Мотивационно-волевая и когнитивно-стилевая регуляция деятельности наблюдателя при решении пороговых сенсорных задачНИР

Motivational-volitional and cognitive-style regulation of observer’s activity in threshold sensory tasks performance

Источник финансирования НИР

грант РФФИ

Этапы НИР

# Сроки Название
1 14 февраля 2018 г.-31 декабря 2018 г. Мотивационно-волевая и когнитивно-стилевая регуляция деятельности наблюдателя при решении пороговых сенсорных задач
Результаты этапа: Полученные результаты за 2018 год основаны как на данных эмпирического исследования, так и на углубленном теоретическом анализе классических и современных направлений в области понимания роли индивидуально-психологических особенностей в регуляции процесса решения сенсорных задач. Как важные аспекты проявления активности субъекта мы рассматриваем когнитивно-стилевые и мотивационно-волевые особенности регуляции познавательной деятельности. Проведен теоретический анализ исследований в русле когнитивно-стилевого подхода к изучению решения когнитивных задач (Залевский; Колга; Корнилова, Парамей; Лебедева; Корнилова; Скотникова; Холодная; Шкуратова; Gardner, Long; Nosal; Witkinetal., и др.) и развивающегося наряду с ним стратегиального подхода (Брунер; Бондаровская; Лебедева; Моляко; Скотникова и др.). Центральным противоречием в случае рассмотрения деятельности испытуемого при решении пороговой сенсорной задачи на различение является интрапсихический конфликт между необходимостью достижения определенных целей – эффективно различать сигналы - и количеством наличных ресурсов (Вайнер; Высоцкий; Голубинов; Shapkin и др.). Общепсихологический анализ процесса решения сенсорной задачи (или сенсорного действия) позволил заключить, что в ходе ее выполнения актуализируются высокоуровневые механизмы психической регуляции деятельности наблюдателя. Проведен анализ литературных данных по теме качественный анализ текстов самоотчетов испытуемых, описывающих свои переживания при выполнении сложных когнитивных задач (Богомолова, Стефаненко; Бусыгина; Гущин, Юсупова; Мельникова, Кричевец, Хорошилов; Krippendorf и др.). Разработана и апробирована оригинальная методика, позволяющая проводить качественный анализ проявления в самоотчетах испытуемых дополнительных сенсорных признаков как специфических чувственных образов, появляющихся в процессе выполнения пороговой задачи на различение и становящихся средствами ее решения. Разработана кодировочная схема анализа протоколов самоотчетов. Научную новизну составляет сосредоточение анализа данных психофизического исследования на качественном изучении внутренней детерминации результатов сенсорных измерений собственной активностью субъекта. Разработана батарея методик специально для реализации данного проекта. Созданы и отлажены компьютерные версии используемых в исследовании методик для диагностики когнитивных стилей «сглаживание-заострение» и «узкий-широкий диапазон эквивалентности». Проведено эмпирическое исследование, включавшее 2 этапа (в общей сложности N=196). На первом этапе исследование позволило установить соответствие стратегии решения сенсорной задачи и выбор наблюдателем конкретных средств ее выполнения, которые специфичны уровню сложности задачи и зависят от индивидуально-психологических особенностей наблюдателя, связанных с механизмами мотивационно-волевой регуляции перцептивного действия. Подробно описывается качественная специфика работы испытуемых, имеющих разные личностные диспозиции, приводятся количественные результаты межгрупповых различий (Емельянова, Гусев, 2018; Emelianova, Gusev, 2018). На втором этапе проводилось исследование роли когнитивно-стилевых особенностей (Волкова, Гусев, 2018). В качестве стимульного фактора рассматривался уровень сложности выполняемой задачи, заданный величиной межстимульной разницы (2 или 1 дБ в более простой околопороговой и более сложной пороговой задачах, соответственно), а в качестве индивидуально-психологических факторов – пять когнитивных стилей (усиление-ослабление, сглаживание-заострение, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, фокусирующий-сканирующий контроль). Установлены значимые и квази-значимые эффекты как отдельных когнитивных стилей, так и их совместного влияния. Указанные эффекты варьировали в зависимости от уровня сложности выполняемой задачи: продемонстрировано, что уровень сложности задачи как важнейшая ситуационная детерминантаее решения в ситуации высокой перцептивной неопределенности опосредует влияние индивидуально-психологических факторов на показатели сенсорного исполнения. На величину сенсорной чувствительности в пороговой задаче оказали влияние когнитивные стили «усиление-ослабление» (p=0,008) и «сглаживание-заострение» (p=0,044), а также их сочетание (p=0,042), в околопороговой задаче – только сочетание этих стилей (p=0,047). «Гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,042), а также сочетание «усиления-ослабления» и «сглаживания-заострения» влияли на величину (p=0,073) и стабильность (p=0,083) времени реакции в пороговой задаче. Субъективная уверенность в околопороговой задаче зависела от таких когнитивных стилей, как «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,081), «диапазон эквивалентности» (p=0,043); в пороговой задаче – от когнитивных стилей «фокусирующий-сканирующий контроль» (p=0,021), «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,071), «диапазон эквивалентности» (p=0,018), а также сочетания двух последних (p=0,052). Результаты первого этапа реализации проекта нашли отражение в научных публикациях (1 научной статьи в рецензируемом журнале и 2-х тезисов).
2 1 января 2019 г.-31 декабря 2019 г. Мотивационно-волевая и когнитивно-стилевая регуляция деятельности наблюдателя при решении пороговых сенсорных задач
Результаты этапа: Проведены два эмпирических исследования (в общей сложности 218 испытуемых). Первое исследование позволило установить соответствие стратегии решения сенсорной задачи и выбор наблюдателем конкретных средств ее выполнения, которые специфичны уровню сложности задачи и зависят от индивидуально-психологических особенностей наблюдателя, связанных с механизмами мотивационно-волевой регуляции перцептивного действия по различению громкости двух тональных сигналов (Емельянова, 2019; Emelianova, Gusev, 2019 (1); Emelianova, Gusev, 2019 (2). Подробно описывается качественная специфика работы испытуемых в ситуации неопределенности имеющих разные личностные диспозиции («ориентация на действие» (ОД) и «ориентация на состояние» (ОС), Kuhl), приводятся количественные результаты межгрупповых различий (для исследования и диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения»). Разработанное В.И. Моросановой понятие индивидуального стиля саморегуляции отражает типичные для личности наблюдателя способы построения и организации активности, которые устойчиво проявляются в разнообразных жизненных ситуациях при организации и управлении поведением – планирование и программирование деятельности. Для диагностики содержательных аспектов решения сенсорной задачи использован контент-анализ самоотчетов испытуемых. Обнаружены значимые эффекты межфакторного взаимодействия. Во-первых, это совместный эффект факторов «Контроль за действием» и «Планирование» (F=3,254 p=0,045), «Планирование» и «Программирование» (F=2,519 p=0,050) на показатель сенсорной чувствительности; во-вторых, совместный эффект факторов «Контроль за действием» и «Программирование» (F=4,370 p=0,017) на критерий принятия решения. Анализ межфакторного взаимодействия показал, что специфика самой задачи является тем основным моментом, который определяет характер изменения включенных в ее решение психических процессов. При решении сложной пороговой сенсорной задачи испытуемые, ориентированные на состояние с низкими и средними оценками по шкале «Планирование» демонстрировали более высокую дифференциальную слуховую чувствительность, нежели ориентированные на действие и ориентированные на состояние с высокими оценками по шкале «Планирование». Полученные результаты согласуются с предположением, выдвинутым И.А. Васильевым и Ю. Кулем о том, что сложность планов связана с типом мотивации. Было показано, что испытуемые с мотивом стремления к успеху и высокой степенью включенности в задачу, ориентацией на действие, стараются формировать как можно больше подцелей, являющихся, по их субъективному мнению, инструментальными для достижения общей цели, и принимают меньше «бесцельных» решений, чем испытуемые, с мотивом избегания неудачи, что подтверждено материалами самоотчетов. В проведенном нами исследовании также установлено, что наиболее строгий критерий при решении сложной сенсорной задачи используют ОС-испытуемые с сильно выраженной потребностью продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, детализированно и развернуто составлять программы своей деятельности (т.е. ОС-испытуемые с высокими оценками по шкале «Программирование»). И, наоборот, наименее строгий (либеральный) критерий наблюдался у ОД-испытуемых, с высоким уровнем программирования деятельности при саморегуляции (т.е. ОД-испытуемые с высокими оценками по шкале «Программирование»). Также было показано, что наименьшей дифференциальной слуховой чувствительностью (по сравнению с остальными группами испытуемых) обладают наблюдатели с высоко развитой способностью осознанного программирования действий и низким уровнем планирования при саморегуляции (т.е. высокими оценками по шкале «Программирование» и низкими по шкале «Планирование»). По сравнению с ними более высокой чувствительностью обладают испытуемые со средним уровнем развития программирования и низким уровнем планирования сенсорных действий (средними оценками по шкале «Програмирование» и низкими оценками по шкале «Планирование»). Согласно литературным данным, различия в планировании (шкала «Планирование») связаны с разной активностью субъекта в выдвижении целей, их принятии и удержании. Особенности программирования (шкала «Программирование») – это, прежде всего, продумывание предстоящих исполнительских действий, в нашем случае, сенсорных действий, необходимых для достижения поставленной цели. Нами показано, что средства достижения цели и способы детализации исполнительских действий могут быть индивидуально своеобразны, в зависимости от того, принадлежат ли наблюдатели к группам ОД- или ОС- испытуемых, а также от того, какие устойчивые индивидуальные особенности программирования и планирования им свойственны и в какой степени они способны соотносить программы перцептивного действия с его объективными условиями. Во втором исследовании проводилось изучение роли когнитивно-стилевых особенностей (Volkova, Gusev 2019; Skotnikova, Gusev, 2019). В качестве стимульного (объектного) фактора рассматривался уровень сложности выполняемой задачи, заданный величиной межстимульной разницы (2 или 1 дБ в более простой околопороговой и более сложной пороговой задачах, соответственно), а в качестве индивидуально-психологических факторов – пять когнитивных стилей (усиление-ослабление, сглаживание-заострение, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, фокусирующий-сканирующий контроль). Установлены значимые и квази-значимые эффекты (0,05<p<0,1) как отдельных когнитивных стилей, так и их совместного влияния. Последнее составляет значительную научную новизну. Указанные эффекты варьировали в зависимости от уровня сложности выполняемой сенсорной задачи: продемонстрировано, что уровень сложности задачи как важнейшая ситуационная детерминанта решения в ситуации высокой перцептивной неопределенности опосредует влияние индивидуально-психологических факторов на показатели сенсорного исполнения. Результаты второго этапа реализации проекта (2019 г.) нашли отражение в пяти научных публикациях.

Прикрепленные к НИР результаты

Для прикрепления результата сначала выберете тип результата (статьи, книги, ...). После чего введите несколько символов в поле поиска прикрепляемого результата, затем выберете один из предложенных и нажмите кнопку "Добавить".

Прикрепленные файлы


Имя Описание Имя файла Размер Добавлен
1. Volkova_Gusev.docx Volkova_Gusev.docx 111,0 КБ 22 марта 2019 [Svetlana_Emelianova]