ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Объектом исследования являются музыкальные и фоноинструменты саха. В качестве предмета исследования выделяются структурные особенности инструментов и функционирование их в культуре, с учетом процессов развития и изменения инструментария. Целью данного исследования является выявление, изучение и типологизация музыкальных и фоноинструментов саха на основе регионально-исторической типологии музыкальных инструментов Ю. И. Шейкина. В диссертации использованы следующие методы исследования: - комплексные методы исследования: изучение музыкального инструмента как части комплекса культуры, в интердисциплинарном научном контексте (археологии, фольклористики, этнографии, истории, декоративно- прикладного искусства, этномузыкологии и т.д.); - аналитические методы исследования: анализ и обобщение этнографической, музыковедческой литературы по вопросам происхождения, бытования, развития и реконструкции фоно- и музыкальных инструментов саха, кроме того, аналитические методы являются основой этноорганологической работы с инструментами; - полевые методы исследования и работа с музейными коллекциями: поиск и изучение архивных и музейных источников, касающихся вопросов происхождения, бытования, а также конструктивных особенностей якутских музыкальных инструментов, поездки в районы Якутии для изучения музыкальных инструментов; - органологические методы исследования: структурная систематизация фоно- и музыкальных инструментов саха; - сравнительно-исторические и типологические методы исследования: для восполнения недостатков сведений об утраченных инструментах автор привлекает данные по сходным инструментам из типологически близких культур; - музыкально-социологические методы исследования: проведение опроса, интервью и бесед с информантами. Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является первым крупным обобщающим исследованием по музыкальным инструментам саха. Здесь впервые: 1) составлено комплексного описания 74 фоноинструментов якутов на материале сведений, опубликованных в научной литературе, а также привлечения лексических, фольклорных, исторических, литературных источников; 2) изучены и описаны коллекции якутских фоноинструментов, содержащихся в фондах 1 зарубежного, 2 российских и 10 республиканских музеев, на основе полевых материалов автора и других исследователей, а также каталогов музеев; 3) реконструированы целостные представления об утерянных инструментах на основе изучения опубликованных источников, архивных и полевых материалов; 4) произведена классификация всех известных фоноинструментов саха по систематике музыкальных инструментов Э. М. Фон Хорнбостеля и К. Закса; 5) определена структура, функции и значение всех известных инструментов саха согласно регионально-исторической типологии музыкальных инструментов Ю. И. Шейкина.