Аннотация:Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что рассмотрение трансформации оснований в работах французских феноменологов первой волны должно помочь выявлению специфики детрансценданализации феноменологии, а также выявить предпосылки становления и развития постфеноменологии.
Основная цель предлагаемого исследования заключается в выявлении оснований гуссерлианской феноменологии и особенностей их трансформации в работах самого Э.Гуссерля, Ж.-П.Сартра, М.Мерло-Понти
Достижение данной цели предполагало решение ряда задач, чему были посвящены отдельные главы работы. В первой главе выявляются основания феноменологии Э.Гуссерля: редукция, трансцендентальное сознание, интенциональность, рефлексия. Во втором пункте первой главы автор пытается выявить трансформацию этих оснований в работах самого Э.Гуссерля. Во второй главе предлагается обратиться к феноменологической психологии и феноменологической онтологии Ж.-П.Сартра и проследить изменение роли и понимания оснований феноменологии уже в рамках этих концепций. Третья глава посвящена рассмотрению феноменологии восприятия М.Мерло-Понти. Здесь предлагается проследить трансформацию вышеперечисленных оснований в рамках феноменологии восприятия.
Говоря об итогах данного исследования, следует отметить, что в работах рассматриваемых представителей французской феноменологии происходит своего рода «низвержение феноменологии с эйдетических высот к конкретному опыту», т. к. для них весьма характерен поворот от рассмотрения сущностей к рассмотрению существования. Этот поворот во многом совершается под влиянием творчества М.Хайдеггера.
Также следует отметить, что в исследовательское поле феноменологии вводится проблематика человеческого тела и его участия в процессах познания. Такое положение дел во многом становится результатом переосмысления гуссерлевской процедуры феноменологической редукции (невозможность полной редукции и, как следствие этого, производность и зависимость рефлексии от иррефлексивной жизни сознания, от "телесных схем" овладения миром). Это, как было отмечено выше, подводит к новому пониманию сознания.
В случае с философией Ж.-П.Сартра происходит расширение концепции сознания и введение понятия «дорефлексивное сознание». Ж.-П.Сартр модифицирует понятие интенциональности, которое в данном случае служит для концептуализации опыта непосредственного переживания самих вещей. В случае же с феноменологией восприятия М.Мерло-Понти наблюдается еще более кардинальный пересмотр концепции сознания, т. к. оно в процессе существования оказывается тесно взаимосвязанным с воспринимающим телом и уже вместе с ним выступает в качестве субъекта восприятия, обладающего интенциональностью.