ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Исследование «Использование социальных медиа глухими и слабослышащими людьми в России» проведено с целью выявить особенности использования социальных медиа как источника информации и как средства коммуникации глухими и слабослышащими людьми в России. Актуальность темы исследования. Мультимедийность и интерактивность цифровых платформ позволяют предположить, что социальные медиа могут способствовать участию глухих и слабослышащих людей в процессах, связанных с получением, обменом и распространением информации, облегчать выстраивание социальных связей, межличностной и групповой коммуникации, способствовать расширению социальных контактов и социальной инклюзии. Однако данных о том, в какой мере потенциал социальных медиа реализуется в случае с глухими и слабослышащими людьми, практически нет. Вопрос об использовании социальных медиа глухими и слабослышащими людьми заслуживает внимания также в контексте цифрового неравенства. Здесь на первый план выходит проблема адаптации информационных сообщений, размещаемых в группах, сообществах, а также на отдельных страницах (в том числе относящихся к официальным СМИ) в социальных медиа. Этот аспект имеет непосредственную связь с правами глухих и слабослышащих людей на доступ к информации. Отсутствие возможности получать актуальную и достоверную (в том числе экстренную) информацию как через официальные источники информации, так и через социальные медиа может негативно сказываться на жизни, здоровье и безопасности граждан Российской Федерации. Глухие и слабослышащие пользователи социальных медиа являются самостоятельными субъектами коммуникации и могут быть объектом внимания исследователя в контексте изучения процессов потребления и восприятия информации. Иными словами, глухие и слабослышащие люди – это не только особая социальная группа, но и особая аудитория социальных медиа, поэтому услышать мнение данной социальной группы, оценить представленность ее интересов − важная задача для медиаисследователей. В российском обществе продолжают существовать стереотипы в отношении глухих и слабослышащих людей, и обусловлены они, прежде всего, низкой информированностью россиян об особенностях жизни и деятельности глухих людей. Вопрос о том, сталкиваются ли представители исследуемого сообщества с недоброжелательным отношением слышащих пользователей в социальных медиа, также остается неизученным. Исследование этого вопроса актуально потому, что установленная в социальных медиа коммуникация (как между отдельными людьми, так и между социальными группами) может в дальнейшем выходить за пределы виртуального пространства (в офлайн). Исследование особенностей использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми позволит приблизиться к ответам на вопросы о том, способствуют ли социальные медиа включению глухих и слабослышащих людей в процессы получения информации и распространения информации, помогают ли они устанавливать новые связи, выстраивать межличностную и групповую коммуникацию, решать различные проблемы социального характера. Объект исследования − использование глухими и слабослышащими людьми социальных медиа как источника информации и как средства коммуникации. Эмпирическим объектом стали практики глухих и слабослышащих людей, связанные с использованием социальных медиа для получения информации и общения, а также онлайн-сообщества для глухих и слабослышащих людей в социальных медиа. Предмет исследования − особенности коммуникации и потребления контента в социальных медиа глухими и слабослышащими людьми в России. Методология и методы исследования. Исследование выполнено в рамках качественной методологии. В основу данного исследования положена исследовательская стратегия grounded theory (обоснованная теория), предназначенная для построения теории на основе сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных. Главным результатом стало построение концептуальной модели, учитывающей особенности коммуникации с участием глухих и слабослышащих людей и использования ими социальных медиа, а также формулирование ряда гипотез, описывающих эти процессы. Были использованы такие методы сбора эмпирических данных, как фокусированное интервью, полуформализованный опрос информантов из исследуемой группы и заполнение ими дневников. Был проведен анализ онлайн-сообществ, пользующихся популярностью у глухих и слабослышащих людей. Для валидации результатов был использован метод экспертной триангуляции: составленную нами на основе обобщения эмпирических данных таблицу утверждений (ключевых положений) мы предложили нескольким экспертам, которые должны были оценить, в какой степени они согласны с каждым утверждением. В процессе сбора информации использовались также элементы наблюдения, общения с экспертами, анализа документов. Методы анализа и интерпретации собранных эмпирических данных включали в себя такие процедуры, как поиск «кодов» («смыслов»), объединение их в категории (категоризация), установление связей между ними и формирование «карты смыслов» (картирование). На каждом из этапов применялись следующие техники и исследовательские приемы: ведение записей (фиксация на бумаге, в отдельных случаях – использование диктофона), возвращение к информантам с уточняющими вопросами, анализ и сопоставление полученных сведений с той информацией, что была получена на предыдущем этапе. Теоретическое значение работы. Было впервые описано использование социальных медиа как источника информации (в том числе новостной) для глухих и слабослышащих людей, а также обозначены проблемы использования социальных медиа глухими и слабослышащими людьми в России. Автором предложены две теоретические модели (первая составлена с опорой на русский язык, вторая – с опорой на русский жестовый язык), описывающие процесс коммуникации, участниками которой являются слышащий и глухой/слабослышащий человек. Модели применимы как к общению, протекающему в реальной жизни, так и к общению в социальных медиа. Обе модели учитывают наличие основных барьеров коммуникации. Разработана авторская методика, которая позволила продемонстрировать эффективность применения качественной методологии и стратегии grounded theory для изучения особенностей коммуникации и медиапотребления нетипичных (особенных) групп и аудиторий медиа. Практическое значение работы. Работа содержит рекомендации, которые могут быть полезны тем, кто создает тексты о глухих и слабослышащих людях или вступает в коммуникацию с участием глухих или слабослышащих людей. Полученные результаты могут быть использованы SMM-специалистами, заинтересованными в адаптации контента для различных групп пользователей. Степень и эффективность внедрения. Результаты диссертационного исследования были апробированы на научных конференциях: Международная конференция «Interaction. Integration. Inclusion» (Международная лаборатория исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, г. Москва, 2020 г.); The 12th International Media Readings in Moscow «Mass Media and Communications 2020» (Двенадцатые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации-2020», факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, 2020 г.); Международная научно-практическая конференция «Межкультурное пространство жестовых языков: перевод, коммуникация, исследования» (Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, 2019 г.); The 10th International Media Readings in Moscow «Mass Media and Communications-2018» (Десятые международные научные чтения «СМИ и массовые коммуникации-2018»), г. Москва, 2018 г.; 17-я международная конференция «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (г. Санкт-Петербург, 2018 г.). Основные положения диссертации отражены в четырех статьях. Две статьи опубликованы в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index, две статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского государственного университета. Область применения. Глухие и слабослышащие люди могут входить в число пользователей тех или иных услуг, они могут быть потенциальными клиентами компаний, на них могут ориентироваться различные культурные учреждения, поэтому данное исследование может представлять интерес для тех государственных и частных корпораций, которые в своих стратегиях развития уделяют внимание вопросам разнообразия и доступности услуг, в том числе контента, размещаемого в социальных медиа.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Заключение диссертационного совета по диссертации | Zaklyuchenie_Dissoveta_Shamsutdinova_Yu.F._10.06.22_0NpNn3T… | 318,0 КБ | 19 сентября 2022 | |
2. | Сведения о научном руководителе | Svedeniya_o_nauchnom_rukovoditele_Poluehtova_I.A..pdf | 432,0 КБ | 29 апреля 2022 | |
3. | Сведения о научном руководителе | Svedeniya_o_nauchnom_rukovoditele_Lukina_M.M..pdf | 424,6 КБ | 29 апреля 2022 | |
4. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Byikov_I.A..pdf | 3,3 МБ | 1 июня 2022 | |
5. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Frolova_T.I..pdf | 2,2 МБ | 1 июня 2022 | |
6. | Полный текст диссертации | Dissertatsiya_Shamsutdinova_Yu.F..pdf | 2,5 МБ | 29 апреля 2022 | |
7. | Отзыв научного руководителя/консультанта | Otzyiv_nauchnogo_rukovoditelya__Lukina_M.M..pdf | 1,8 МБ | 29 апреля 2022 | |
8. | Автореферат | Avtoreferat_Shamsutdinova_Yu.F..pdf | 804,0 КБ | 29 апреля 2022 | |
9. | Отзыв на автореферат | Dop.otzyiv_na_avtoref_Shesterkina_L.P..pdf | 1,6 МБ | 1 июня 2022 | |
10. | Отзыв на автореферат | Dop.otzyiv_na_avtoref_Solnyishkina_M.G..pdf | 2,4 МБ | 3 июня 2022 | |
11. | Заключение диссертационного совета по диссертации | Zaklyuchenie_Dissoveta_Shamsutdinova_Yu.F._10.06.22.pdf | 318,0 КБ | 22 июня 2022 | |
12. | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | Svedeniya_ob_ofitsialnyih_opponentah.pdf | 1,2 МБ | 29 апреля 2022 | |
13. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Naberushkina_E.K..pdf | 4,1 МБ | 1 июня 2022 | |
14. | Решение дисс.совета о приеме/отказе к защите | Protokol11_Priem_k_zaschite_29.04.22.pdf | 342,6 КБ | 29 апреля 2022 | |
15. | Отзыв научного руководителя/консультанта | Otzyiv_nauchnogo_rukovoditelya_Poluehtova_I.A..pdf | 1,6 МБ | 29 апреля 2022 |