Аннотация:Целью исследования является анализ визуальной грамотности как одного из компетентностных результатов современного образования. Реализация поставленных в курсовой работе задач предопределила логическую структуру исследования. Названия частей работы содержательны и отражают задачи, выводы во всех частях работы соответствуют поставленным и решенным в исследовании задачам.
В первом разделе работы предпринята попытка систематического выявления социо-культурных трансформаций как предпосылок для актуализации проблем визуальной грамотности как результата образования. Описанный автором работы «визуальный поворот» в философских исследованиях отражает объективное течение трансформационных процессов. В качестве предпосылок в работе названы: формирование новых технологий социальной коммуникации, основанных на тиражировании образов; процессы глобализации, приводящие к поискам общекультурных и субкультурных визуальных коммуникативных кодов. Автор справедливо отмечает важность активного построения смыслов при восприятии визуальных образов, требующего от субъекта особых навыков прочитывания и анализа визуальных смыслов, то есть компетенции визуальной грамотности.
Во втором разделе работы визуальное представлено как автономная сфера образования смыслов, коммуникативные и когнитивные возможности которой реализуются в процессе построения социальной реальности. В свою очередь правила построения этой реальности являются, по сути, результатом социального опыта, а образование является каналом его трансляции. Автор данной работы четко проводит мысль о том, что визуальная грамотность является особым результатом образования, связанным с приданием значения воспринимаемым изображениям, по сути представляя собой набор навыков. Обращаясь преимущественно к англоязычным источникам, Сотникова А.Е. выделяет ряд конкретных навыков визуальной грамотности: дискриминацию и интерпретацию визуальных образов, понимание и использование изображений, мышление с точки зрения изображений, получение знаний и опыта, повышение осведомленности о работе визуальных медиа, интерпретация и создание изображений для эффективной коммуникации и так далее. Этот список по-разному выглядит в источниках, зависит от специфики исторического периода и культуры, что, безусловно, должно быть учтено при обращении к теории и практике образования в вопросах формирования визуальной компетенции. Интересен использованный в курсовой работе подход: связать компетенции визуальной грамотности с концепцией Хеусдена об этапах приписывания смыслов в формировании визуальной культуры. Автору, при продолжении работ в данной предметной области, предстоит четко разобраться со структурой визуальной грамотности, сопоставив имеющиеся в источниках подходы к конкретизации навыков визуальной грамотности с представлениями о структуре компетенций в философии образования и теоретической педагогике (например, ответить на вопрос - визуальная грамотность - это единая компетенция или системный конгломерат отдельных навыков?).