![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Исследования в области изучения психосоматических связей имеют давнюю историю. В настоящее время одним из направлений этих исследований являются работы, рассматривающие влияние на личность человека его антропологических особенностей в период роста и развития, когда происходит осознание и оценка своей внешности и становление собственного «Я». Значимость этой тематики обусловлена ситуацией в современном обществе, в котором внешности человека уделяется все большее внимание. Электронные и бумажные СМИ, а также телевидение и кино навязывают молодым людям определенные представления об идеальной внешности. При этом особую роль играют и отмеченные многими исследователями реальные процессы акселерации и лептосомизации современных детей и подростков. Настоящим исследованием выявляется тенденция связей между соматическими особенностями детей и подростков и их самооценкой - одним из центральных психологических феноменов. Показано, что направления этих связей постепенно меняются в процессе роста и развития. В младшем возрасте, в период первого детства, наблюдается тенденция положительных связей самооценки с размерами тела. Эта тенденция в слабой форме прослеживается и на следующем возрастном этапе, в период второго детства. В подростковом возрасте связи меняются на противоположные, и в юношеский период наблюдается статистически достоверная обратная связь между уровнем самооценки и основными соматическими параметрами. Дополнительным подтверждением валидности полученных результатов является однонаправленность связей в выборках мальчиков и девочек. Положительные корреляции показателя самооценки с показателем эктоморфии дополняют картину и могут, очевидно, рассматриваться, с одной стороны, как своеобразное преломление в психологии подростков реально идущих процессов лептосомизации, а с другой – отражать навязываемые современными СМИ эстетические представления об идеальной внешности. Значимость фактора внешности для формирования самооценки детей и подростков обнаруживается и при анализе возрастной динамики отдельных показателей самооценки у обоих полов и двух конституциональных типов.