ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Объект исследования - банкротство как элемент системы рыночных отношений. Цель исследования - раскрытие банкротства в системе рыночных отношений, выявление его особенностей в России и выработка предложений по формированию целостной системы государственного регулирования несостоятельности экономических субъектов для повышения эффективности экономики. Решению этой цели отвечают следующие задачи: - раскрыть теоретические основы исследования банкротства в системе рыночных отношений; - исследовать причины банкротства и выделить его факторы; - проанализировать процесс институционализации банкротства; - раскрыть функции банкротства как института рыночной экономики и его роль в социально-экономическом процессе; - на примере российских компаний протестировать известные модели диагностики банкротства и обосновать выбор процедур в зависимости от их состояния; - проанализировать возможности применения реабилитационных процедур для восстановления деятельности субъектов; - выявить особенности института банкротства в России для последующей разработки предложений по его совершенствованию с учетом особенностей экономики. Методологические и теоретические основы исследования. В работе использовались методы научной абстракции, системного, финансового анализа, экспертных оценок. Теоретической основой послужили научные разработки, представленные в работах зарубежных и отечественных ученых, посвященных теории и практике институциональной экономики, антикризисного управления, предпринимательского права. Научная новизна результатов исследования состоит в следующем: 1. Обосновано положение о банкротстве как признанной обществом несостоятельности экономического субъекта, выражающейся в полной потере платежеспособности вследствие неэффективной деятельности и поражения в рыночной конкуренции. Доказано, что развитие рыночных отношений сопровождалось институционализацией банкротства. 2. Сделан вывод, что институт банкротства способствует повышению эффективности экономики и социальной стабильности, что обусловлено выполнением им следующих функций: повышение уровня финансовой ответственности участников хозяйственного оборота; стимулирование разработки системы антикризисных мер для восстановления платежеспособности фирм; защита прав кредиторов; перераспределение активов от неэффективных к эффективным собственникам; снижение издержек ликвидации; сохранение рабочих мест за счет восстановления бизнеса или создания компенсационных механизмов. 3. Определены макроэкономические и микроэкономические факторы банкротства хозяйствующих субъектов. 4. Выявлен недостаточный уровень достоверности используемых моделей оценки вероятности банкротства применительно к российским компаниям. Рекомендовано дополнить коэффициентный анализ стресс-тестированием на основе сценарного анализа и прогноза денежных потоков; сравнивать значения рассчитанных показателей не с нормативными значениями, а со среднеотраслевыми показателями; перейти к единому методу учета элементов капитала. 5. Доказано, что действующие в России нормы и сложившиеся традиции не обеспечивают приоритета применения антикризисных мер в процессе банкротства. Предложено изменить концепцию финансового оздоровления для восстановления платежеспособности на основе разработки комплексной стратегии; предоставить право выбора наиболее эффективных мер восстановления с учетом положения субъекта; ввести в практику «переносное оздоровление»; повысить материальную заинтересованность арбитражных управляющих в результативности реабилитационных процедур. 6. Сформулированы предложения по совершенствованию государственного регулирования банкротства: принятие закона о банкротстве физических лиц, совершенствование законодательства о несостоятельности компаний холдинга; развитие международной кооперации при трансграничной несостоятельности; переход к системной поддержке планов реструктуризации градообразующих предприятий; повышение гарантий удовлетворения материальных требований работников; создание системы профессионального образования арбитражных управляющих; развитие традиций восприятия банкротства как способа выхода из кризиса с использованием судебных процедур. Область применения: органы государственной власти РФ, преподавание специализированных дисциплин в ВУЗах.