ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
|
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
В историко-философской традиции неоплатонической политической философии всегда отказывали в полноценном признании, сосредотачивая основное внимание на анализе метафизических аспектов неоплатонизма. Такие неоплатонические концепты, как «постоянство» (μονή), «исхождение» (πρόοδος), «возвращение» (ὲπιστροφή) и др., рассматривались в историко-философских работах отдельно от сферы Политического . Тем самым Политическое интерпретировалось лишь как ступень восхождения к Благу, встроенная в строгую иерархическую модель неоплатонической философской мысли, но не как самостоятельный полюс философской модели. Такой взгляд на неоплатоническое философское наследие нам представляется недостаточным. В данной работе на примере работ Прокла мы хотим показать, как в неоплатонизме понимается Политическое в качестве важного и самостоятельного явления, включенного в общий философский, метафизический, онтологический, гносеологический и космологический контекст. Если в классическом платонизме и у самого Платона политическая философия выражена эксплицитно (диалоги «Государство», «Политик», «Законы» и т.д.), то в неоплатонизме и, в особенности у Прокла, о философии мы можем судить лишь косвенно и, по большей части, по комментариям на диалоги Платона. Это связано в том числе и с политико-религиозным контекстом общества, в котором творили поздние неоплатоники, в том числе и сам Прокл. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время политические идеи неоплатоников изучены недостаточно, и более того, сам факт существования неоплатонической политической философии (по крайней мере, у поздних греческих неоплатоников) не доказан и не является темой научных и историко-философских исследований. Однако неоплатонические системы политической философии получили широкое развитие в исламском контексте (от аль-Фараби до шиитского политического гнозиса ), а христианский неоплатонизм в версиях западных авторов (в частности, бл. Августина ) в значительной мере повлиял на политическую культуру Средневековой Европы. В наше время во всем мире и, в частности, в России, идет поиск новой политической модели, и опыт неоплатоников вполне может являться одним из источников политического конструирования или, напротив, объектом постмодернистской деконструкции. Но в обоих случаях, представляется, что политическая философия неоплатонизма должна быть тематизирована и исследована. Объектом исследования данной работы является политическая философия Прокла, которую мы попытаемся восстановить в наиболее общих чертах и пропорциях. Предметом же исследования является гипотеза о гомологии психической, политической и космологической (онтологической) структур в философии Прокла Диадоха, которую мы попытаемся доказать. Цель работы, таким образом, состоит в том, чтобы показать, что у Прокла есть политическая философия, хотя и не выраженная эксплицитно, и реконструировать ее на основании тех замечаний Прокла о государстве, которые мы находим в комментариях на диалоги Платона «Государство» и «Тимей». Разработанность темы в настоящий момент довольно невелика. На русском языке исследовательские работы, специально посвященные политической философии Прокла, практически отсутствуют. Среди иностранных источников специализированными исследованиями являются лишь работа «Платонополис» английского специалиста по неоплатонической философии Доминика О’Мира , статья Дж. М. Скота «Основать Платонополис: платоническая полития у Евсевия, Порфирия и Ямвлиха» , отдельные главы в работе Люкаса Сиорванеса «Прокл. Неоплатоническая философия и наука» и комментарии А.-Ж. Фестюжьера к переводам основных работ Прокла на французский язык – особенно пятитомных «Комментариев к Тимею» и трехтомных «Комментариев к Государству» . В первой части работы исследуется историко-философский контекст формирования философии Прокла, а также дается краткий анализ политической обстановки его времени. Во второй части мы рассматриваем комментарии Прокла на диалог «Тимей» и «Государство» и предпринимаем попытку философской реконструкции политического учения схоларха Афинской школы Прокла.