ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Работа нацелена на разработку методологии системного подхода для проектирования комплексных программ антикризисного управления неэффективными вузами для перевода их в эффективные, что предполагает: уточнение концепции системного подхода применительно к управлению неэффективными вузами; формирование понятийно-категориального аппарата антикризисного управления в сфере образования; оценку зарубежного опыта и отечественной практики управления вузами, ориентированного на результат; определение подходов к оценке деятельности вузов с позиций организационной результативности и эффективности; разработку моделей взаимодействия государства, бизнеса и общества в управлении эффективностью вузов.
Недостатки государственного стратегического планирования в сфере образования, изменение соотношения между числом государственных и частных вузов, отставание подготовки профессорско-преподавательских кадров, нехватка и несбалансированность финансирования в сфере образования, недобросовестность ряда учредителей частных вузов при отсутствии адекватной системы контроля привели к появлению неэффективных вузов и имеют экономические, социальные и общественные последствия: - ухудшается качество образования, т.к. неэффективные вузы не могут предоставить образовательные услуги, удовлетворяющие принятым требованиям государства, общества и индивидов; - увеличивается число выпускников вузов, не получивших образования, соответствующего потребностям современного общества и не работающих по специальности; - снижается престиж высшего образования благодаря увеличению его доступности за счет обучения в неэффективных вузах; - распыляются финансовые ресурсы государства из-за субсидирования системы образования в ее нынешнем виде, что приводит к недофинансированию «сильных» вузов и необоснованной поддержке «слабых», неэффективных; - наблюдается нехватка специалистов одних профессий и избыток других ввиду того, что контрольные цифры (госзадание) по подготовке выпускников доводятся вузам формально, годами не корректируются из-за малой обоснованности прогнозов потребностей в специалистах по видам деятельности, отсутствия сплошной статистики о трудоустройстве выпускников вузов, регламентов управления по результатам; - снижается транспарентность и возможность оценки деятельности вуза из-за отсутствия определения термина «эффективный (неэффективный) вуз», малой обоснованности набора базовых показателей для системной оценки эффективности вузов; - ограничиваются возможности для сравнения при выборе вуза для обучения из-за отсутствия рейтингов, построенных на прозрачных критериях. Понимание Правительством страны этих и других последствий сложившейся практики управления вузами, сохранение возможности функционирования неэффективных вузов привело к формулированию государственного задания, цель которого - разработка системного подхода к проектированию комплексных программ антикризисного управления неэффективными вузами для перевода их в эффективные. Выполнение госзадания позволило сформулировать следующие выводы и получить следующие результаты. • Проектирование комплексных программ антикризисного управления вузами предполагает уточнение ряда понятий, так как в научной, методической литературе и даже в нормативно-правовых документах прослеживается неоднозначность ряда используемых терминов, противоречивость их трактовок.
госбюджет, раздел 0110 (для тем по госзаданию) |
# | Сроки | Название |
2 | 1 января 2015 г.-31 декабря 2015 г. | 34.10. Разработка системного подхода к проектированию комплексных программ антикризисного управления неэффективными вузами для перевода их в эффективные |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".