![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Цель исследования – определить основные тенденции в использовании общественного финансирования (краудфандинга) как инструмента реализации проектов в фотожурналистике и выявить характеристики, значимые для реализации фотожурналистских проектов, финансируемых посредством рассматриваемого нами инструмента. Актуальность темы исследования. Будучи неотъемлемой частью системы современных медиа, фотожурналистика сталкивается сегодня с новыми вызовами. Прежде всего, речь идет о влиянии на профессию цифровых технологий, кардинально изменивших технику и технологии фотосъемки, систему распространения фотографии, способы подготовки и публикации снимков в СМИ. Благодаря современным технологическим инновациям, сегодня перед фотожурналистами открываются огромные возможности. В то же время активное привлечение средствами массовой информации фотографического контента, произведенного пользователями, сокращение штата профессиональных фотожурналистов и фотослужб в целом, проводимые многими СМИ, переход к работе с фрилансерами или информационными агентствами, исчезновение бумажных версий изданий как площадки для публикации фотожурналистских материалов, фиксируемое рядом экспертов снижение стоимости труда фотожурналиста актуализирует вопрос о перспективах развития фотожурналистики как профессиональной сферы деятельности и ее будущего. Учитывая социальную значимость фотожурналистики, вынужденной сталкиваться сегодня с новыми вызовами, обусловленными прежде всего цифровизацией медиапространства, особенно актуальным становится решение проблемы финансирования деятельности фотожурналиста. В этом контексте исследование общественного финансирования (краудфандинга) как инструмента привлечения средств на реализацию фотожурналистских проектов – или даже как способа выживания профессии в современных реалиях – представляется особенно актуальным. Объектом стали подходы к использованию общественного финансирования (краудфандинга) для финансирования фотожурналистики, а предметом – характеристики и тенденции использования краудфандинга как инструмента финансирования фотожурналистики. Методы. Эмпирическую базу исследования представляется логичным поделить на несколько групп. В первую группу вошли данные контент-анализа страниц с информацией о 407 кампаниях по сбору средств на проекты по фотожурналистике, проведенных на таких платформах Kickstarter, работающей во многих странах мира; Planeta.ru, ориентированной на российский рынок; Emphasis, специализированной на фотожурналистике; IHECS, являющейся примером университетской платформы, созданной прежде всего в образовательных целях. Фиксировалось более 30 различных параметров, включая информацию о цели сбора средств, деталях планируемого проекта, сроках его реализации, авторе кампании, видах вознаграждения, сроках проведения сбора средств, демонстрационные материалы, а также дополнительную информацию, направленную на получение требуемой суммы денежных средств для финансирования заявленного проекта и др. Ко второй группе отнесены статистические данные, полученные как с самих онлайн-платформ, так и со специализированных сервисов, занимающихся сбором и анализом статистики, таких как Statista, Biggercake, Kicktraq и др. Эти данные нужны прежде всего для получения более детальной информации о ходе финансирования каждой отдельной кампании – в частности, о динамике сбора денежных средств, об изменении количества новых доноров и так далее. К третьей группе относятся данные контент-анализа публикаций в СМИ, сделанных преимущественно на русском и английском языках в 2009-2021 гг. – с момента возникновения краудфандинга в современном понимании в 2009 г. и до настоящего времени. Для анализа мы выбирали материалы изданий, в своих публикациях уделяющих внимание экономической проблематике: «Ведомости», «Коммерсант», «Форбс», The Guardian, New York Times, Time и др. Четвертую группу составила информация, полученная в рамках проведенных нами заочных опросов 143 профессиональных фотожурналистов и фотографов и трех экспертных интервью: с фотожурналистом С.В. Кивриным, с фотожурналистом, преподавателем факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.А. Трубниковым, преподавателями Института высших исследований социальных коммуникаций (IHECS) Л. Пома и Т. Марио. Теоретические и практические результаты и их новизна. Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основании сформированной эмпирической базы нами были выявлены значимые характеристики и механизмы функционирования краудфандинга при финансировании проектов по фотожурналистике. Практическое значение результатов исследования может быть обосновано тем, что выявленные характеристики функционирования общественного финансирования (краудфандинга) в фотожурналистике могут служить руководством для использования в практике профессиональных фотожурналистов. Проведённое научное исследование и выводы также могут быть использованы для преподавания дисциплин, связанных с экономикой и способами реализации профессиональной деятельности фотожурналистов. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором впервые затронуты аспекты особенностей восприятия краудфандинга как инструмента финансирования деятельности фотожурналиста представителями профессионального фотожурналистского сообщества и особенности взаимодействия фотожурналистов-авторов и пользователей-доноров кампаний по сбору средств, которые ранее не попадали в фокус внимания исследователей. Также были определены ключевые характеристики как различных краудфандинговых платформ, так и реализуемых на их базе проектов по фотожурналистике, что позволило сделать выводы о краудфандинге как эффективном инструменте финансирования, востребованном в современных условиях. Степень и эффективность внедрения. Материалы диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, 2019), «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2020), «Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2020), Международная научно-практическая конференция «Фотожурналистика: история и актуальные проблемы современности» (Москва, 2021), «Журналистика в 2021 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2022), «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия». Международная научно-практическая конференция (Москва, 2023). Ключевые положения диссертационной работы были использованы при разработке учебных программ: «Экономические основы фотожурналистики» и «Стратегии продвижения авторских фотопроектов». Основные положения диссертации отражены в пяти статьях. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index, четыре статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского государственного университета. Область применения. Результаты исследования могут представлять интерес, как для научного сообщества, так и для профессионалов, занимающихся фотожурналистикой. Материалы исследования могут быть использованы для разработки учебно-методических комплексов для дисциплин высшего образования, связанных с актуализацией форм и способов работы и реализации собственных фотопроектов фотожурналистами.