Аннотация:Наиболее ценные для себя сферы подростки оценивают как доступные, что является причиной отсутствия сильно выраженных конфликтов и вакуумов. Эту группу учащихся выгодно отличает от других позитивное и согласованное по ценности и доступности восприятие таких важных жизненных сфер, как «активность», «самосовершенствование», «преодоление препятствий», «прочные знания», а также имеют высокую адаптивность благодаря самоконтролю. Смысловая характеристика играет важную роль в формировании ведущей деятельности, является личностно образующей, которая определяет отношение подростка к действительности. Активная позиция подростка вкупе с проявлением познавательных мотивов помогает им рассматривать учёбу в школе как наполненную смыслом деятельность.
Представители группы с учебно-познавательной мотивацией так же демонстрируют отсутствие противоречий между ценностью и доступностью в важных на данный момент учебных сфер, связанных с личностно-образующей учебно-профессиональной деятельностью, что является благоприятным фактором для профессионального самоопределения в будущем. Но их недооценка роли собственной активности и стремления к самосовершенствованию в сочетании с нацеленностью на высокий результат могут послужить почвой для внутреннего конфликта и плохо сказаться на их продуктивности.
Подростки с доминирующей мотивацией аффиляции используют школу скорее как средство для самореализации в общении, нежели в учёбе и подготовки к будущему.
Для учащихся с конкурентной и престижной мотивацией учебная деятельность побуждается мотивацией самоутверждения, которая доминирует в подростковом возрасте и в школе реализуется как самоутверждающе-учебная. У этих учеников наблюдается характерное для подросткового возраста стремление быть лучше других, поднять авторитет и свой статус в коллективе. Учащиеся с конкурентной мотивацией (в отличие от престижной) отмечают важность ценности познавательного личностного развития как средства укрепления своих позиций (и в настоящий момент и в будущем). Однако такой тип мотивации, хоть и продуктивнее аффиляционного, всё же не является предпочтительным.
Выводы
• Мотивация тесно связана с системой ценностей.
• Система ценностей имеет внутреннюю иерархию.
• Иерархия ценностей заметно меняется во время обучения в школе.
• Наиболее продуктивным типом мотивации является мотивация достижения, т.к. обеспечивает образование таких качеств как самоконтроль, сознательное целеобразование и видение себя как активного субъекта своей деятельности.