Аннотация:Дипломная работа посвящена исследованию проблемы совместимости принципа корреляции с научными суждениями о реальности.
На актуальность проблемы указывает то, что исследование проводится на материале современной философии (спекулятивный реализм – одно из новейших философских течений), а к решению проблемы привлекается антропный принцип, обсуждение которого актуально для современной космологии.
Работа состоит из двух глав. В первой главе задачей является выявление специфики философских стратегий корреляционизма и спекулятивного реализма. Прежде всего анализируется принцип корреляции, согласно которому мы не имеем доступа к мышлению или бытию, взятыми безотносительно друг к другу. В исследовании спекулятивного реализма внимание акцентируется на аргументе Мейясу от доисторического, направленному против корреляционизма, так как именно этот аргумент вскрывает проблему, которой посвящено исследование. Доисторической считается реальность до появления сознания в мире. Мейясу говорит, что корреляционизм не способен придать реалистический смысл суждениям о доисторическом; иными словами, принцип корреляции несовместим с научными суждениями о доисторическом (суждения о доисторическом – частный случай суждений о реальности). Цель исследования – продемонстрировать, что принцип корреляции совместим с такими суждениями. Поэтому к обозначенной проблеме привлекается антропный космологический принцип, предположительно сочетающий в себе принцип корреляции и научные положения. Рассмотрению антропного принципа (АП) посвящена вторая глава исследования.
Во второй главе реализуются следующие задачи: во-первых, анализ АП, во-вторых, раскрытие его как компромисса между космологией (т.е. наукой, способной производить научные суждения о реальности, в частности – о доисторическом) и корреляционизмом как философской позицией. Выясняется, что в АП имеет место научно оправданная корреляция: АП фиксирует физические условия (которые формулируются в реалистически осмысленных научных суждениях), необходимые для появления наблюдателя. Следовательно, АП описывает условия возможности корреляции в естественно-научном смысле, как корреляции между наблюдателем и Вселенной. Корреляция обусловлена строго определенными физическими свойствами Вселенной и связывает субъекта-наблюдателя с конкретной наблюдаемой Вселенной. Это демонстрирует, что цель исследования достигнута, а именно, показана возможность совместимости принципа корреляции с научными суждениями. Следовательно, корреляционизм можно хотя бы частично оправдать в споре со спекулятивным реализмом, причем апеллируя к науке, которую сам Мейясу сделал краеугольным камнем своей позиции.