Аннотация: Федор Августович Степун (1884-1965) – выдающийся мыслитель Русского зарубежья, обладавший неповторимым стилем мышления. Его интеллектуальное наследие многогранно в силу того, что он сочетал в себе различные ипостаси: философа, писателя, политика, военного, театрального режиссера. Большой пласт творчества Ф.А. Степуна связан с размышлениями на политические темы.
Целью дипломной работы являлась характеристика социально-политических идей выдающегося мыслителя русского зарубежья Ф.А. Степуна и определение их значения для современной российской политики. В рамках данного исследования предполагалось дать общую характеристику социально-политических идей и проследить роль интеллигенции в российских революциях начала XX в. в политической публицистике Степуна, а также реконструировать взгляды Ф.А. Степуна на постсоветское устройство России.
В первом разделе работы описаны основные социально-политические идеи Степуна. Показано, что в сфере его интересов находились проблемы, связанные с либерализмом, с демократией и необходимостью ее возвращения к христианским истокам, с социальными утопиями и идеологиями, с феноменом большевизма, с революциями вообще, и российскими революциями начала XX в., в частности.
Во втором разделе рассмотрены взгляды Степуна на революцию и интелли-генцию. Реконструирована взаимосвязь между идеологией и революционной идеей в трактовке Степуна, помогающая, по мнению мыслителя, лучше понять революцию. Идеология — теоретическое построение, идея — сфера бессознательного переживания человека. Революционные идеи и идеологии формируются вместе, но зачастую взаимно отрицают друг друга. Когда происходит их смешение, рождается лжеидеология, которая навязывается людям и завоевывает их умы. Она и помогает революции разрушить старый мир до основания. Анализ Степуном роли интеллигенции в российских революциях начала XX в. показал, что ее роль была предопределена: стать разрушающей силой для прежнего строя. Но Степун убежден, что огульная критика интеллигенции, запрещение ей участвовать в возрождении России, недопустимы.
В третьем разделе, предпринята реконструкция взглядов Степуна на постсо-ветское устройство России. Эти представления носят весьма общий характер, так как Степун детально не прописывает будущее устройство государства, а дает рекомендации новым властям только по наиболее важным с его точки зрения проблемам.
В четвертом разделе определено значение социально-политических идей Степуна для современной российской политики, показано, что имеются все возможности применения идей русского консерватизма и социально-политических идей Степуна для формирования новой ценностной (идеологической) платформы.