ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения и библиографии. Положения, выносимые на защиту: • Возникновение коммуникативных сигналов в природе (и, со¬ответственно, на этапе, предшествующем человеческому языку) не требует участия творческого начала, индивидуальной креативности и даже наличия сознания. Тем самым, накопление коммуникативных сигналов у гоминид, приведшее в итоге к появлению человеческого языка, может быть объяснено на основании существующих в природе закономерностей без необходимости введения излишних сущностей. • Те свойства человеческого языка, которые отличают его от всех известных на сегодняшний день коммуникативных систем дру¬гих видов, выводимы из свойства достраиваемости (т.е. того, что для овладения языком нет необходимости выучивать его наи¬зусть — те элементы коммуникативной системы, которые не были предъявлены индивиду, могут быть им достроены на основе применения известных ему моделей к тем элементам, которые он уже знает). Тем самым, достраиваемость является, с эволюционной точки зрения, ключевым ароморфозом глоттогенеза. • Человеческий язык является закономерным следствием эволюционного пути развития, основанного главным образом на поведенческом, а не анатомо-физиологическом способе адапта¬ции и реализованного у приматов, ведущих групповой образ жизни. Поскольку для эффективного поведения необходимо, чтобы максимальное количество релевантных деталей окружа¬ющего мира могло быть учтено особью, при этом групповой образ жизни даёт возможность пользоваться не только своими собственными наблюдениями, но и наблюдениями сородичей, формируются сигналы, позволяющие членам группы обмени¬ваться такого рада наблюдениями. • Человеческий язык формировался как коммуникативная систе¬ма, предназначенная в первую очередь для комментирования того, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы делать наблюдения одной особи достоянием всей группы, и, соответственно, создавать базу для наиболее эффективного поведения. Некоторые следы ориентированности коммуникатив¬ной системы на комментирование сохраняются в человеческом языке до настоящего времени. • Стремление к учёту всё большего количества деталей окружающего мира порождает постепенное увеличение коли¬чества сигналов в коммуникативной системе, и вследствие этого в какой-то момент количество сигналов начинает превышать возможности памяти, что ведёт к развитию достраиваемости коммуникативной системы. • Основной когнитивной предпосылкой к формированию челове¬ческого языка является стремление к поиску структуры и обоб¬щению закономерностей, а также желание пользоваться комму¬никативной системой, обладающей свойствами, характерными для человеческого языка. • Развитие языка и развитие мозга взаимообусловливали друг друга, тем самым, следует рассматривать развитие языка и развитие мозга как коэволюционный процес. • Развитие языка и орудийная деятельность были связаны поло¬жительной обратной связью и также могут быть рассмотрены как коэволюционный процесс. • Из анатомических характеристик, доступных наблюдению при изучении ископаемых останков гоминид, наибольшее значение для звучащей речи имеют форма подъязычной кости, форма слуховых косточек, ширина позвоночного канала и размер лобных долей (определяемый по эндокрану). • Членораздельная звучащая речь не является модификацией зву¬ковой коммуникации приматов, а представляет собой продукт формирования нового, коркового механизма управления звуком. • Большую роль в глоттогенезе играл такой эволюционный механизм, как эффект Болдуина. • Возникновение человеческого языка (как и любой другой коммуникативной системы) может быть объяснено в рамках концепции «эгоистичного гена». • В процессе глоттогенеза можно выделить следующие этапы: отбор на эффективность коммуникации приводит к активному использованию неврождённых, создаваемых по ходу дела сигна¬лов, преимущество получают группы, члены которых склонны запоминать сигналы; частое использование одних и тех же сигналов приводит к утрате их иконичности; в сигналах выделяются дифференциальные признаки; возникает возможность строить новые знаки на основе уже имеющихся; возникают пары знаков, похожих по форме и по смыслу; появляется возможность строить знаки, используя соотношения с другими знаками по образцу уже имеющихся (свойство достраиваемости); количество знаков и возможных сообщений становится потенциально бесконечным; появляется возможность комбинировать сигналы в рамках одной реплики; возникает грамматика как средство упорядочить сигналы как парадигматически, так и синтагматически.