![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Диссертация изложене на 165 страницах, состоит из введения, обзора литературы, 2-й главы, содержащей описание материала и методов исследования, пяти глав, посвященных результатам собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Диссертация включает 49 рисунков и 55 таблиц. Список литературы содержит 156 источников, из них 114 на русском языке и 42 иностранных. В главе 3 приведен статистический анализ гониометрических показателей. Самая большая из выборок (786 школьниц г. Архангельск) была проверена на нормальность распределения непосредственно измеренных гониометрических признаков. Положительный результат этой проверки позволил применять к материалам диссертации методы параметрической статистики. Исследование взаимосвязи между вышеупомянутыми признаками показало отсутствие корреляции между ними (исключая 2 показателя, относящихся к положению таза. Это указывает на возможность формирования разнообразных типов осанки с различными комбинациями выраженности лордозов и кифозов. В главе 4 проведено исследование возрастных, половых и этно-территориальных различий в осанке у детей и подростков 7-17 лет. Показано что с возрастом уменьшается шейный лордоз, усиливается грудной кифоз и поясничный лордоз, а угол наклона таза изменяется мало. Половые различия проявляются наиболее отчетливо с наступлением пубертатного периода: у мальчиков больше выражена сутулость в грудном отделе позвоночника; у девочек сильнее выражен поясничный изгиб. Этнические различия заключаются в более выпрямленной осанке калмычек по сравнению с русскими школьницами Архангельска. По сравнению с данными В.А. Гамбурцева (1973) у современных школьников грудной кифоз и поясничный лордоз выражены сильнее. В главе 5 проанализированы показатели осанки у молодых мужчин и женщин 18-25 лет. Установлено, что формирование осанки завершается к 20 годам. Половые различия, проявившиеся в пубертатном периоде достигают максимума; у женщин наклон таза к вертикали меньше, чем у мужчин. У женщин выявлены некоторые конституциональные различия в осанке, но они не всегда достоверны. У мужчин таких различий не выявлено. Автор предполагает, что недостаточна численность конституциональных групп. В мужской выборке прослежена зависимость осанки от характера двигательной деятельности – у спортсменов изгибы позвоночника более выражены. Этнические различия в осанке, проявившиеся у школьниц сохраняются и у взрослых женщин. На одной из выборок этого возраста проведен факторный анализ совокупности антропометрических и гониометрических признаков и показано, что угловые признаки имеют независимую от классических антропометрических показателей изменчивость и, следовательно, самостоятельное дифференцирующее значение. В главе 6. проведено сравнение методов гониометрии и цифровой плантографии и показано преимущество для массовых обследований гониометрического метода. В главе 7 изучено состояние осанки у взрослых женщин 34-60 лет. Все участницы эксперимента посещали фитнес-клуб и занимались по программе Пилатес, ориентированной на улучшение осанки. Измерения проводились несколько раз в течение одного года. Результаты измерений свидетельствуют о том, что изменить осанку в зрелом возрасте достаточно сложно. По сравнению с результатами В.А. Гамбурцева у современных женщин меньше выражена сутулость в верхнегрудном отделе позвоночника, но значительно углублен поясничный изгиб. Диссертация завершается заключением и 8 выводами, которые соответствуют поставленным задачам и достаточно полно отражают содержание работы. Диссертация Е.М.Ивановой написана хорошим литературным языком. Ее результаты изложены в 7 публикациях, 3 из которых размещены в рекомендованных ВАК РФ рецензируемых журналах (2 отечественных и одном зарубежном). Использование результатов и выводов работы. На основе результатов диссертации могут быть разработаны оценочные таблицы гониометрических параметров осанки для изученных возрастно-половых и этно-территориальных групп. Выводы работы могут быть использованы при чтении лекций по возрастной антропологии (ауксологии) для биологов, педагогов, особенно специализирующихся по физическому воспитанию и адаптивной физической культуре, а также по анатомии опорно-двигательного аппарата на курсах повышения квалификации тренеров по фитнесу, инструкторов тренажерных залов и специалистов по лечебной физической культуре.