ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Актуальность темы диссертационного исследования. Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), по данным ВОЗ, занимают первое место в мире по распространенности, инвалидизации и уровню преждевременной смертности. Практическая актуальность исследования определяется: необходимостью разработки на основании полученных в диссертационном исследовании результатов, технологий оказания психологической помощи пациентам с ССЗ и риском эмоциональной дезадаптации, а также здоровым лицам, находящимся в стрессовых ситуациях; необходимостью использования результатов исследования для создания диагностических программ, направленных на выявление лиц с нарушениями регуляции эмоций (РЭ) и риском эмоциональной дезадаптации; необходимостью разработки и практической реализации теоретически обоснованных комплексных клинико-психологических профилактических программ для детей и взрослых с минимальными морфофункциональными нарушениями сердечно-сосудистой системы и риском эмоциональной дезадаптации. Теоретическая актуальность исследования определяется: необходимостью разработки интерпретационной модели, позволяющей на основе единого методологического основания интегрировать эмпирически установленные факты, полученные в рамках различных исследовательских программ по изучению РЭ, и определить основные компоненты системы РЭ в их системном взаимодействии; необходимостью изучения роли знаково-символического опосредствования эмоций и личностной рефлексии в РЭ в норме и при ССЗ, что важно для понимания психологического содержания РЭ как системного процесса; необходимостью изучения межгрупповых и внутригрупповых различий в иерархической представленности компонентов системы РЭ в группах больных с пролапсом митрального клапана (ПМК) и эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ), в сравнении со здоровыми лицами; необходимостью выявления связи между особенностями РЭ и клинической симптоматикой при ПМК и ЭАГ; открывающимися возможностями расширения сферы применения базовых теоретических положений культурно-деятельностного подхода Выготского-Леонтьева и методологии синдромного анализа Выготского-Лурии: обращение к изучению проблемы РЭ в норме и патологии и обсуждение возможного вклада расстройств РЭ в формирование клинической симптоматики при ССЗ. Цель исследования: изучение РЭ у пациентов с ПМК, больных эссенциальной артериальной гипертензией и у здоровых лиц; построение концептуальной модели регуляции эмоций в норме и при обозначенных формах сердечно-сосудистой патологии. Задачи исследования. 1. Выполнить теоретико-методологический анализ исследований РЭ в норме и при таких формах сердечно-сосудистой патологии, как ПМК и ЭАГ. 2. На основании результатов теоретико-методологического анализа исследований РЭ в норме и патологии разработать концептуальную модель РЭ. 3. Разработать и апробировать методический комплекс для системного исследования РЭ в норме и при выбранных для исследования формах сердечно-сосудистой патологии. Обосновать специфику диагностических процедур, обработки и содержательной интерпретации полученных результатов. 4. Провести клинико-психологическое исследование РЭ у пациентов с ПМК, больных ЭАГ (и с «гипертонией на рабочем месте» в том числе), в сравнении со здоровыми лицами. 5. Описать характер межгрупповых и внутригрупповых различий в функционировании компонентов и механизмов системы РЭ в группах пациентов с ПМК, больных ЭАГ и здоровых лиц в эмоциогенных ситуациях. Обосновать диагностическую и прогностическую ценность этих различий. 6. Обосновать систему диагностических мероприятий, способствующих выявлению среди пациентов с ССЗ «группы риска» утяжеления клинической симптоматики по оцениваемым параметрам РЭ, и систему оказания им психологической помощи. Научная новизна и теоретическая значимость исследования. На основе базовых теоретических положений культурно-деятельностного подхода впервые разработана модель РЭ, позволяющая на основе единого методологического основания интегрировать эмпирически установленные факты, полученные в рамках различных исследовательских программ по изучению РЭ и обсуждать возможный вклад расстройств РЭ в становление клинической симптоматики при ССЗ. Выделены основные уровни в РЭ: психологический и физиологический, а в составе психологического уровня, в свою очередь, - мотивационно-смысловой и операционально-технический уровни, с определением их функциональной нагрузки в РЭ у больных ССЗ изученных групп, в сравнении со здоровыми лицами. Доказано, что выбор стратегий РЭ как больными ССЗ, так и здоровыми лицами обусловлен мотивацией и актуальным эмоциональным состоянием субъекта. Доказано, что рефлексия и знаково-символическое опосредствование эмоций могут рассматриваться в качестве значимых психологических механизмов РЭ. Впервые проведено междисциплинарное сравнительное исследование РЭ в норме и у пациентов с ССЗ, в клинической картине которых особое место занимают трудности регуляции эмоций: при гипертонической болезни и ПМК. Показано, что система РЭ у пациентов с ПМК и ЭАГ, при наличии всех названных выше компонентов, отличается от системы РЭ здоровых лиц: наличием выраженного конфликта мотивов «стремление к успеху» и «избегание неудачи» и дефицитом личностной рефлексии; ограничениями в использовании ресурса имеющихся стратегий РЭ, связанными с искажениями в знаково-символическом опосредствовании и с недостаточным уровнем личностной рефлексии. Разработана эмпирически аргументированная и построенная на основе интеграции различных уровней рефлексии и опосредствования авторская типология стратегий РЭ, используемых пациентами с ССЗ и здоровыми лицами при разрешении эмоционально значимых ситуаций. Анализ использования пациентами с ССЗ и здоровыми лицами различных стратегий РЭ показал динамичность иерархии компонентов системы РЭ, обусловленную наличием/отсутствием у субъекта состояния эмоциональной напряженности (ЭН), а также изменением характера опосредствования при интенсификации личностной рефлексии. Доказано, что наличие устойчивого состояния ЭН выступает в качестве одного из важнейших психологических условий утяжеления клинических проявлений при ПМК и «гипертонии на рабочем месте». Самостоятельное теоретическое значение имеют данные о возрастании частоты использования более сложных с точки зрения знаково-символического опосредствования и более продуктивных стратегий РЭ для достижения эффекта РЭ в условиях, требующих активизации рефлексивных процессов. Практическая значимость исследования. Выявленные особенности РЭ у пациентов с ПМК и больных ЭАГ, их связь с возникновением состояния ЭН и их вклад в становление клинических проявлений при ПМК и при «гипертонии на рабочем месте», дают основания для формулировки требований и разработки программ проведения профилактической и психотерапевтической работы с пациентами с ССЗ изученных групп. В случае выявления у пациентов с ПМК и ЭАГ описанных в исследовании особенностей РЭ, целесообразно рекомендовать психологическое консультирование и прохождение психотерапии, которые должны иметь мотивационную направленность и включать стимуляцию личностной рефлексии и демонстрацию доступности им стратегий РЭ, сложных с точки зрения знаково-символического опосредствования и эффективных с точки зрения оптимизации своего эмоционального состояния. Разработанный и апробированный методический комплекс может быть рекомендован и уже используется при решении задач оценки эмоционально-личностных особенностей пациентов с различными заболеваниями и здоровых лиц; для определения групп лиц, нуждающихся в оказании психологической помощи по показателям функционирования системы РЭ; для выявления среди больных с соматическими заболеваниями пациентов, составляющих «группу риска» развития многообразной клинической симптоматики по психологическим показателям; при определении стратегии и конкретных «мишеней» психотерапевтического вмешательства, а также для оценки эффективности психотерапии и медикаментозного лечения. 2. КОДЫ ГРНТИ: 15.81.61. – Медицинская психология. 15.21.41. – Психические процессы и состояния. 15.21.25. – Биологическое и социальное в психике. 15.21.31. – Психика и сознание. 15.21.45. – Психология деятельности и поведения. Психология мотивации. 3. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Регуляция эмоций, стратегии регуляции эмоций, сердечно-сосудистые заболевания, пролапс митрального клапана, уровень притязаний, мотивация достижения, личностная рефлексия, знаково-символическое опосредствование, эссенциальная артериальная гипертензия, «гипертония на рабочем месте».