Результаты этапа: Совместный международный проект, выполненный исследовательскими группами сотрудников лаборатории психологии труда факультета психологии МГУ (Россия) и исследовательского центра по психологии труда и организационной психологии Тилбурского университета (Нидерланды), положил начало экспериментальной разработке проблемы влияния прерываний на эффективность выполнения компьютеризованных задач по обработке текстовой информации. В серии экспериментов моделирующего типа были выявлены специфические эффекты влияния простых и сложных прерываний (краткое отвлечение vs. переключение на выполнение другой задачи), на когнитивные стратегии распределения ресурсов внимания и обработки информации в оперативной памяти с учетом цены психофизиологических затрат и динамики эмоционального состояния испытуемого. При сравнении эффектов простых и сложных прерываний обнаружены существенные различия в паттернах актуализированных внутренних ресурсов при выполнении однотипных компьютеризованных задач по редактированию текстов. В случае простых прерываний наблюдается доминирование параллельной стратегии распределения внимания при незначительном повышении уровня физиологической мобилизации и нарастания признаков дискомфорта субъективного состояния. При возникновении сложных прерываний значимо ухудшаются показатели оперативной памяти, нарастают признаки повышенной вегетативной напряженности и нарастания эмоциональной напряженности, приводящих к возникновению большого числа ошибочных действий и замедлению скорости выполнения компьютеризованных задач. Обнаруженные эффекты послужили основой для подготовки рекомендаций по оптимизации пользовательского интерфейса для решения типовых для компьютеризованной деятельности задач, направленных на подготовку специальных маркеров для выделения прерванных действий на экране монитора по ходу исполнения рабочих заданий. Подготовленный в ходе выполнения проекта экспериментальный стенд послужил основой для создания полифункциональной лабораторной базы для проведения экологически валидных экспериментов моделирующего типа, активно используемой в наших последующих работах. По результатам проекта опубликованы 1 монография, 8 статей в отечественных и международных изданиях, а также сделано 6 докладов на российских и международных конференциях и съездах. |