ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в выявлении механизмов и принципов формирования и реализации внешнеполитической стратегии США в ЧР. Для её достижения были поставлены следующие задачи: - показать роль ЧР в глобальной геостратегии США; - рассмотреть концептуальный уровень обеспечения внешнеполитической стратегии США в ЧР; - на основе анализа базового внешнеполитического документа – «Стратегии национальной безопасности США» - охарактеризовать особенности доктринального оформления глобальной и региональной внешнеполитической стратегии; - выявить особенности функционирования внешнеполитического механизма США в реализации черноморского измерения внешнеполитического курса США; - показать формы институционализации внешней политики США в отношении ЧР; - охарактеризовать особенности внешней политики США в отношении Украины в ЧР. Объектом исследования является внешняя политика США. Предметом исследования является внешнеполитическая стратегия США в ЧР. Методы исследования. Политика США в ЧР рассмотрена в рамках реалистической парадигмы. Её ключевыми принципами являются положения о зависимости реальных явлений и процессов в сфере политики, как и общества в целом, от объективных закономерностей, глубоко укорененных в человеческой сущности, которая не меняется с давних времен; отождествления интереса и силы; нестабильности интереса и его изменения в зависимости от условий и конкретной ситуации; неиспользовании морали в её абстрактном понимании для характеристики действий государств в сфере международных отношений; неотождествлении морали отдельной нации с универсальными моральными законами; автономности внешней политики, как и политики в целом, от всех других сфер международных отношений. Исследование проведено на основе геополитического подхода. Геополитика может быть определена как дисциплина, отражающая объективную зависимость субъекта международных отношений от совокупности материальных факторов, позволяющих этому субъекту осуществлять контроль над пространством. В качестве субъектов выступают политические институты, в первую очередь государства и союзы государств, и геополитика изучает их основы, возможности, механизмы и формы контроля над пространством. Геополитический подход требует учета всех факторов в межгосударственном взаимодействии, прежде всего географических, экономических, военных, демографических, политических, культурно-религиозных, этнических. Согласно геополитическому подходу, «каждое государство, выступая в качестве субъекта на международной арене, стремится к увеличению своей мощи за счет реализации основных компонентов собственной силы: экономической, технологической, военной и культурной. Это стремление реализуется в различных формах, носит перманентный характер и направлено на достижение геополитического могущества, обеспечение доступа к эксплуатации природных богатств, достижению национальных и религиозных целей, обеспечению безопасности. Важнейшее значение в этом стремлении к могуществу играет конфигурация географической среды, в которой развивается то или иное государство, и само понятие «геополитика» в своем методологическом значении отражает взаимосвязь между пространством и государством. В этой борьбе за контроль над пространством осуществляется процесс постоянной модернизации и диверсификации способов и методов его осуществления, основным вектором которого является движение от использования «жесткой силы» (военный компонент, прямой контроль над территорией и т.д.) к все большему применению «мягкой силы» (экономический, культурный, информационный компоненты и т.д.)». При этом, одним из фундаментальных положений, характеризующих современную систему международных отношений, является то, что «по своей глубинной сути, которой является борьба государств за преимущества, контекст классической геополитики в её критической версии остается неизменным. Откинув территориальный экспансионизм, она в политико-прикладном смысле сохраняет ядро геополитики, которым является обеспечение доминирования». «Важнейшей геополитической категорией является геостратегия, характеризующая деятельность государства на международной арене, направленную на создание, поддержание и увеличение своего могущества за счет обладания наиболее благоприятным пространственным положением, которое достигается с помощью военных и невоенных средств. Геостратегия государства предполагает следующие императивы: учет собственного географического положения, его соотнесение с геополитическими возможностями других центров силы; выделение ключевых и второстепенных стран и регионов, влияние в которых или контроль над которыми способствуют укреплению национальной безопасности; анализ показателей, характеризующих геополитическое положение этих стран или регионов; определение иерархии средств и методов воздействия для достижения поставленных целей. В соотношении с другими понятиями, характеризующими деятельность государства во взаимоотношении с «внешней средой», геостратегия, интегрируя в себе военную и политическую стратегию, составляет фундаментальную основу внешней политики». Это положение позволяет рассматривать внешнюю политику США в ЧР как часть геостратегии США в Евразии, основы которой были заложены Х. Маккиндером, А. Мэхеном, Н. Спикменом. Таким образом, геополитика, являясь также и методом современного политического анализа, позволяет «проанализировать событие вне контекста его сопровождающей дипломатической, идеологической и гуманитарной риторики. Необходимо холодно ответить на вопросы: Кто чего хочет? От кого? Как? Почему?». Применение этого метода позволило установить роль Черноморского региона во внешней политике США и направленность этой политики – вовлечение государств в американский глобальный проект. Наряду с геополитическим, в качестве базового в диссертационном исследовании применен системный подход, суть которого заключается в рассмотрении любой сферы общественной жизни, науки, в частности геополитики, как целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через входы и выходы системы. При этом под «системой» понимается не спонтанное множество единичных явлений, а взаимосвязанная совокупность субъектов международных отношений, объединенных причинно-следственными связями. В рамках этого подхода политика США в ЧР рассматривается в качестве самостоятельной системы, формирующейся под влиянием внутриполитических и внешнеполитических факторов. Решение этой задачи было сопряжено с использованием и диалектического подхода, заключающегося в восприятии международных отношений как динамической системы, которая находится в состоянии движения и развития, обусловленном их внутренними противоречиями, в постоянной смене форм и типов. В работе был использован деятельностный метод, который направлен на анализ геополитической картины в динамике, рассматривает её как специфического вида живую и овеществленную деятельность, как циклический процесс, имеющий различные стадии или этапы. Его применение позволило выделить этапы вовлеченности США в ЧР. В исследовании использовался структурно-функциональный анализ, рассматривающий общество, государство, союз государств как систему, обладающую сложной структурой, каждый элемент которой выполняет специфические функции, удовлетворяющие определенные потребности и ожидания системы. Он позволил рассмотреть внешнеполитическую стратегию США в ЧР как результат деятельности внешнеполитического механизма, представляющего собой не только формальную структуру выработки и осуществления решений, но и находящихся за его пределами соперничающих групп мнений, отдельных лидеров, внешнеполитических экспертов, общественного мнения; выделить во внешнеполитической стратегии США в ЧР стадии концептуализации, формализации и реализации и проанализировать взаимодействие звеньев внешнеполитического механизма на уровне доктринального оформления. Институциональный метод, ориентирующий на изучение деятельности институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, дал возможность увидеть роль ключевых звеньев внешнеполитического механизма США – администрации, а в её рамках государственного департамента, Конгресса, политических партий, неправительственных организаций - в формировании и реализации внешней политики США в ЧР. Положения бихевиористской теории, раскрывающие личностную мотивацию при разработке научных концепций или принятии решений, позволили определить роль в формировании и реализации политики США в ЧР таких исследователей и государственных деятелей, как Зб. Бжезинский, М. Олбрайт, П. Вулфовиц, Р. Чейни, Д. Рамсфелд, Х. Клинтон. Сравнительный метод, предполагающий сопоставление однотипных явлений для выделения их общих черт и специфики, позволил проанализировать Стратегии национальной безопасности США 1987 – 2010 гг., сравнить цели и задачи, средства и методы осуществления внешнеполитической стратегии США и на основе этого выделить этапы эволюции политики США в ЧР. Нормативно-ценностный метод, подразумевающий выяснение значения тех или иных фактов, явлений для государства, личности, оценку этих фактов или явлений для блага страны, индивида, позволил, в частности, выявить большое влияние, которое на внешнеполитические подходы США в отношении ЧР оказывает зависимость ЕС от энергоресурсов Центральной Азии и Каспийского региона. Использование нормативно-ценностного было сопряжено с применением функционального метода, требующего тщательное изучение зависимостей между различными сферами общественной жизни или отношениями между странами или группой стран: их экономическими, политическими отношениями, уровнями военных контактов или противостояния, что позволило выявить зависимость между потребностями ЕС, РФ, Китая в энергоресурсах с ролью ЧР в энергетической политики США по установлению доминирования в Евразии. Первичная фактологическая информация, на которой были основаны теоретические построения диссертационного исследования, была представлена с помощью политико-описательного метода реферирования документальных источников. Метод политической экспертизы, под которым понимается опрос специалистов (экспертов) с целью получения от них вторичной информации об исследуемом объекте, позволил использовать оценки аналитиков ТНУ имени В.И.Вернадского; Института США и Канады РАН, ИМЭМО РАН, ИМЭМО НАН Украины; Российского института стратегических исследований, МГУ имени М.В. Ломоносова, и т.д. Представленный набор методов позволил проанализировать процесс формирования и реализации геостратегии США на трех уровнях: теоретико-концептуальном, доктринальном и практико-политическом, что дает возможность выявить долговременные тенденции развития геостратегии и прогнозировать ее ориентиры в будущем. Научная новизна полученных результатов связана с тем, что: впервые: - проведен системный анализ всех утвержденных к сегодняшнему дню редакций Стратегии национальной безопасности США, что позволило рассмотреть эволюцию американских подходов в ЧР и охарактеризовать современный этап её развития; - комплексно раскрыта роль государственного департамента США в формировании и реализации политики в Причерноморье в 1993-2012 гг., что позволило проследить процессы институционализации политики США в ЧР через механизмы исполнительной власти, ЕС и НАТО, других международных и региональных организаций; - комплексно раскрыта роль НАТО и ЕС в реализации инициатив США в Причерноморье и США, позволившее установить, что на сегодняшний день самым крупным американским проектом, реализуемым через механизмы ЕС, является «Южный коридор», механизмы НАТО – создание системы противоракетной обороны; - раскрыто неформальное участие США в разработке реализуемых в настоящее время инициатив ЕС «Черноморская синергия», «Восточное партнерство», «Южный коридор» как инструменентов для реализации проектов в энергетической сфере с целью поддержания фрагментации геополитического пространства Евразии; - выявлена и раскрыта ключевая роль американского «мозгового центра» республиканской ориентации Германский Фонд Маршалла (ГФМ) в восприятии американским экспертным сообществом, внешнеполитическом механизме США и на трансатлантическом уровне идеи о ключевой роли ЧР в обеспечении евроатлантической безопасности и необходимости выработки единого скоординированного регионального подхода в отношении этой части Евразии. Усовершенствовано: - изучение подходов американских исследователей Причерноморья, что позволило уточнить цель и процесс разработки концепции «Большой Черноморский регион» в 2003-2004 гг., охарактеризовать современное состояние концептуализации внешней политики США в ЧР; - исследование институционализации изучения ЧР в политико-академическом сообществе США, что позволило расширить представление о центрах и программах, создаваемых в США для изучения государств ЧР; направлениях научно-исследовательской деятельности; формах актуализации роли ЧР в обеспечения евроатлантической безопасности и необходимости выработки в отношении его единого скоординированного подхода; - представление о проблеме внутриполитической борьбы в США по вопросам выработки и реализации курса в ЧР, что позволило выявить и раскрыть личностный характер формирования и имплементации в доктринальные нормы подходов в отношении Причерноморья и Южного Кавказа; установить, что борьба разворачивается вокруг средств и методов реализации стратегии при сохранении преемственности относительно её цели и задач. Получило дальнейшее развитие: - представления о роли ЧР в глобальной геостратегии США, что позволило выделить доминирующий фактор определения роли ЧР для США: роль региона в качестве ключевого звена в маршруте транспортировки энергоносителей из Центральной Азии и Каспия в Европу, создание которого рассматривается в качестве эффективного метода вовлечения государств постсоветского пространства в сферу влияния США, средства вовлечения ЕС в проведение активного внешнеполитического курса в этой части Евразии, метода оказания определенного влияния на позиции РФ, ЕС, Турции, Китая; - исследование роли неправительственных организаций в реализации внешнеполитического курса США, что позволило рассматривать их деятельность в качестве средства по реализации программ развития регионального взаимодействия; коммуникационного механизма для взаимодействия правительства США с представителями частного бизнеса с целью реализации проектов в энергетической сфере и с представителями академического сообщества и правительственных кругов государств ЧР для имплементации в их подходы американских идей; - изучение особенностей реализации внешней политики США в отношении Украины, позволившее выделить и раскрыть приоритеты, реализуемые администрацией Б. Обамы в рамках американо-украинского взаимодействия, показать их преемственность внешнеполитическим подходам предшествующих администраций. Практическое значение полученных результатов заключается в развитии геополитических исследований в их региональном измерении; в том, что результаты могут быть использованы в ходе совершенствования концепции национальной безопасности Украины для оценки угроз и возможностей на направлении реализации «южного вектора» внешней политики; в возможном использовании материалов работы для политико-аналитической и управленческой деятельности государственных институтов в сфере обеспечения национальной безопасности; обеспечения развития Украины и её южных регионов, в частности, Крыма. Основные положения и выводы могут быть использованы в преподавании по направлениям «Политология», «История», «Международные отношения». Апробация результатов диссертации. Основные положения и выводы диссертации были использованы для подготовки докладов и сообщений на 16 отечественных и международных научных конференциях. Публикации. Основные идеи диссертационного исследования были представлены автором в виде 10 публикаций, 5 из которых размещены в специализированных изданиях Украины по политическим наукам. Структура работы отражает логику исследования, обусловлена решением поставленных задач и включает введение, три раздела, выводы и приложения. Полный объем диссертации 269 страниц, в том числе 24 приложения на 24 страницах и список использованных источников из 318 наименований на 42 страницах.