ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Актуальность исследования Выступление Варлаама Калабрийского со своими сочинениями в первой трети XIV столетия вызвало лавинообразно нарастающую реакцию богословов, не останавливающуюся и в наши дни. Столкновение Варлаама со святителем Григорием Паламой спровоцировало осмысление и фиксацию духовной традиции афонского исихазма и привело к торжественному соборному признанию этой традиции – последнему значимому факту церковной истории в угасающей Империи. По мнению ряда исследователей, это последнее деяние Византии и содержит в себе ядро отличия восточного христианства от западного. Парадокс истории богословия состоит в том, что оно почти всегда развивалось в ответ на ту или иную ересь. Поэтому еретикам принадлежит важная заслуга быть той неоднородностью в пространстве богословской мысли, вокруг которой как бы конденсируется, материально фиксируется православное богословие. Фигура Варлаама, уроженца Италии, оказалась удобной эмблемой для всего чуждого византийскому богословию. Собирательный образ «италийского зверя», который постепенно сформировался во второй трети XIV века, стал апофатическим базисом для продуктивной работы православных авторов. Через необходимость отрицания себя этот образ уже много послужил православию, которое в условиях экономического и политического кризиса в Империи нуждалось в действительно значительном поводе для публичного выражения. Однако с течением времени общая картина перестала отвечать нуждам богословия. Не имея доступа к оригинальным текстам свт. Григория и Варлаама, русская религиозно-философская мысль пользовалась терминами «варлаамизм» и «паламизм» как отвлеченными концептами, лишенными своего исторического содержания, что только затемняло содержание дискуссии. Так, например, выдвигались взаимные обвинения в «варлаамизме» со стороны М.Д. Муретова и С.В. Троицкого, занимавших противоположные позиции по вопросу имяславия . И если восстановлению истинного содержания понятия «паламизм» и лежащего в его основании учения свт. Григория Паламы посвящено значительное число исследований, то в отношении «варлаамизма» и Варлаама эта работа ещё не была проведена. В наше время, когда богословие исихазма заняло свое почетное место в пространстве православной теологии, есть возможность рассмотреть феномен Варлаама более подробно, в отрыве от феномена «варлаамизма». Многие православные авторы высоко оценивали вклад Варлаама в богословскую сокровищницу, обнаружено прямое влияние его идей на некоторых сторонников свт. Григория Паламы. За последние 20 лет европейскими и американскими учеными были подготовлены издания почти всех ключевых работ Варлаама, но при этом до сих пор не появилось ни одного исследования, анализирующего в богословской перспективе его творчество в целом. Таким образом, в настоящее время задача реконструкции богословской системы Варлаама оказывается и актуальной, и осуществимой.