Аннотация:В нашей работе мы затронули проблему зрительного поиска на сложных, социально-значимых объектах – лицах. Данная проблема изучалась нами в контексте гендерных аспектов восприятия, а также с точки зрения привлекательности воспринимаемых лиц. Были выдвинуты следующие гипотезы: 1)существует феномен асимметрии зрительного поиска для социально значимых объектов – лиц; 2)зрительный поиск на материале более привлекательных лиц будет приходить быстрее, чем на материале непривлекательных лиц; 3)женщины определяют эмоции в задаче зрительного поиска эффективнее, чем мужчины; 4) Скорость обнаружения целевого лица выше у женщин; 5) Точность опознания эмоциональных лиц выше у испытуемых женского пола; 6)при поиске социально-значимых объектов будут наблюдаться более длинные саккады. Основным результатом нашей работы явилось обнаружение феномена асимметрии зрительного поиска на материале эмоциональных лиц. Также важными результатами для нас выступили выявление такого параметра асимметрии зрительного поиска, как средняя длительность фиксаций, отсутствие различий между мужчинами и женщинами по успешности и скорости определения эмоций на отличающихся лицах, а также различия при восприятии мужчин и женщин в процессе зрительного поиска.
Мы получили большое количество данных, на основе которых смогли не только проверить выдвинутые гипотезы, но и рассмотреть различные эффекты поиска незнакомого человека в толпе. Мы рассмотрели стратегии поиска отличающихся лиц, в дальнейших исследованиях эта тема может получить распространение в направлении эффективности применяемых для поиска лиц стратегий. Также в нашем исследовании были рассмотрены только три эмоции, не менее важным является рассмотрение эффектов на других эмоциях.
Изучение особенностей восприятия эмоциональных лиц является важной проблематикой для современных исследований. Интеграция опросных и аппаратурных методов позволяет рассмотреть межличностное восприятие под новым углом и обнаружить важные особенности категоризации эмоциональных лиц в ситуации зрительного поиска.