ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В торая половина 80-х годов в СССР характеризо-валась стремлением к реформированию эконо-мических и политических отношений и восста-новлением демократических институтов в обществе, в том числе и в системе высшего образования. Однако обострившиеся кризисные явления в социально-экономической и политической сферах не замедлили отразиться и на системе высшего образования. Распад СССР еще больше углубил кризисные явления в культу-ре и системе образования в новообразованных государствах. Экономический кризис, охвативший все страны на постсоветском пространстве, в том числе Республику Таджикистан, рост безработицы и социально-психологические потрясения для основной части населения, вынужденной включаться в новые социально-экономические отношения без какой-либо существенной поддержки государства, обострили негативные тенденции в сфере образования. Республика Таджикистан не только не стала исключением из общего потока разрушительных тенденций на всем постсоветском пространстве – наоборот, гражданская война и затянувшийся на несколько лет межтаджикский конфликт обострили кризисные явления в системе образования, в том числе высшего, до угрожающего предела. Высшие учебные заведения лишены сегодня ка-кой-либо надежной государственной поддержки, отличаются крайне неблагополучной финансовой и материально-технической обеспеченностью, острой нехваткой учебно-методического материала и профессорско-преподавательского состава, т.е. отсутствием всех составляющих нормального учебно-воспитательного процесса. Достигнув государственной независимости в сентябре 1999 г., Таджикистан выбрал свой путь развития. Приняв Конституцию в 1994 г. и приступив к созданию светского, демократического и правового государства, Таджикистан смог встать на путь социально-экономических реформ. За последние годы система высшего образования Республики Таджикистан претерпела ощутимые перемены – увеличилось количество вузов, включая региональные, приём студентов, появился частный сектор в системе высшего образования, расширился спектр предлагаемых специальностей, появились новые возможности для саморазвития высших учебных заведений. На фоне происходящих перемен в системе высшего образования возникают вопросы, главными из которых являются: – качество предлагаемого профессионального образования; – эффективность управления высшим образованием; – конкурентоспособность высшего профессионального образования на мировом рынке; – степень обеспеченности высших учебных заведений профессиональными кадрами; – эффективность и прозрачность использования средств, поступающих из внебюджетных источни-ков. Таким образом, несмотря на предпринятые конкретные шаги правительством Республики Таджикистан, система высшего образования страны переживает трудные времена. Осознавая важность принятых документов, включая Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», следует констатировать, что за годы независимости большее внимание было уделено системе среднего образования как основе всей системы образования. Деятельность различных международных организаций и инвесторов тоже была направлена прежде всего на решение проблем, стоящих перед системой среднего образования. Между тем, коренные политические, экономические и социальные перемены, произошедшие после приобретения независимости Республикой Таджикистан, не оста-вили в стороне и систему высшего образования. Перед страной встали важнейшие проблемы в сфере подготовки кадров для национальной экономики. Основные из них следующие. 1. Сохранение нормальной функциональной деятельности существующих вузов в условиях резкого сокращения государственного финансирования Распад единой централизованной и финансово обеспеченной системы высшего образования, с одной стороны, и политический, экономический и социальный кризис – с другой, привели к значительному сокращению государственных ассигнований в системе высшего образования. Эта ситуация требовала принятия срочных мер по обеспечению функциональной деятельности суще-ствующих вузов страны по подготовке необходимых специалистов с высшим образова-нием. 2. Создание законодательной базы с учетом новых экономических отношений Как известно, вся система образования в бывшем Советском Союзе, в том числе и система высшего образования, имела единую и общую законодательную основу. В новых условиях необходимо было создать независимую национальную законодательную основу с учетом перехода на рыночную экономику, национальных особенностей, государственного интереса и социальной запущенности сотрудников сферы образования. Эта проблема также включала создание государственных стандартов высшего образования. 3. Расширение сети вузов и специальностей с учетом политики подготовки кадров по необходимым специальностям В плане подготовки кадров появились две дополнительные проблемы. Первая возникла в результате прекращения подготовки кадров в центральных вузах (России и других крупных вузах бывшего СССР) по отсутствующим в таджикских вузах специальностям. Вторая возникла вследствие появления новых экономических отношений, необходимости создания новых государственных структур, служб и институтов. 4. Обеспечение вузов соответствующими кадрами Финансовая необеспеченность, низкий экономический и социальный уровень жизни привели к оттоку многочисленных квалифицированных кадров из системы об-разования и трудности в привлечении молодых, способных и талантливых специалистов на работу в вузы. 5. Поиск дополнительных источников финансирования Поскольку практически все существующие проблемы были связаны с недостаточным финансированием, необходимо было найти и законодательно закрепить новые дополнительные источники финансирования, позволяющие обеспечить дееспособность высших учебных заве-дений. 6. Проблемы повышения уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава Прекращение переподготовки кадров в центральных научных центрах требовало создания национальной базы по повышению квалификации преподавателей вузов. С этой проблемой также связана проблема создания новых специализированных советов по защите диссертаций и налаживания международных отно-шений в этой области. 7. Проблемы качества образования Необходимость подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в соответствии с современными мировыми стандартами. 8. Социальная защита преподавателей и студентов Ослаблена система социальной защиты профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Разрушение инфраструктуры вузов, дороговизна жизни стали причиной сокращения поступления студентов в вузы из отдаленных районов страны. 9. Материально-техническая база вузов Создание дополнительных студенческих мест, открытие новых специальностей, внедрение новых технологий обучения и многое другое требуют создания соответствующей материально-технической базы вузов, без которой невозможно улучшение качества подготовки специалистов. 10. Учебные программы, учебно-методическая база Переход на новые методы обучения, реализация Закона Республики Таджикистан «О языке», политический и идеологический пересмотр подготовки кадров неразрывно связаны с пересмотром учебных программ и усо-вершенствованием учебно-методической базы вузов, которые должны решаться прежде всего внутренними источниками. Координация и систематизация разработки и издания учебников. 11. Развитие международных связей Вхождение Республики Таджикистан в мировое сообщество, подписание международных конвенций и актов, интеграция в системе образования, взаимообмен студентами и научными кадрами, признание адекватности дипломов и многие другие вопросы, связанные с системой подготовки кадров в вузах, открыли путь к широкому международному сотрудничеству, которое необходимо всесторонне развивать. 12. Коррупция в системе вузов Низкий уровень жизни, неэффективность и несовершенность механизмов управления высшим образованием привели к развитию коррупции в системе, о которой неоднократно говорилось как в официальных выступлениях Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова, так и в средствах массовой информации. Перечисленные проблемы, существующие в системе высшего образования, этим не ограничиваются. Существуют еще проблемы специфического характера внутри каждого вида и каждой сферы республики. По нашему мнению, стоящие перед высшим образованием проблемы и необходимость гармоничного развития системы с учётом происходящих в мире процессов глобализации и интеграции систем образования, расширения подвижности специалистов в масштабе мирового рынка труда требуют проведения научно-аналитических исследований, направленных на изучение сложившейся ситуации, определение основных проблем, проведение сравнительного анализа и разработку рекомендаций для их решения.