ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Прямую трансляцию защиты можно посмотреть, пройдя по ссылке http://www.journ.msu.ru/science/tv. Вопросы диссертанту можно отправлять на почтовый ящик sovet10.02@rambler.ru. Исследование «Трансформация нарративных приемов в мультимедийных эурналистских проектах» проведено с целью выявить, как преобразуются повествовательные структуры в поликодовом пространстве медиатекста и какие нарративные возможности дают мультимедийные элементы в журналистском материале, насколько их использование помогает описать действительность и рассказать историю. Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией к доминированию в медиа визуального цифрового контента: пользователи «сканируют» большую часть веб-страниц, пропуская блоки сплошного текста и задерживая внимание на визуально насыщенных объектах. Некоторые эксперты считают, что содержание в одном материале нескольких типов визуального контента – наиболее эффективная стратегия привлечения и удержания аудитории. Журналистские материалы соответствуют этой тенденции, и их форматы продолжают изменяться в цифровом пространстве. На это накладывается и другая тенденция – использование сторителлинга для эффективного объяснения сложных концептов, включения воображения реципиента и его эмоциональное вовлечение в события, ситуации, системы взаимоотношений. В цифровой журналистике растет доля мультимедийных историй, в некоторых редакциях такие проекты появляются регулярно. Трансформация особенностей подачи медиатекстов приводит к изменению восприятия их содержания аудиторией. Этим определяется необходимость изучения роли технологий в развитии нарративной техники описания действительности для понимания функционирования различных семиотических элементов при решении повествовательных задач. Объектом исследования является «мультимедийный нарратив» – повествовательная коммуникативная техника, в которой посредством интеграции разных мультимедийных элементов рассказывается история. В качестве эмпирических объектов рассматриваются 30 мультимедийных проектов, выпущенных в период с 2014 по 2019 год. Этот период обусловлен тем, что мультимедийное повествование в журналистике уже прошло начальный этап (с момента выхода «Snowfall» в 2012 году), на котором сформировались принципы создания подобных материалов, появились премии в области цифрового нарратива и многие редакции стали выпускать мультимедийные проекты регулярно. Из исследуемых материалов 15 взяты из российских изданий, 15 – из англоязычных (США, Великобритания и др.): такой отбор нам видится уместным ввиду разности в подходе к созданию мультимедийных журналистских проектов, культурном и языковом коде. Рассмотрение примеров из разных языковых сред позволит взглянуть на вопрос существования нарратива в мультимедийных проектах шире и понять, каково влияние вербальной составляющей в мультимедийных произведениях, связано ли оно с особенностями разных языковых пространств. Отбор проектов обусловлен следующими критериями: признание материалов журналистским сообществом как качественных – победы и номинации в премиях, участие в фестивалях и т.д.; соответствие журналистским принципам выбора темы и методам ее реализации; наличие повествовательных (нарративных) приемов; наличие комплекса мультимедийных элементов, визуальность, интерактивность и целостность. Предмет исследования – изменения нарративных приемов в мультимедийных журналистских проектах относительно традиционного вербального повествования. Методология и методы исследования. Основой теоретического исследования стал анализ работ российских и зарубежных исследователей, монографий, научных сборников и статей, диссертаций, систематизация, обобщение, сравнение, классификация данных. В исследовании эмпирических объектов ключевыми методами стали нарративный анализ и контент-анализ. В ходе нарративного анализа интерпретируется использование мультимедийных элементов в журналистских проектах, описывается их роль в повествовании. Каждый журналистский материал рассматривается на предмет наличия и особенностей проявления в нем 7 нарративных категорий: рассказчик, предмет, сюжет, время, пространство, персонажи, конфликт. Единицами контент-анализа являются следующие семиотические элементы: текст, фотографии, видео, иллюстрации, анимации, аудио, инфографика, карты, таймланы, выносные цитаты. Теоретическое значение работы состоит в концептуализации понятия мультимедийный журналистский нарратив, в выработке оригинального методологического подхода к изучению этого явления. Работа развивает и углубляет имеющиеся научные знания о мультимедийной журналистике и нарративной технике описания действительности. Исследование связывает традицию (повествовательные структуры) с инновацией (мультимедийный формат), в работе анализируется актуальное функционирование нарративных единиц в мультимедийных журналистских проектах российских и зарубежных медиа. Практическое значение работы. Исследование может быть полезно для выбора оптимальных семиотических элементов и их сочетания для решения той или иной повествовательной задачи при создании мультимедийных журналистских проектов. Результаты работы могут быть использованы в образовательном процессе, научной и учебной деятельности преподавателей и студентов, в системе подготовки и переподготовки журналистских кадров, в работе конвергентных редакций, при освоении индивидуальных программ профессионального развития журналистов. Степень и эффективность внедрения. Результаты данной работы были представлены на научно-практических конференциях: «Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия» (тезисы «Первые пять лет мультимедийного сторрителлинга: тенденции и специфика»), «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы» (тезисы «Публичная нарративность как демократизация медийного акта»), «Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия» (тезисы «Мультимедийный нарратив как пересечение новой журналистики и новых медиа»). По теме диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ. Одна статья опубликована в издании, входящем в базы Scopus и Web of Science Emerging Sources Citation Index. Четыре статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ и входящих в Дополнительный список рецензируемых научных изданий, утвержденный решением Ученого совета Московского университета. Область применения. Материалы диссертации, результаты и выводы могут быть использованы как в практической журналистике для более эффективного выбора инструментов при создании мультимедийных проектов, так и в учебных программах, курсах и семинарах на кафедрах, готовящих журналистов для развития профессиональных компетенций.
№ | Имя | Описание | Имя файла | Размер | Добавлен |
---|---|---|---|---|---|
1. | Заключение диссертационного совета по диссертации | Zaklyuchenie_Dissoveta_Kachanov_D.G._19.11.2021.pdf | 267,5 КБ | 24 ноября 2021 | |
2. | Сведения о научном руководителе | Svedeniya_o_nauchnom_rukovoditele_Kulchitskaya_D.Yu.pdf | 470,6 КБ | 9 октября 2021 | |
3. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Samartsev_O.R..pdf | 3,2 МБ | 16 ноября 2021 | |
4. | Решение дисс.совета о приеме/отказе к защите | Protokol14_o_prinyatii_k_zaschite_08.10.2021.pdf | 353,6 КБ | 9 октября 2021 | |
5. | Сведения об официальных оппонентах, включая публикации | Svedeniya_ob_ofitsialnyih_opponentah.pdf | 1,1 МБ | 21 октября 2021 | |
6. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Shesterkina_L.P..pdf | 926,0 КБ | 16 ноября 2021 | |
7. | Отзыв научного руководителя/консультанта | Otzyiv_nauch.rukovoditelya_Kulchitskaya_D.Yu..pdf | 717,6 КБ | 9 октября 2021 | |
8. | Полный текст диссертации | Dissertatsiya_Kachanov_D.G..pdf | 1,7 МБ | 9 октября 2021 | |
9. | Отзыв официального оппонента | Otzyiv_ofits.opponenta_Kozhemyakin_E.A..pdf | 386,5 КБ | 16 ноября 2021 | |
10. | Автореферат | Avtoreferat__Kachanov_D.G..pdf | 412,3 КБ | 9 октября 2021 |