ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В кандидатской диссертации В. А. Ковпика «Стилевые особенности скоморошин (к проблеме жанрового определения)» исследованы основные особенности поэтики и стиля скоморошин, их сюжетно-композиционное строение, решается вопрос об их жанровой специфике. Скоморошины впервые изучены целостно и системно, на основе классических и современных записей, и их общность определяется через своеобразие поэтики и стиля, чем и обосновывается актуальность и научная новизна работы на фоне современных исследований скоморошества как историко-культурного феномена, в которых сами устно-поэтические произведения занимают подчиненное положение. В работе автор руководствуется трудами исследователей смехового мира Древней Руси, русского фольклора, Средневековья. В. А. Ковпик видит в скоморошинах межжанровую (или даже межродовую) общефольклорную форму («втягивающую» в свою орбиту и некоторые жанры средневековой словесности), обладающую четко выраженной стилистической доминантой пародийности. Пародия при этом, как и в древнерусской литературе, направлена не на осмеяние исходного текста или жанра, а служит самостоятельным средством создания комического эффекта. Пародия пронизывает все уровни текста скоморошин — сюжетный, систему персонажей, предметно-вещный мир, уровень языка. Стилистические средства скоморошин — ирония, оксюморон, комические гиперболы, сравнения и эпитеты — возникают и существуют как вторичная «надстройка» стилистики «серьезных» жанров, получающих пародийные параллели в среде скоморошин. Таким образом идеальная картина художественного мира, создаваемая большинством жанров фольклора, за счет «скоморошьего» стиля подчеркнуто остраняется и разрушается — возникает шутовской антимир фольклора, служащий пародией на идеал. Материалом для создания такой пародии служат зачастую устойчивые места и стилистические средства «серьезных» фольклорных жанров, еще внутри текстов которых и начинается этот процесс комического остранения реальности. Специфической чертой, объединяющей пародийный стиль скоморошин и древнерусской литературы, является также и балагурство — основанное на созвучии слов построение фразы, своего рода пустословие, искажающее и обессмысливающее высказывание. Смысл подобного приема может быть понят, если учесть, что обычно создаваемый в произведениях фольклора художественный мир упорядочен и является представлением народного идеала мироустройства и отношений людей; построение этого художественного мира в фольклорных текстах, разрастание картин нормативной действительности происходит по принципу ассоциативности. Здесь же эта норма намеренно разрушается — к ассоциативному ряду рифма «прилепляет» понятие, ничего общего с предыдущими не имеющее. В. А. Ковпик убедительно показывает, что смеховой мир фольклора (в т. ч. и пародии-скоморошины) создавался не только профессиональными скоморохами, но и сказочниками-балагурами, и дрýжками в свадебном обряде, и каликами перехожими, и людьми духовного звания, и другими носителями фольклорной традиции; поэтому и термин «скоморошина» трактуется им как условный, характеризующий специфику самих текстов, а не утверждающий принадлежность их к творениям скоморохов. В диссертации систематизирован значительный фольклорный материал в тесной связи с его социальной и культурной историей, выявлены и обоснованы черты жанрового своеобразия скоморошин как художественных произведений. Исследуются взаимосвязи скоморошин с другими жанрами русского фольклора — прозаическим и песенным эпосом, обрядовыми и необрядовыми лирическими песнями, а также с древнерусской литературой. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в основных и специальных учебных курсах по фольклору и фольклористике, истории, культурологии, при написании работ, посвященных смеховому миру русской культуры.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Автореферат | Avtoreferat1.doc | 144,0 КБ | 30 марта 2016 | |
2. | Заключение организации, где была выполнена работа | VYPISKA_OB_OBSUSHD.KAND.DIS.DOC | 33,0 КБ | 30 марта 2016 | |
3. | Отзыв научного руководителя/консультанта | Otzyiv_Kulaginoj.doc | 21,5 КБ | 30 марта 2016 |