим университетом, Поволжским ГТУ, с другими учебными заведениями Высшей школы. Результаты научных исследований по теме представлены в следующих изданиях: Опубликованы статьи в журналах списка МГУ, списка ВАК и других журналах: Шерешева М.Ю., Баснина Т.Д. Анализ состояния и перспектив развития санаторно-курортного комплекса России в журнале Аудит и финансовый анализ, издательство, 2015 г., № 5, с. 401-407 Полянская Е.Е. "О развитии гостиничных сетей в регионах России" в журнале Новая экономика и региональная наука, № 2, с. 16-17 Шерешева М.Ю. Сетевые формы организации в развитии регионального туристического бизнеса в журнале Новая экономика и региональная наука, № 1, с. 101-106 Шварц Е.А., Книжников А.Ю., Пахалов А.М., Шерешева М.Ю. Оценка экологической ответственности нефтегазовых компаний, действующих в России: рейтинговый подход в журнале Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2015 г., № 5, с. 46-67 Шерешева М.Ю., Костанян А.А. Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России в журнале Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент, 2015 г. № 4, с. 32-67 Пахалов А.М. Инфраструктурные проекты как драйверы инвестиционной активности в российских регионах в журнале Рынок ценных бумаг, № 4, с. 54-56 Шерешева М.Ю.Формы сетевого взаимодействия в туризме и маркетинг партнерских отношений Шерешева М.Ю. в журнале Новая экономика и региональная наука, 2015 г., № 2, место издания г. Владимир, с. 25-27 Шварц Е.А., Пахалов А.М., Книжников А.Ю. Рейтинг экологической ответственности нефтегазовых компаний, действующих в России в журнале Использование и охрана природных ресурсов в России, № 1, с. 49-53 Баснина Т.Д. Санатории в составе туристического комплекса:проблемы развития в журнале Новая экономика и региональная наука, № 2, с. 27-28 Опубликованы статьи в сборниках: Sheresheva M., Luzhin A., Trifonova J.Cinema chains in Russia в сборнике Avanca Cinema: Art, Technology, Communication, место издания Cine-Clube de Avanca Portugal, 2015 г. с. 861-866 Шерешева М.Ю. Бренд для «серебряного потребителя: международный опыт и российские перспективы. Статья в сборнике «Все плюсы зрелого возраста». 2015г., № 4, Москва, с.67-71. Тезисы докладов Sheresheva M. Coopetition, social responsibility and entrepreneurial ecosystems in Russia в сборнике USASBE 2015 Proceedings, место издания Tampa, USA, 2015 г. тезисы Sheresheva M., Yakuba K. Customer perceptions and customer loyalty in luxury hotels: Evidence from Moscow, Russia в сборнике 2015 KSMS Inrernational Conference "Marketing and Management for the Sustainable Future", место издания Yonsei University Seoul, Republic of Korea, тезисы, с. 15-15 Cherenkov V.I., Sheresheva M.Y. Rural Tourism Clusters in Russia: Case of Bogdarnya в сборнике 3rd International Conference on Contemporary Marketing Issues Proceedings, место издания Kingston Business School London, 2015 г.тезисы, с.141-149 DOI Шерешева М.Ю. Сети в туризме в сборнике Туризм как фактор модернизации экономики и развития российских регионов, место издания Редакционно-издательский центр ПГТУ Йошкар-Ола, тезисы, с. 8-8 Sheresheva M., Galkina N., Luzhin A., Kolkova K. How neuromarketing tools can be used to measure the impact of audiovisual content в сборнике Collaboration in Research. Proceedings of the 44th EMAC Annual Conference, место издания Leuven, Belgium, 2015 г., тезисы Sheresheva M., Yakuba K. Key factors influencing luxury hotel guest loyalty: Evidence from Russia в сборнике 17th EBES Conference - Venice Program and Abstract Book, место издания EBES Publications Istanbul, Turkey, 2015 г., тезисы, с. 66-66 Шульга И.Е. Механизмы, сопровождение и результаты участия населения в Программе поддержки местных инициатив (ППМИ) в сборнике Бюджет как предмет социальных наук, 2015 г., тезисы Шульга И.Е. Механизмы вовлечения граждан в обсуждение и решение местных проблем на примере Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) в сборнике Технологии публичного обсуждения в проектах инициативного бюджетирования, тезисы, с. 1-2 В 2015 году сотрудники лаборатории принимали участие и выступали с докладами на научных конференциях, в том числе международных, и круглых столах: Доклады на конференциях Шерешева М.Ю. Маркетинг в малом бизнесе и предпринимательских сетях (Приглашенный) IV Международный симпозиум инвесторов и инвестиционных компаний по проблемам развития малого инновационного предпринимательства и рынка венчурных инвестиций ранних стадий, Нижний Новгород, Россия, 9-11 сентября 2015 Шерешева М.Ю. Сети в Туризме (Пленарный) Туризм как фактор модернизации экономики и развития российских регионов, Йошкар-Ола, Россия, 19-21 ноября 2015 Sheresheva M., Luzhin A., Trifonova J. Cinema Chains in Russia (Приглашенный) AVANCA CINEMA 2015, Avanca, Португалия, 22-26 июля 2015 Cherenkov V.I., Sheresheva M.Y. Rural Tourism Clusters in Russia: Case of Bogdarnya and some items of research (Устный) 3rd International Conference on Contemporary Marketing Issues, Kingston University London, Великобритания, 30 июня - 2 июля 2015 Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия в туризме и маркетинг партнерских отношений (Пленарный) Владимирский тракт - дорога к новым технологиям в туризме, Владимирская область, Петушинский район, Россия, 12-14 июня 2015 Шерешева М.Ю. Coopetition, social responsibility and entrepreneurial ecosystems in Russia (Приглашенный) USASBE 2015, Тампа, США, 22-25 января 2015 Полянская Е.Е. "О развитии гостиничных сетей в регионах России" (Устный) Автор: Всероссийская научно-практическая конференция "Владимирский тракт - дорога к новым технологиям в туризме", Владимирская область, Россия, 12-14 июня 2015 Шульга И.Е. Механизмы вовлечения граждан в обсуждение и решение местных проблем (Приглашенный) Автор: Технологии публичного обсуждения в проектах инициативного бюджетирования, Санкт-Петербург, Россия, 2 июня 2015 Шульга И.Е. Проект по поддержке местных инициатив: вовлечение населения и бизнеса в местное развитие (Пленарный) Реализация Программы поддержки местных инициатив в субъектах Северо-Кавказского федерального округа, Пятигорск, Россия, 1 июня 2015 Участие в редколлегии журналов Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. является членом редколлегий реферируемых журналов и журналов из списка ВАК, списка МГУ и международных реферируемых журналов с 24 октября 2014 – журнал Новая экономика и региональная наука с 20 октября 2014 – журнал Бизнес. Общество. Власть с 1 декабря 2013 – журнал Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика с 1 февраля 2013 – журнал Transnational Marketing Journal с 21 марта 2012 – журнал Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент с 10 января 2011 – журнал Journal of Security and Sustainability Issues Кроме того, д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. является членом редколлегии сборника Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. место издания Изд. дом Высшей школы экономики Москва, Москва Участие в диссертационных советах Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. с 3 мая 2014 является членом диссертационного Совета Д 212.232.69, Санкт-Петербургский государственный университет 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Председатель совета: доктор экономических наук, профессор Надежда Викторовна Пахомова Членство в научных обществах Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. состоит членом в научных обществах: с 2015 Eurasia Business and Economics Society (EBES) с 2008 The European Marketing Academy (EMAC) с 2011 TCI - the global practitioners network for competitiveness, clusters and innovation с 2011 Российская ассоциация обучения предпринимательству (РАОП) Защита магистерских диссертаций и ВКР Д.э.н., проф. Шерешева М.Ю. осуществляет руководство восемью аспирантами; является руководителем программы «Маркетинг» в магистратуре экономического факультета; формирует программу научного семинара магистерской программы «Маркетинг» и ведет занятия научного семинара. Осуществляет руководство магистерскими диссертациями: в мае 2015 г. защищено 12 магистерских диссертаций на программах «Маркетинг» и «Экономика предпринимательства»; в 2015/2016 уч. г. под ее руководством готовится 8 магистерских диссертаций (2 г/о) и начата подготовка 7 магистерских диссертаций (1 г/о). Осуществляет руководство написанием курсовых работ и ВКР в бакалавриате. Под руководством д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. в 2015г. выполнены и защищены следующие магистерские диссертации: Формирование взаимоотношений с клиентами в сфере государственных услуг Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Иванов Н.А. (Магистр) Роль взаимоотношений с потребителями в развитии интернет бизнеса Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Крымский А.Н. (Магистр) Построение взаимоотношений бренда с потребителем в сегменте ухода за волосами (на примере бренда "Шаума") Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Баграмян А.А. (Магистр) Особенности маркетинговой деятельности гостиничных сетей класса люкс на российском рынке Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Якуба К.В. (Магистр) Интегрированные маркетинговые коммуникации на рынке молочной продукции Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Ибрагимов И.А. (Магистр) Формирование лояльности клиентов частного банка на российском рынке Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Васильева С.В. (Магистр) Разработка рекламной кампании с использованием модели "путешествие потребителя" (на примере бренда "Москитол") Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Жерздева С.В. (Магистр) Профайлинг ядра зрительской аудитории кинотеатров как способ стимулирования потребительского спроса Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Исаичкина Е.В. (Магистр) Повышение клиентоориентированности персонала государственных организаций здравоохранения (на примере Московской области) Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Костанян А.А. (Магистр) Маркетинговые инновации в каналах продвижения образовательных услуг на примере школы музыки Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Мишинева М.С. (Магистр) Использование нейромаркетинговых показателей восприятия кинотрейлеров для повышения влияния на выбор потребителя Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Пантелеев М.С. (Магистр) Выявление перспективных потребительских аудиторий и разработка продуктового предложения на рынке средств по борьбе с кровососущими насекомыми Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Мазурина Е.А. (Магистр) Преподавание учебных курсов Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. ведет краткосрочные подготовительные курсы на магистерскую программу «Маркетинг» (24 часа), подготовила и читает в 4 триместре 2015/2016 уч. года (магистратура) авторские спецкурсы: 12 сентября 2014 - 18 декабря 2015 «Сети и взаимоотношения в экономике впечатлений» (на английском языке) Networks and Relationships in the Experience Economy 3 кредита=108 часов Экономический факультет, Кафедра прикладной институциональной экономики, Лаборатория институционального анализа по выбору (спецкурс), лекции, 56 часов 30 сентября 2015 – 16 декабря 2015 «Маркетинг биотехнологий» 3 кредита=108 часов Экономический факультет, Кафедра прикладной институциональной экономики, Лаборатория институционального анализа по выбору (спецкурс), лекции 1 февраля 2002 – 11 декабря 2015 Научный семинар по программе магистратуры "Маркетинг" МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра прикладной институциональной экономики, Лаборатория институционального анализа обязательная, базовой части, лекции, 84 часа Инженер Пахалов А.М. читает с 1 сентября 2015 Научный семинар КЭ, первый год МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра финансов и кредита обязательная, базовой части, семинары, 4 часов с 1 сентября 2015 Теория финансов МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра финансов и кредита обязательная, базовой части, семинары, 88 часов 9 февраля 2015 - 28 мая 2015 Финансовый менеджмент МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, Кафедра финансов и кредита обязательная, базовой части, семинары, 90 часов Авторство учебных курсов Д.э.н., профессор Шерешева М.Ю. является автором учебных курсов «Сети и взаимоотношения в экономике впечатлений» (на английском языке), «Маркетинг биотехнологий»
2 1 января 2016 г.-31 декабря 2016 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа: Реферат НИР по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» осуществлялись в соответствии с планом работы лаборатории на 2016 год, приоритетным направлением НИР факультета «Институциональная организация экономических систем» и Приоритетными направлениями развития МГУ до 2020 года: ПНП 6 «Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России»», ПНП 8 «Социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития России». Актуальность данной тематики обусловлена тем, что для успешного функционирования на современных рынках требуется сочетание множества условий, соединение экономических, организационных, технологических возможностей разных экономических агентов. Соответственно, в течение последних десятилетий в мировой экономике наблюдается бурный рост сетевого взаимодействия, принимающего различные организационные формы. Объектом исследования является сетевой механизм координации и сетевые формы организации. Цель работы – разработка и обоснование методологии исследования сетевых форм организации в современной экономике. В рамках темы «Исследование сетевых форм организации экономических систем» уделяется внимание теоретическим подходам в области создания, функционирования и развития сетевых структур, методологии исследования сетевых форм организации бизнеса, управления взаимоотношениями со стейкхолдерами, а также приложению соответствующих подходов к прикладным проблемам социально-экономического развития регионов Российской Федерации за счет использования возможностей предпринимательских и социальных сетей, кластеров, виртуальных организаций, экосистем бизнеса. К настоящему времени сложился обширный пласт результатов теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению сетевого механизма координации, в том числе с учетом отраслевой и страновой специфики [Egri, Váncza, 2013; Ying, Qian, Yunlong, 2014; Sampsonetal., 2015]. В русскоязычном академическом пространстве также появились специализированные публикации, посвященные проблемам сетевого механизма координации [Кущ, 2006; Шерешева, 2011, 2012; Катуков, Малыгин, Смородинская, 2012; Чекмарев, Тишина, Муравьев; 2012;Баджо, Шерешева, 2014], включая вышедшую в 2014 г. коллективную монографию «Методология исследования сетевых форм организации бизнеса» (науч. ред. Шерешева М.Ю.), в которой излагаются методологические подходы к исследованию феномена сетевого взаимодействия, проанализированы закономерности формирования межфирменных сетей, их типология, сравнительные преимущества и недостатки разных типов сетей. Эти работы служат исходной базой для проведения анализа особенностей сетевых форм организации, влияния институциональной среды на развитие сетевой интеграции, для моделирования сетевого взаимодействия; для рассмотрения взаимоотношений формальных и неформальных структур в межфирменных сетях; выявления прямых и косвенных влияний, а также логики принятия коллективных решений в сетевых структурах и экосистемах бизнеса. В то же время, значительная часть вопросов, касающихся сетевой проблематики и особенностей сетевого механизма координации, продолжают оставаться дискуссионными и требуют проведения дополнительных исследований. Это касается, в том числе, функционирования сетевого механизма координации в условиях развивающихся рынков, влияния институциональной среды на выбор сети как одной из альтернатив, специфических характеристик сетевых форм организации в российской экономике (в отраслевом и региональном разрезе). В 2016 г. основной акцент был сделан на изучении форм и факторов результативности сетевого взаимодействия в туризме и гостеприимстве на российском рынке, а также на анализе сетевых аспектов государственно-частного партнерства в различных отраслях российской экономики. Для организации комплексного научного поиска по достижению поставленных задач, а также для обеспечения достоверности полученных в ходе НИР результатов использовалось сочетание релевантных методов и инструментов исследования. Методологической основой исследования служили метод системного анализа, метод сравнительного анализа, контент-анализ, рейтинговый анализ, статистический анализ, метод количественных исследований, методы математического анализа, а также методы приоритизации задач, мозгового штурма, дерева целей. Информационную базу НИР составляли нормативно-правовые акты, программные документы федерального и регионального уровня; статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Федеральных министерств: Министерства экономического развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ; Федерального агентства по туризму и др., исследования и статистическая информация международных организаций, а также результаты исследований, содержащиеся в релевантных научных публикациях, как российских, так и зарубежных. В 2016 г. теме исследования были получены следующие новые результаты: - получены и проанализированы новые эмпирические результаты, касающиеся сетевых аспектов государственно-частного партнерства с учетом специфики российской институциональной среды. Сделаны выводы о роли государственных и муниципальных образований как стейкхолдеров региональной экосистемы бизнеса. - разработаны предложения по развитию партнерских взаимодействий экономических агентов, занятых в туристическом, гостиничном, ресторанном, санаторно-курортном бизнесе в рамках региона. Показано, что эффективность реализации туристского потенциала выше в тех российских регионах, где достаточно развита сеть предприятий и организаций, обеспечивающих комплексный характер обслуживания туристов (размещение, питание, развлечения, сопутствующие услуги). Кроме того, государственные и муниципальные образования играют особую роль в качестве стейкхолдеров региональной экосистемы бизнеса и должны уделять повышенное внимание созданию благоприятных условий для развития сетей взаимоотношений между компаниями, а также развитию государственно-частного партнерства. - в сотрудничестве с Поволжским технологическим университетом проведена оценка сравнительной эффективности реализации туристского потенциала и перспектив кластерного развития в туризме, на примере регионов Поволжья. Анализ с использованием статистических данных Федеральной службой государственной статистики РФ (Росстат) и Российской туристической ассоциации позволяет утверждать, что существует серьезная дифференциация регионов Приволжья по эффективности вложений в туризм и реализации туристского потенциала. Эффективность реализации потенциала выше в тех регионах, где достаточно развита сеть предприятий и организаций, обеспечивающих комплексный характер обслуживания туристов. - проведен анализ влияния устойчивых сетевых взаимоотношений с клиентами на лояльность в индустрии гостеприимства. Показано, что устойчивые сетевые взаимоотношения с клиентами существенно влияют на лояльность в индустрии туризма и гостеприимства. Показана важность оценки воспринимаемой ценности услуг, которая формируется на основе четырех основных аспектов: функционального, финансового, индивидуального, социального. Предоставление потребителям услуг достаточного уровня и качества требует организации устойчивого взаимодействия всех экономических акторов, задействованных в оказании соответствующего комплекса услуг. В 2016 г. лаборатория выступила организатором II Всероссийской научно-практической конференции «Владимирский тракт – дорога к новым технологиям в туризме», которая прошла 12-14 июня 2015 года во Владимирской области при поддержке Комитета по туризму администрации Владимирской области. Основная цель конференции заключалась в обмене опытом с участием экспертов и практиков туристского бизнеса и стимулировании партнерского взаимодействия в сфере локального туризма. В конференции приняли активное участие специалисты из различных вузов (МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ, Финансового Университета при Правительстве РФ, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,РЭУ имени Г.В. Плеханова, СПБГЭУ и др.), представители 7 регионов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской, Ярославской, Нижегородской областей, а также агротуристических компаний и предприятий сектора внутреннего туризма. В 2016 г. проведена работа по подготовке спецвыпуска зарубежного рецензируемого журнала WorldwideHospitalityandTourismThemes (WHATT). Vol. 8, № 3 (журнал индексируется в Scopus), посвященного основным тенденциям и факторам успеха на российском рынке гостеприимства и туризма. Зав. лабораторией институционального анализа М.Ю. Шерешева выступила приглашенным редактором спецвыпуска, с участием сотрудников ЛИА подготовлены 5 статей в данный спецвыпуск. Все поставленные на 2016 г. исследовательские задачи полностью решены, получен ряд новых эмпирических результатов и теоретических выводов. Выполненные лабораторией институционального анализа НИР по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» обладают признаками научной новизны, вносят вклад в развитие исследований по выявлению специфики сетевых форм организации в условиях российской институциональной среды. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований в данной области, а также могут быть полезны при совершенствовании существующих региональных программ развития туризма, в деятельности органов государственного и муниципального управления и компаний, действующих на российском рынке. Рост роли сетевых форм организации в современной экономике России продолжится, вследствие чего можно говорить о высокой значимости продолжения исследований по данной тематике. Важным направлением исследований может послужить изучение зарубежного опыта, в первую очередь опыта стран БРИКС, и выявление специфики сетевых форм организации бизнеса, обусловленных страновымии отраслевыми различиями, а также общих черт сетевого механизма координации. Кроме того, необходима разработка модели управления сетевыми межфирменными отношениями. Введение: Изменения, связанные с переходом в историческую фазу «информационного общества», как показали в своих фундаментальных работах Э.Тоффлер [Toffler, 1984; Toffler, Shapiro, 1985; Toffler, Toffler, 2006; Тоффлер, 1999], М.Кастельс [Castells, 1996, 1997, 1998; Кастельс, 2000] и другие сформировали тенденцию к формированию «сетевого общества» - динамичной открытой системы, основу которой составляют «сети производства, власти и опыта [Кастельс, 2000.С.505].В течение последних десятилетий в мировой экономике наблюдается бурный рост сетевого взаимодействия, принимающего различные организационные формы. Рост интереса к данной проблематике обусловлен тем, что свойства современных рынков заставляют экономических агентов вести активный поиск устойчивых конкурентных преимуществ, основанных как на использовании сетевых технологий, так и на сетевой организации внутрифирменного взаимодействия и развитии сети партнерств. Для успешного функционирования на современных рынках требуется сочетание множества условий, соединение экономических, организационных, технологических возможностей разных экономических агентов [Cairncross, 2002; Dicken, 2003; Håkansson, Waluszewski, 2007; Goekeetal, 2010; Hamel, 2012]. Мировые кризисы конца ХХ – начала ХХI в. дополнительно укрепили понимание того, что фирмам в одиночку сложносправиться с задачей успешного ведения бизнеса, поэтому рост сетевого взаимодействия компаний в последние десятилетия стал устойчивой тенденцией. Кооперативное поведение участников рынка стало все более широко наблюдаться как в виде установления устойчивых вертикальных межфирменных взаимодействий (между членами цепочки создания ценности), так и в виде развития горизонтальных связей (между конкурентами). Таким образом, характеристикой современного мирового рынка стал переход «от жестких границ между отдельными институциональными областями и организациями к более гибкой системе пересекающихся элементов» (Etzkowitz, 2002, p.2).В этой связи изучение сетевых организаций и принципов их деятельности способно внести вклад в лучшее понимание причин удач или провалов предприятий всех организационных форм [Мильнер, 2000]. К настоящему времени сложился обширный пласт результатов теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению сетевого механизма координации, в том числе с учетом отраслевой и страновой специфики [Egri, Váncza, 2013; Ying, Qian, Yunlong,2014; Sampsonetal., 2015]. В русскоязычном академическом пространстве также появились специализированные публикации,посвященные проблемам сетевого механизма координации [Кущ, 2006; Шерешева, 2011, 2012; Катуков, Малыгин, Смородинская, 2012; Чекмарев, Тишина, Муравьев; 2012;Баджо, Шерешева, 2014], включая вышедшую в 2014 г. коллективную монографию «Методология исследования сетевых форм организации бизнеса» (науч. ред. Шерешева М.Ю.), в которой излагаются методологические подходы к исследованию феномена сетевого взаимодействия, проанализированы закономерности формирования межфирменных сетей, их типология, сравнительные преимущества и недостатки разных типов сетей. Эти работы служат исходной базой для проведения анализа особенностей сетевых форм организации, влияния институциональной среды на развитие сетевой интеграции, для моделирования сетевого взаимодействия; для рассмотрения взаимоотношений формальных и неформальных структур в межфирменных сетях; выявления прямых и косвенных влияний, а также логики принятия коллективных решений в сетевых структурах и экосистемах бизнеса. В то же время, значительная часть вопросов, касающихся сетевой проблематики и особенностей сетевого механизма координации, продолжают оставаться дискуссионными и требуют проведения дополнительных исследований. Это касается, в том числе, функционирования сетевого механизма координации в условиях развивающихся рынков, влияния институциональной среды на выбор сети как одной из альтернатив, специфических характеристик сетевых форм организации в российской экономике (в отраслевом и региональном разрезе). Лаборатория институционального анализа экономического факультета МГУ ведет исследования в данной области с 2015 года. В рамках темы «Исследование сетевых форм организации экономических систем» уделяется внимание теоретическим подходам в области создания, функционирования и развития сетевых структур, методологии исследования сетевых форм организации бизнеса, управления взаимоотношениями со стейкхолдерами, а также приложению соответствующих подходов к прикладным проблемам социально-экономического развития регионов Российской Федерации за счет использования возможностей предпринимательских и социальных сетей, кластеров, виртуальных организаций, экосистем бизнеса. В 2016 г. основной акцент был сделан на изучении форм и факторов результативности сетевого взаимодействия в туризме и гостеприимстве на российском рынке, а также на анализе сетевых аспектов государственно-частного партнерства в различных отраслях российской экономики. Основная часть НИР по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» осуществлялись в соответствии с планом работы лаборатории на 2016 год, приоритетным направлением НИР факультета «Институциональная организация экономических систем» и Приоритетными направлениями развития МГУ до 2020 года: ПНП 6 «Рациональное природопользование и устойчивое развитие регионов России»», ПНП 8 «Социальные основы и механизмы модернизации и инновационного развития России». Объектом исследования является сетевой механизм координации и сетевые формы организации. Цель работы – разработка и обоснование методологии исследования сетевых форм организации в современной экономике. В рамках темы уделяется внимание теоретическим подходам в области создания, функционирования и развития сетевых структур, методологии исследования сетевых форм организации бизнеса, управления взаимоотношениями со стейкхолдерами, маркетинга партнерских отношений, а также приложению соответствующих подходов к прикладным проблемам социально-экономического развития за счет использования возможностей предпринимательских и социальных сетей, кластеров, виртуальных организаций, экосистем бизнеса. Основываясь на полученных в 2015 году результатах НИР, среди которых основное место занимали результаты исследования сетевых взаимодействий в здравоохранении, образовании, туристическом и гостиничном бизнесе, с учетом особенностей российской институциональной среды и институциональных изменений в социальной сфере российской экономики, а также результаты по проблемам развития региональных инновационных систем, полученные в рамках международного исследовательского проекта BOAT, в2016 году НИР по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» были продолжены по следующим направлениям: - государственно-частное партнерство: сетевые аспекты устойчивого взаимодействия партнеров в условиях российской институциональной среды с учетом отраслевых и региональных особенностей; - исследование форм сетевого взаимодействия в туризме, гостеприимстве и креативных отраслях, с акцентом на специфику сетевого взаимодействия в современной России; - формирование и развитие кластеров, их влияние на устойчивое развитие регионов России. Для организации комплексного научного поиска по достижению поставленных задач, а также для обеспечения достоверности полученных в ходе НИР результатов использовалось сочетание релевантных методов и инструментов исследования.Методологической основой исследования служили метод системного анализа, метод сравнительного анализа, контент-анализ, рейтинговый анализ, статистический анализ, метод количественных исследований, методы математического анализа, а также методы приоритизации задач, мозгового штурма, дерева целей. Информационную базу НИР составлялинормативно-правовые акты, программные документы федерального и регионального уровня; статистические данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Федеральных министерств: Министерства экономического развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ; Федерального агентства по туризму и др., исследования и статистическая информация международных организаций, а также результаты исследований, содержащиеся в релевантных научных публикациях, как российских, так и зарубежных. В 2016 г.теме исследования были получены следующие новые результаты: - получены и проанализированы новые эмпирические результаты, касающиеся сетевых аспектов государственно-частного партнерства с учетом специфики российской институциональной среды. Сделаны выводы о роли государственных и муниципальных образований как стейкхолдеров региональной экосистемы бизнеса. Показано, что использование кластерного подхода позволяет задействовать потенциал образовательных учреждений и возможности малого и среднего бизнеса, обеспечит мобилизацию объединённых усилий государства и бизнеса по социально-экономическому развитию региона. Начата работа по построению системы критериев оценки результативности устойчивых сетевых взаимоотношений между участниками кластеров на территории Российской Федерации, разработка формы опросника для проведения полевого исследования.С целью подготовки эмпирического исследования проведен анализ релевантной российской и зарубежной научной литературы по проблемам формирования и развития инновационных кластеров экотехнологий и их влияния на устойчивое развитие региона. Подготовлена и подана в основной конкурс РГНФ на 2017 г. заявка по теме: «Разработка модели инновационного кластера экотехнологий для устойчивого развития региона». - разработаны предложения по развитию партнерских взаимодействий экономических агентов, занятых в туристическом, гостиничном, ресторанном, санаторно-курортном бизнесе в рамках региона. Показано, что основным участникам рынка следует делать особый акцент на выстраивание тесных связей между собой, а также с местным сообществом, муниципальными органами и с клиентами, включая как индивидуальных потребителей, так и различные предприятия и организации, которым могут предоставляться льготные условия сотрудничества по тем направлениям, которые им наиболее интересны (например, для крупных промышленных предприятий ряда регионов важна профилактика профессиональных заболеваний). При этом важно опираться на выявление характеристик «своей» целевой аудитории, обеспечить формирование предложения, соответствующего ее запросам, вовлечение целевые аудитории и выработать подходы к завоеванию их лояльности [Шерешева, 2016]. - в сотрудничестве с Поволжским технологическим университетом проведена оценка сравнительной эффективности реализации туристского потенциала и перспектив кластерного развития в туризме, на примере регионов Поволжья. Анализ с использованием статистических данных Федеральной службой государственной статистики РФ (Росстат) и Российской туристической ассоциации позволяет утверждать, что существует серьезная дифференциация регионов Приволжья по эффективности вложений в туризм и реализации туристского потенциала. Эффективность реализации потенциала выше в тех регионах, где достаточно развита сеть предприятий и организаций, обеспечивающих комплексный характер обслуживания туристов (размещение, питание, развлечения, сопутствующие услуги). Кроме того, важно наличие эффективных механизмов контроля и проработанных индикаторов ожидаемой эффективности реализации мероприятий. Необходима разработкаи применение единой системы унифицированных показателей, применение которых должно стать принципом контроля за выполнением региональных программ развития туризма[Полухина и др., 2016]. - проведен анализ влияния устойчивых сетевых взаимоотношений с клиентами на лояльность в индустрии гостеприимства. Показано, что важна оценка воспринимаемой ценности услуг, которая формируется на основе четырех основных аспектов: функционального, финансового, индивидуального, социального. С целью выявления особенностей восприятия услуг гостиниц класса люкс в России был проведен ряд глубинных интервью с экспертами рынка и предложена модель, в которой ключевые факторы, оказывающие влияние на мнение клиентов об услуге, разделены на две группы. К первой группе отнесены параметры истинной лояльности — имидж бренда, управление впечатлениями, качество услуг, квалификация персонала, атрибуты гостиничных номеров и дополнительные услуги. Ко второй - параметры ложной лояльности - цены, доступность и качество альтернативных средств размещения, удобное местоположение, специальные предложения[Шерешева, Полянская, 2016; Шерешева и др., 2016]. Лаборатория выступила организатором II Всероссийской научно-практической конференции «Владимирский тракт – дорога к новым технологиям в туризме», которая прошла 12-14 июня 2015 года во Владимирской области при поддержке Комитета по туризму администрации Владимирской области. Основная цель конференции заключалась в обмене опытом с участием экспертов и практиков туристского бизнеса и стимулировании партнерского взаимодействия в сфере локального туризма. В конференции приняли активное участие специалисты из различных вузов (МГУ имени М.В. Ломоносова, РАНХиГС при Президенте РФ, Финансового Университета при Правительстве РФ, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,РЭУ имени Г.В. Плеханова, СПБГЭУ и др.), представители 7 регионов, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Владимирской, Ярославской, Нижегородской областей, а также агротуристических компаний и предприятий сектора внутреннего туризма. В 2016 г. проведена работа по подготовке спецвыпуска зарубежного рецензируемого журнала WorldwideHospitalityandTourismThemes (WHATT). Vol. 8, № 3 (журнал индексируется в Scopus),посвященного основным тенденциям, вызовам и факторам успеха на российском рынке гостеприимства и туризма.Зав. лабораторией институционального анализа М.Ю. Шерешева выступила приглашенным редактором спецвыпуска, с участием сотрудников ЛИА подготовлены 5 статей в данный спецвыпуск. Заключение: По результатам выполненных в 2016 г. НИР могут быть сделаны следующие краткие выводы: • учитывая сохранение патерналистских настроений, характерных для значительной части населения российских регионов, а также исторически высокую роль взаимоотношений при ведении бизнеса, государственные и муниципальные образования играют особую роль в качестве стейкхолдеров региональной экосистемы бизнеса. Соответственно, они должны уделять повышенное внимание созданию благоприятных условий для развития сетей взаимоотношениймежду компаниями, а также развитию государственно-частного партнерства; • эффективность реализации туристского потенциала выше в тех российских регионах, где достаточно развита сетьпредприятий и организаций, обеспечивающих комплексный характер обслуживаниятуристов (размещение, питание, развлечения, сопутствующие услуги). Необходимы разработка эффективных механизмов контроля региональных проектов и программ на основе проработанных индикаторов ожидаемой эффективности реализации мероприятий,применение единой системы унифицированных показателей; • основным участникам регионального рынка туризма и гостеприимства следует делать особый акцент на выстраивание тесных связей между собой, с местным сообществом, местными органами власти и клиентами, включая как индивидуальных потребителей, так и различные предприятия и организации, которым могут предоставляться льготные условия сотрудничества. При этом важно опираться на выявление характеристик целевой аудитории с целью обеспечения лояльности; • устойчивые сетевые взаимоотношения с клиентами существенно влияют на лояльность в индустрии туризма и гостеприимства. Воспринимаемая ценность услуг формируется на основе четырех основных аспектов: функционального, финансового, индивидуального, социального. Для повышения лояльности потребителей в гостиничном секторе необходимо оказывать комплекс услуг требуемого уровня и качества, для чего необходимо устойчивое взаимодействие всех экономических акторов, задействованных в оказании соответствующего комплекса услуг. Все поставленные на 2016 г. исследовательские задачи полностью решены, получен ряд новых эмпирических результатов и теоретических выводов. Выполненные лабораторией институционального анализа НИР по теме «Исследование сетевых форм организации экономических систем» обладают признаками научной новизны, вносят вклад в развитие исследований повыявлению специфики сетевых форм организации в условиях российской институциональной среды. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших исследований в данной области, а также могут быть полезны при совершенствовании существующих региональных программ развития туризма, в деятельности органов государственного и муниципального управления и компаний, действующих на российском рынке.
3 1 января 2017 г.-31 декабря 2017 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа: Опубликованы статьи в журналах: «Великий Шелковый путь»: возможности сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан в сфере туризма Шерешева М.Ю. в журнале Россия и Узбекистан: история и современность, № 3 Разработка комплекса маркетинга для российских компаний АПК . Шерешева М.Ю., Кусраева О.А., Батчаев И.М. в журнале Маркетинг и маркетинговые исследования, № 3, с. 174-184 Потребительское поведение россиян возрастной категории 50+: пилотное исследование Шерешева М.Ю., Валитова Л.А., Березка С.М. в журнале Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент, издательство Высшая школа менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербург), том 16, № 2, с. 242-267 Создание ценностного предложения для потребителей 50+ с учетом их когнитивного возраста Шерешева М.Ю., Калмыкова Н.М., Валитова Л.А., Березка С.М. в журнале Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 1, с. 147-168 Институт сити-менеджеров-эффективная модель развития муниципальной экономики Каширин В.В., Сысоев А.П. в журнале Социология города, № 1, с. 42-60 Проблемы, связанные с введением в России курортного сбора с населения Сысоев А.П. в журнале Экономика и предпринимательство, № 3-1 (80-1), с. 119-124 Инициативное бюджетирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов Шульга И.Е., Беленчук А.А., Вагин В.В. в журнале Финансы, издательство Финансы (М.) № 8, с. 10-21 Опубликованы статьи в сборниках: 1. Senior tourism consumers in Russia Sheresheva M., Berezka S. всборнике22nd EBES Conference - Rome Proceedings, место издания EBES Rome, с. 369-372 2. "Российская модель лечебно-оздоровительного туризма" Баснина Т.Д.в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 20-28 DOI 3. Социальное партнерство в регионах России: проблемы и направления развития Баснина Т.Д.в сборнике Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов, место издания М.:Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, - 260 с., ISBN 978-5-906783-58-5, с. 52-84 4. Особенности дифференциации регионов Российской Федерации и изменения в формах социальной поддержки населения Вигушина Елена Павловна в сборнике Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов, место издания М.:Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, - 260 с., ISBN 978-5-906783-58-5, с. 11-51 5. Использование механизмов государственно-частного партнерства в становлении и развитии портовых особых экономических зон России Вигушина Е.П. в сборнике Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики. Под ред. А.П. Сысоева, М.С. Халикова, А.И. Усова. 516 с, серияВыпуск 4, место издания Университетская книга Москва, с. 435-466 6. Факторы эффективного развития социального туризма в регионах Российской Федерации Вигушина Е.П.в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 11-19 7. Некоторые аспекты реализации аттрактивного ресурса малых и моногородов 8. Иванова С.А. в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 50-59 9. Проблемы и современные тенденции регионального инновационного развития. Иванова С.А. в сборнике Актуальные проблемы инновационного развития экономики России: сборник научных статей / Под ред. Е.М. Осипова, А.П. Сысоева, М.С. Халикова. 362 с.: табл., ил. ISBN 978-5-91304-428-0, место издания Университетская книга, Москва, с. 179-193 10. Современные проблемы активного долголетия и повышения качества жизни поколения 50+. Иванова С.А. в сборнике сборник статей "Региональные институты развития и использования потенциала людей старшего возраста", место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, с. 19-30 11. Кооперативное поведение как фактор формирования региональных инновационных кластеров и межфирменных сетей (Устный) Авторы: Хромова Е.Д., Пахалов А.М. XXIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2017», МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 20 апреля 2017 12. Активный отдых как фактор повышения продолжительности и качества жизни людей старшего возраста Полянская Е.Е. в сборнике Региональные институты развития и использования потенциала людей старшего возраста, серия сборник статей, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, с. 49-60 13. Классификация гостиниц как составляющая оценки инвестиционного потенциала региона. Полянская Е.Е. в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 83-98 14. О проблемах становления и развития системы классификации гостиничного бизнеса в России. Полянская Е.Е. в сборнике Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 4 / Под ред. А.П. Сысоева, М.С. Халикова, А.И. Усова. – 516 с. ISBN 978-5-91304-421-1, место издания Университетская книга Москва, с. 319-348 15. Основные направления инноваций в сфере туризма. Полянская Е.Е. в сборнике Актуальные проблемы инновационного развития экономики России: сборник научных статей / Под ред. Е.М. Осипова, А.П. Сысоева, М.С. Халикова. – 362 с.: табл., ил, место издания Университетская книга г.Москва, с. 234-255 16. Анализ развития законодательства Российской Федерации, обеспечивающих права граждан пожилого возраста. Суханова Н.В. в сборнике сборник статей "Региональные институты развития и использования потенциала людей старшего возраста", место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, с. 40-48 17. Развитие туристических кластеров в Российской Федерации". Суханова Н.В. в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 67-73 18. Роль вузов в развитии кластерной политики субъектов Российской Федерации. Суханова Н.В. в сборнике Социально-экономические и правовые проблемы повышени эффективности российской экономики, серия 4, место издания Университетская книга Москва, с. 380-394 19. Выставочная деятельность как фактор успешной реализации крупных социальных проектов на базе государственно-частного партнерства Шерешева М.Ю. в сборнике АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД 2010-2016 ГГ. (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ, МНОГООТРАСЛЕВОЙ И ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ), место издания СПбГЭУ Санкт-Петербург, с. 145-156 20. Государственное регулирование корпоративной социальной ответственности на российском рынке. Шерешева М.Ю., Мишагина Е.С. в сборнике Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики. Под ред. А.П. Сысоева, М.С. Халикова, А.И. Усова. 516 с, серияВыпуск 4, место издания Университетская книга Москва, с. 214-242 21. Омниканальный подход к организации продаж в современном российском ритейле. Шерешева М.Ю., Прилепская О.А. в сборнике Актуальные проблемы инновационного развития экономики России: сборник научных статей / Под ред. Е.М. Осипова, А.П. Сысоева, М.С. Халикова. – 362 с.: табл., ил, место издания Университетская книга г.Москва, с. 270-300 22. Анализ деятельности туристско-рекреационных особых экономических зон регионального уровня (на примере Липецкой области). Сысоев А.П. в сборнике "Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ". Под ред. М. Ю. Шерешевой, серия ISBN 978-5-906783-57-8, место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, с. 59-66 23. Наукограды РФ – локомотивы инновационной экономики. Сысоев А.П., Ковальчук В.К. в сборникеВ сборнике научных статей "Актуальные проблемы инновационного развития экономики России". Под ред. Е.М. Осипова, А.П. Сысоева, М.С. Халикова, место издания Университетская книга Москва, с. 114-146 24. Пятьдесят плюс — стереотипы, которые не убеждают. Сысоев А.П. в сборнике Региональные институты развития и использования потенциала людей старшего возраста: сборник статей / под ред. д-ра экон. наук М. Ю. Шерешевой, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, с. 30-39 Если не по отдельным статьям, а в целом по сборникам, то: Опубликованы сборники: 1. «Привлечение инвестиций и развитие туризма в субъектах РФ» под ред. М. Ю. Шерешевой место издания Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, DOI ISBN 978-5-906783-57-8 2. Институциональные изменения в социальной сфере российских регионов, место издания М.:Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, - 260 с., ISBN 978-5-906783-58-5, 3. Социально-экономические и правовые проблемы повышения эффективности российской экономики. Под ред. А.П. Сысоева, М.С. Халикова, А.И. Усова. 516 с, Выпуск 4, место издания Университетская книга Москва, 4. "Региональные институты развития и использования потенциала людей старшего возраста", под ред. М. Ю. Шерешевой, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, 5. Актуальные проблемы инновационного развития экономики России: сборник научных статей / Под ред. Е.М. Осипова, А.П. Сысоева, М.С. Халикова. – 362 с.: табл., ил, место издания Университетская книга г.Москва Опубликованы тезисы докладов: 1. "Обоснованные государственные решения - определяющий фактор в становлении современного лечебно-оздоровительного туризма в России", с. 126-128 Баснина Т.Д. в сборнике Ломоносовские чтения - 2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова - 758 с г. Москва, тезисы, с. 126-128 . 2. "Роль экономической науки в формировании критериев и показателей уровня и качества жизни населения" Вигушина Е.П.в сборнике Международная научная конференция Ломоносовские чтения - 2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва, тезисы, с. 131-134 3. Senior tourism consumers in Russia Sheresheva M., Berezka S. всборнике22nd EBES Conference Program and Abstract Book, местоизданияSapienza University of Rome Rome, Italy, тезисы, с. 91-91 4. Tourism cluster development in Russia: The case of Altai region Sheresheva M., Vladimirov Y. всборнике16th International Marketing Trends Conference Proceedings, местоизданияESCP Europe Madrid, тезисы 5. Роль устойчивого партнерства городов в развитии трансграничных рынков услуг, Шерешева М.Ю. в сборнике Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования. II международная научно-практическая конференция, сборник материалов, место издания Дальневост. федерал.ун-т Владивосток, тезисы, с. 128-131 6. Устойчивое развитие экономики территорий на основе сетевого взаимодействия малых городов и районных центров , Шерешева М.Ю. в сборнике Ломоносовские чтения-2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, тезисы, с. 149-151 7. Устойчивое развитие экономики территорий на основе сетевого взаимодействия малых городов и районных центров Шерешева М.Ю. в сборнике Международнаяконфепенция Ломоносовские чтения-2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова Москва, тезисы, с. 149-151 8. Роль экономических знаний в процессе диверсификации и развития экономики моногородов Иванова С.А. в сборнике Международная научная конференция Ломоносовские чтения - 2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова г.Москва, тезисы, с. 134-136 9. Роль экономических исследований в улучшении социально-экономической ситуации в регионе. Полянская Е.Е. в сборнике Международная научная конференция Ломоносовские чтения - 2017. Секция экономических наук. Потенциал экономической науки для развития России: сборник тезисов выступлений, место издания Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова г.Москва, тезисы, с. 139-142 10. Развитие государственно-частного партнерства в социальном секторе экономики в Российской Федерации Суханова Н.В. в сборнике ЕЖЕГОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2017 СЕКЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК «Потенциал экономической науки для развития России», место издания Москва, Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, тезисы, с. 142-144 Сделаны доклады на конференциях: 1. "Обоснованные государственные решения - определяющий фактор в становлении современного лечебно-оздоровительного туризма в России" (Устный) Автор: Баснина Т.Д.Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 2. Роль гастрономического компонента в формировании ценностного предложения. (Устный) Березка С.М. Третья всероссийская научно-практическая конференция "Владимирский тракт - дорога к новым технологиям в туризме"., Владимирская область, АТК "Богдарня", Россия, 16-18 июня 2017 3. Senior Tourism Consumers in Russia (Устный) Авторы: Шерешева М.Ю., Березка С.М. 22nd EBES Conference, Sapienza University of Rome, Италия, 24-27 мая 2017 4. Особенности социально-экономического развития малых городов и сельских поселений (Устный) Автор: Вигушина Е.П. VII Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+, Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 6-8 октября 2017 5. Роль экономической науки в формировании критериев и показателей уровня и качества жизни населения (Устный) Автор: Вигушина Е.П. Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 6. Современные проблемы и тенденции социально-экономического развития малых и моногородов (Устный) Автор: Иванова С.А. VII Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+, Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 6-8 октября 2017 7. Роль экономических знаний в процессе диверсификации и развития экономики моногородов (Устный) Автор: Иванова С.А. Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 8. О включении малых городов в сетевые и брендовые туристские маршруты (Устный) Автор: Полянская Е.Е. VII Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+, Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 6-8 октября 2017 9. О роли санаторно-курортного туризма в развитии муниципальных образований. (Устный) Автор: Полянская Е.Е. Третья всероссийская научно-практическая конференция "Владимирский тракт - дорога к новым технологиям в туризме"., Владимирская область, АТК "Богдарня", Россия, 16-18 июня 2017 10. Роль экономических исследований в улучшении социально-экономической ситуации в регионе (Устный) Автор: Полянская Е.Е., Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 11. Развитие государственно- частного партнерства в социальном секторе экономики в Российской Федерации (Устный) Автор: Суханова Н.В. Ломоносовские чтения - 2017, МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 17-26 апреля 2017 12. Сетевое взаимодействие малых городов и районных центров как фактор устойчивого развития регионов РФ (Устный) Автор: Шерешева М.Ю. XII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен», Екатеринбург, Россия, 16-18 ноября 2017 13. Роль устойчивого партнерства городов в развитии трансграничных рынков услуг (Устный) Автор: Шерешева М.Ю. II Международная конференция «Трансграничные рынки товаров и услуг: проблемы исследования», Владивосток, Россия, 1-2 ноября 2017 14. Sustainable Economic Development of Small Towns: Financial Aspects (Устный) Авторы: Sheresheva M., Oborin M. GSOM Emerging Markets Conference-2017 , St. Petersburg, Россия, 5-7 октября 2017 15. Senior Tourism Consumers in Russia (Устный) Авторы: Шерешева М.Ю., Березка С.М. 22nd EBES Conference, Sapienza University of Rome, Италия, 24-27 мая 2017 16. Устойчивое развитие экономики территорий на основе сетевого взаимодействия малых городов и районных центров (Устный) Автор: Шерешева М.Ю. Потенциал экономической науки для развития России, МГУ имени М.В.Ломоносова экономический факультет, Россия, 18-20 апреля 2017 17. Роль международного сотрудничества университетов и инновационных предприятий в образовательном процессе (опыт российско-скандинавского проекта INNOVA) (Устный) Автор: Шерешева М.Ю. Современное предпринимательское образование, Университет Синергия, Россия, 6-7 апреля 2017 18. Tourism cluster development in Russia: The case of Altai region (Устный) Авторы: Sheresheva M., Vladimirov Y. 16th International Marketing Trends Conference (IMTC), Мадрид, Испания, 26-28 января 2017 УЧЕБНАЯ РАБОТА Руководство дипломными работами 2017Формирование ценностного предолжения малого инновационного предприятия (В2В сектор) Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: БобоеваНигинаАбдуджаборовна (Магистр) 2017Формирование маркетинговой стратегии банка в премиальном сегменте розничных услуг Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Агамалиев Руслан Каламтдинович (Магистр) 2017Формирование и развитие бренда малого города на примере Китая Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: ЧжанСяоин (Магистр) 2017Согласование интересов участников стратегического альянса авиакомпаний Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Трофимова Анна Олеговна (Бакалавр) 2017Ситуационные и социодемографические факторы импульсного поведения потребителей Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Сильвестрова Мария Александровна (Бакалавр) 2017Роль персонализации и массовой кастомизации в формировании лояльности потребителей к бренду Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Бурко Максим Павлович (Магистр) 2017Разработка антикризисной стратегии для туристского агентства на российском рынке Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Дианова Екатерина Юрьевна (Магистр) 2017Потребительский опыт как фактор становления бренда Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Иванова Мария Алексеевна (Магистр) 2017Перспективы цифровых технологий в индустрии развлечений Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Семенда Иван (Магистр) 2017Особенности трансфера технологий в межфирменной сети на примере нефтегазового машиностроения Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Воликов Петр Викторович (Бакалавр) 2017Особенности применения омниканального подхода к организации продаж в современном российском ритейле Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Прилепская Ольга Алексеевна (Магистр) 2017Маркетинговые коммуникации в стратегии косметического бренда на российском рынке Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Халухаева Элизабет Аслановна (Магистр) 2017Корпоративная социальная ответственность международной компании на российском рынке Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Галченко Эллина (Магистр) 2017Коммерциализация инновационного продукта на рынке неинвазивныхдиагностикумов Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Лопаткина Наталья Александровна (Магистр) 2017Ключевые факторы при выстраивании стратегий привлечения клиентов в социальных сетях Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Ахмадуллина Адель Аскаровна (Магистр) 2017Интранет как инструмент совершенствования институциональной структуры фирмы Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Пелин Александр Кириллович (Бакалавр) 2017Институциональное проектирование как инструмент развития туризма в регионах России Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Качурина София Владимировна (Бакалавр) 2017Выбор механизма координации в индустрии видеоигр Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Фролова Дарья Олеговна (Бакалавр) 2017Влияние социокультурных факторов на маркетинговые стратегии российских анимационных студий на рынке Китая Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Мурсалова Дженнет Наримовна (Магистр) 2017Адаптация медиа-стратегий брендов молочной категории в условиях экономического кризиса Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Буслакова Ольга Валентиновна (Магистр) 2017Адаптация маркетинговой стратегии компании на рынке дизайнерской одежды в условиях роста влияния потребителей как генераторов модных трендов Научный руководитель: Шерешева М.Ю. Автор: Данилина Валерия Алексеевна (Магистр)
4 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа:
5 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа:
6 1 января 2020 г.-31 декабря 2020 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа:
7 1 января 2021 г.-31 декабря 2021 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа:
8 1 января 2022 г.-31 декабря 2022 г. Исследование сетевых форм организации экономических систем
Результаты этапа:

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".