ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Проект направлен на установление закономерностей влияния профессионального опыта на характер когнитивной обработки в процессе решения задач в условиях неограниченного и ограниченного использования временных, ментальных и функциональных ресурсов. Методом является сравнение экспертов и новичков – людей, принадлежащих к одной профессиональной группе, но находящихся на разных полюсах шкалы профессиональной компетентности. К настоящему моменту накоплено большое количество данных, которые свидетельствуют о том, что эксперты решают задачи быстрее и с меньшим количеством ошибок, используя при этом более эффективные стратегии переработки информации. Выделение и описание этих стратегий является одной из актуальных и приоритетных задач современной психологии, поскольку обоснование способов их дифференциации и оценки эффективности открывает новые возможности точной диагностики и внедрения программ развития профессиональной компетентности. Однако именно в этом направлении исследований получено множество противоречивых результатов, которые не позволяют однозначно идентифицировать параметры когнитивных стратегий и способов решения, обеспечивающих превосходство экспертов. Предлагаемый проект позволит собрать новые данные о стратегиях информационной обработки в процессе решения профессиональных задач, актуализируемых в зависимости от уровня профессионального опыта, области знаний и условий выполнения, которые помогут разрешить ряд существующих в данной области противоречий. Предполагается провести цикл экспериментальных исследований, в ходе которых эксперты и новички будут решать компьютеризированные задачи в условиях оптимального и повышенного напряжения. Планируется разработать унифицированный алгоритм создания текстовых, образных и графических задач, направленных на проверку профессиональной компетентности в разных областях знаний. Напряженные условия будут моделироваться за счет повышения сложности задач, введения временных ограничений выполнения и снижения возможностей контроля выполнения. В процессе экспериментальных сессий предполагается регистрировать основные параметры выполнения (время, количество ошибок), а также показатели глазодвигательной активности, движения компьютерной мыши и величины зрачка. Полученные данные будут интегрироваться с результатами психологических методов, таких как: субъективное шкалирование, метод размышления вслух, post hoc интервью и др. Вся совокупность данных будет подвергнута многомерным методам статистического анализа, что сделает возможным выявление архитектуры когнитивной обработки, обращения к системам знаний и использования ментальных репрезентаций в процессе решений задач экспертами и новичками. Результаты исследований будут положены в основу разработки новых дистантных технологий оценки профессиональной компетентности и поддержки обучения. Установленные закономерности планируется представить в статьях в рецензируемых журналах, входящих в российские и международные системы цитирования и в выступлениях на российских и международных конференциях.
The project aims to identify the mechanisms, describing the influence of professional experience on the nature of cognitive processing in problem-solving process. Conditions of unlimited and limited time, mental and functional resources are to be investigated. The core method includes comparison of experts and novices performance. The two groups of respondents are people belonging to one professional group, but located on different poles of professional competence scale. By now, large research data, indicating that experts solve problems faster and with fewer errors, using more efficient strategies of information processing, have accumulated. Identification and description of these strategies is one of the main and topical tasks for modern psychology. Thus, study of techniques to differentiate and estimate strategy efficiency opens new opportunities for accurate diagnosis and implementation of professional competence development programmes. However, in this field of research a lot of contradictory results have been received, which do not allow to identify clearly the parameters of cognitive strategies and solutions that ensure the superiority of experts. The proposed project will collect new data on strategies of information processing in the process of professional tasks solving, actualised depending on the level of professional experience, knowledge and conditions that will help resolve a number of existing contradictions in this field of research. It is expected to conduct a series of experimental studies, in which experts and novices are solving computerized tasks in conditions of optimal and high strain. It is planned to develop a unified algorithm to generate text, graphic and imagery tasks designed to test professional competence in different professional spheres. Intense conditions will be modelled by increasing complexity, implying time limits and reducing performance control. During experimental sessions it is expected to register the main performance parameters (time, number of errors), as well as eye movement indicators, mouse movements and pupil diameter. The obtained data will be integrated with the results of psychological methods, such as: subjective scaling, thinking aloud technique, post hoc interviews etc. The total data will be subjected to multidimensional statistical methods that will provide the ground for insights into the architecture of cognitive processing, reference to knowledge systems and the use of mental representations in problem-solving performed by experts and novices. Research results will contribute to the development of new technologies in distant competence assessment and learning support. The defined mechanisms are planned to be presented in articles in peer-reviewed journals included in the Russian and international citation systems and in presentations at Russian and international conferences as well.
В 2018 г. планируется Подготовка и публикация аналитического обзора, раскрывающего современное состояние проблемной области различий экспертов и новичков в структурах знаний и когнитивных процессах; Разработка унифицированного алгоритма создания текстовых, образных и графических задач, направленных на проверку профессиональной компетентности в разных областях знаний и использование его для создания стимульного материала для серий экспериментального исследования; Обоснование и подбор психодиагностических инструментов, которые позволят оценить общий уровень профессиональной компетентности испытуемых, подбор экспериментальных групп. Проведение пилотажных серий экспериментальных исследований, которые позволят а) получить первые данные и проанализировать особенности когнитивной обработки в зависимости от уровня и типа профессионального опыта; б) выявить наличие взаимодействия профессионального опыта и эмоциональной напряженности; в) установить отдельные зависимости между профессиональным опытом и выбором когнитивной стратегии работы с разными типами информации. Оформление результатов в виде научных статей и докладов на российских и международных научных конференциях. Всего планируется не менее 9 публикаций в рецензируемых научных журналах.
Предлагаемый проект планируется выполнить творческим коллективом сотрудников факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, общая компетентность которых позволит успешно реализовать планируемое исследование. В него объединены специалисты в области анализа когнитивных процессов, профессионального опыта и выполнения профессиональной деятельности в условиях операциональной и эмоциональной напряженности. Ранее участниками проекта были выполнены циклы исследований и получены значимые результаты в области анализа становления профессионального опыта. Также участники проекта в своих предыдущих исследованиях смогли продемонстрировать динамику изменения системы профессиональных знаний и формы их ментальной представленности по мере развития профессиональной компетентности. Полученные данные на больших группах профессионалов – врачей, учителей, архитекторов, инженеров-строителей, актеров музыкальных театрах и др. позволяют утверждать, что респонденты обладают специфичными ментальными структурами, характеризующих особенности их профессионального опыта. Было показано, что в процессе профессионального развития происходит не только накопление профессиональных знаний, но и качественная трансформация ментальных структур, которые меняют систему общих представлений человека об окружающем мире и о самом себе. Эти изменения предположительно оказывают влияние на уровень когнитивной обработки, прежде всего обеспечивая отбор релевантной информации, выделяя одни элементы в информационном потоке и игнорируя другие. Также профессиональный опыт влияет и на способы обработки, можно предположить, что преимущественная фокальная или амбъентная обработка визуальной информации связана не только с условиями задачи, но и с когнитивными умениями, которые складываются в практике профессиональной жизни. Значимым основанием для планируемого проекта является разработка новых методов и подходов к оценке уровня развития профессионального опыта.
Предполагаемая модель влияния различных аспектов лингвистического опыта на отдельные компоненты когнитивной переработки, облегчит понимание когнитивных механизмов переработки образной и вербальной информации. Построение такой модели внесет существенный вклад в понимание развития познавательной деятельности в процессе обучения, позволит лучше понять систему когнитивных компетенций, складывающуюся в ходе изучения иностранных языков. Полученные результаты внесут существенный вклад в исследуемую предметную область. Во-первых, будет раскрыта структура градуальных изменений и перестроек в системе когнитивного функционирования, которая происходит по мере овладения иностранными языками. Во-вторых, будет продемонстрировано, как меняются стратегии переработки зрительной информации в зависимости от используемой системы письменности. В-третьих, будут выявлены эффекты влияния количества изучаемых языков на возможности когнитивных систем и доступа к ментальным лексиконам. Разработка методического инструментария откроет новые возможности для будущих исследований. Предложенные рекомендации выведут конструирование обучающих платформ или «виртуальных школ» на новый уровень эффективности.
грант РФФИ |
# | Сроки | Название |
1 | 1 января 2018 г.-31 декабря 2018 г. | Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач |
Результаты этапа: В ходе выполнения проекта был 1) осуществлен концептуальный анализ научной литературы, позволяющий выявить основные направления исследований различий между экспертами и новичками в решении профессиональных задач и выдвинуть теоретические гипотезы о механизмах, стоящих за превосходством экспертов; 2) реализовано два эмпирических исследования (с участием 206 респондентов) сцелью проанализировать процесс экспертизы, и выявить разные критерии оценки достигнутых результатов и функциональных состояний в зависимости от уровня и качественных характеристик профессионального опыта; 3) проведено три лабораторных эксперимента (общее число испытуемых составило 97 человек) с использованием технологий регистрации движений глаз, целью которых было выявление когнитивных стратегий у экспертов и новичков; 4) проведено два квазиэкспериментальных исследования (с участием 177 испытуемых, среди которых были представитель разных профессиональных групп) для анализа процессов трансформации когнитивных стратегий у специалистов, обладающих разным профессиональным опытом, под влиянием возрастания эмоциональной напряженности; 5) проанализировано опосредующее влияние такой личностной характеристики как уровень осознанности на когнитивные стратегии у экспертов и новичков, для чего было проведено исследование с 74 специалистами; 6) опубликовано 12 печатных работ, среди которых 2 в журналах, индексируемых в международных базах цитирования, 1 статья в журнале списка ВАК, 7 статей в сборниках, индексируемых в РИНЦ, 2 тезисов докладов, сделанных на международных конференциях молодых ученых. Полученные данные представлены в докладах на ряде международных конференций, таких как 19th World Congress of Psychophysiology (Лукка), The XIX International Scientific Conference "Cognitive Modelling in Linguistics" (Тель-Авив), Восьмая международная конференция по когнитивной науке. Россия. Светлогорск. 18-21 октября 2018 года (Светлогорск), а также на VII Международной летней школе по культуре безопасности «Лидерство и управление для обеспечения безопасности. Культура для обеспечения безопасности» (Санкт-Петербург) и III Отраслевой научно-практической конференции "Психофизиологическое обеспечение профессиональной надежности персонала предприятий и организаций атомной отрасли" (ОАО "Росатом") (г. Москва). | ||
2 | 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. | Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач |
Результаты этапа: Выполнение проекта в 2019 г. осуществлялось в трех направлениях, намеченных на первом этапе: во-первых, были проанализированы когнитивные стратегии, обеспечивающие превосходство экспертов в решении профессиональных задач; во-вторых, сравнивалась система представлений специалистов с разным профессиональным опытом об особенностях трудовой деятельности; в-третьих, были выявлены способы и стратегии, которые используют эксперты и новички для оценок и преодоления эмоционально напряженных ситуаций. Всего было проведено 7 оригинальных эмпирических исследований с участием 547 испытуемых. Три лабораторных эксперимента с использованием технологии регистрации движений глаз были проведены с целью описания когнитивной архитектуры решения профессиональных задач экспертами и новичками. В первом из них «эксперты» и «новички» в области химии должны были идентифицировать молекулу вещества, предъявленную на экране в виде трехмерной модели. Полученные данные продемонстрировали, что эксперты быстрее и с меньшим количеством ошибок справляются с заданием, превосходя новичков и в скорости когнитивной обработки, и в выборе оптимальной стратегии распределения когнитивных усилий. Богатый профессиональный опыт способствовал более легкому переходу между разными формами репрезентации химических знаний. Было также показано, что в решении задач эксперты опираются на ментальные репрезентации и системы хранящихся знаний, тогда как новички стараются найти решение в поступающей информации. Второе исследование было направлено на изучение влияния уровня иноязычной компетентности на стратегии решения задачи обнаружения и распознавания слов в зашумленном контексте. Эксперты добивались более высоких результатов. Кроме этого полученные данные подтвердили гипотезу о «редукции когнитивной обработки» в процессе становления опыта. Однако несмотря на сокращение времени, затрачиваемого на когнитивную обработку, эксперты оказывались более успешными при подключении глубокой семантической обработки, проявляющейся в более длительных фиксациях. В третьем эксперименте профессионалы в области информатики сравнивались с любителями при решении задач поиска графических элементов на веб-страницах. Эксперты справлялись с заданием быстрее. При этом было показано, что более успешными являлись те из них, кто использовал потенциал сознательного контроля над выполнением задачи даже при высокой степени автоматизации когнитивных навыков. В четвертом и пятом корреляционных эмпирических исследованиях было показано, что профессиональный опыт меняет ментальные представления о предмете трудовой деятельности и систему стратегий совладания со сложными ситуациями в профессиональной жизни. В шестом и седьмом квазиэкспериментальных исследованиях были выявлены механизмы реагирования экспертов и новичков на эмоциогенные ситуации. В частности, были продемонстрированы трансформации стратегий решения когнитивных задач в условиях возрастания эмоциональной напряженности, характерные для экспертов и новичков. Также было установлено взаимодействие фактора профессионального опыта с уровнем осознанности при оценках ситуаций, вызывающих негативные и позитивные эмоции. Полученные результаты представлены в 10 печатных работах, среди которых 4 – в журналах, индексируемых в международных базах цитирования, 6 –в сборниках, индексируемых в РИНЦ, а также в 10 докладах на российских и международных конференциях. | ||
3 | 1 января 2020 г.-26 декабря 2020 г. | Когнитивные стратегии экспертов и новичков в оптимальных и напряженных условиях решения задач. |
Результаты этапа: |
Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".