Аннотация:Массовая информация, какой бы массовой она ни была, – результат взаимодействия конкретных людей, а потому в ее понимании не обойтись без психологических знаний о личности, без восприятия или воздействия. Одновременно она – результат взаимодействия многочисленных групп, и здесь требуются знания социальной психологии. На стыке этих направлений, с привлечением знаний других отраслей науки рождается психология журналистики.
Одна из категорий медиапсихологии - это «творчество-в-процессе-коммуницирования». Стоит признать, что творчество, нерасторжимо спаянное с активным коммуникационным взаимодействием, творчество часто сиюминутное, ускользающее изучать по меньшей мере проблематично. Психология журналистского творчества испытывает те же сложности, которые вот уже на протяжении многих десятилетий испытывает психология творчества вообще. К основным относятся:
1. Представление о том, что изучение творчества вообще не может быть наукой;
2. Наличие огромного, разнохарактерного фактического материала, который сложно систематизировать;
3. Субъективность и порой осознанное дезинформирование в некоторых источниках (автобиографиях, воспоминаниях журналистов и т.д.);
4. Нечеткое представление об объекте и предмете изучения;
5. Разработка методик на основе соединения различных наук.
Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. Соответственно, реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналист, включаясь в процесс познания социальной действительности, не просто изучает те или иные свойства или признаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущностные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опыта, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия».
В творчестве также активно проявляются жизненная позиция, взгляды журналиста, его нравственное чувство. Все эти необходимые для творчества качества и свойства: знания, мировоззрение, нравственное чувство, профессиональные навыки - результат жизненных приобретений, итог трудовой и общественной деятельности человека, его социального и нравственного опыта, отражение всего прочувствованного, продуманного, пережитого. Эти приобретенные качества носят уже не психологический, а социально-психологический характер.
Цель моей курсовой работы: 1) проследить, где и каким образом в средствах массовой информации проявляется психологическая составляющая автора; 2) познакомиться с основными социально-психологическими проблемами, которые освещаются чаще всего; 3) уловить психологические методы, которые использует автор для взаимодействия с читателем. Проще говоря, я постараюсь на максимум проанализировать статьи двух авторов с целью понять психологию их труда и творчества.