![]() |
ИСТИНА |
Войти в систему Регистрация |
Интеллектуальная Система Тематического Исследования НАукометрических данных |
||
Актуальность исследования связана с потребностью в концептуальном осмыслении роли художественного творчества и определении оснований его включения в процесс профессионального становления студентов, с необходимостью в теоретико-методологическом и экспериментальном обосновании художественного творчества как эффективного средства профессиональной подготовки студентов-гуманитариев. Актуальность также обусловлена необходимостью разработки и внедрения в образовательный процесс вузов научно обоснованных художественно-творческих технологий, способствующих повышению компетентности и развитию субъектности будущих специалистов, что, в результате, будет содействовать решению социально значимых (теоретических и практических) задач высшего профессионального образования. В диссертационном исследовании впервые: теоретически обосновано образное содержание профессионального становления студентов, результативно интегрирующееся в профессиональной идентичности и являющееся ее структурообразующим элементом; идентичность определяется и описывается как одухотворенная личностно-значимыми смыслами, ощущениями, эмоциями и отношениями композиция тождественного и отличного, репрезентируемая в художественном воображении, действии и взаимодействии, создающая надпространственный и надвременной уровни преображенной художественностью субъекта реальности; осуществлен сравнительный анализ и обнаружена аналогичность детерминант, содержания и формирования идентичности и художественного образа; выделены и обоснованы внутренние и внешние свойства художественного творчества как психолого-педагогического средства становления профессиональной, личностной и социальной идентичности субъекта, способствующего ситуативному, инструментальному и парадигмальному самоопределению студентов в профессиональной деятельности гуманитарного направления; обнаружены различия в статусах и содержании идентичности студентов с разным уровнем художественно-творческой актуализации; впервые психологически обосновывается, разрабатывается и экспериментально апробируется технология художественного поля самоактуализации (его модель, принципы, параметры), включенная в образовательный процесс гуманитарных вузов в трех авторских формах: рефлексодрамы, интерактивных выставок, арт-лабораторий; получено экспериментальное обоснование эффективности включения художественного творчества в образовательное пространство гуманитарных вузов как психолого-педагогического инструмента становления субъектности студентов на всех этапах профессионального становления;