Аннотация:В курсовой работе А.С.Гришиной рассматриваются космологическая и эсхатологическая доктрины Евагрия Понтийского (345-399), давшего импульс развитию монашеской аскетики, но вместе с тем не избежавшего обвинений в неортодоксальности вплоть до осуждения на V вселенском соборе в 553 году. Уделяя внимание и «практическому», и «гностическому» компонентам миросозерцания Евагрия, автор выявляет меру зависимости названных доктрин «философа в пустыне» от оригенистской и платонической традиций. Правда, для полноты картины стоило учесть влияние идей Платона и средних платоников на теолого-философскую систему самого Оригена, не забывая о критике им платонической теории метемпсихоза. Проводимые в курсовой работе параллели между концепциями Евагрия Понтийского и Плотина не выглядят вполне убедительными, особенно на фоне очевидного и широкого использования Григорием Нисским, современником Евагрия, плотиновских текстов. Тем не менее следует отметить широкую источниковедческую базу, на которую опирается в своей работе А.С.Гришина. Привлекаются не только переводы сочинений Евагрия с древнегреческого и сирийского на русский, английский и французский языки, но и древнегреческие подлинники. Учтена исследовательская литература на русском и иностранных языках.