Аннотация:В начале XXI века численность населения мира превысила отметку в семь миллиардов человек, и уже более половины всех жителей Земли стали обитать в городах. В России доля городского населения значительно выше общемирового показателя: согласно данным переписи 2010 года в нашей стране 74% людей являются горожанами [Результаты…, 2010]. Тем не менее тема городов и урбанизации крайне узко представлена в российских учебных программах по географии. Чаще всего при изучении данного сюжета делаются акценты на подаче ключевых понятий (таких как «город», «агломерация», «мегалополис» и проч.) или на уяснении отличий городского населения от сельского. Такой же географичной по своей сути теме как «географическое положение города» часто совсем нет места в череде материала, проходимого на уроках географии.
Однако изучение географического положения городов имеет ряд преимуществ перед другими темами школьного курса.
Во-первых, чаще всего школьники имеют представление о том, что же такое город, непосредственно из их ежедневной жизни. Самостоятельно дать четкое определение может быть для них затруднительным, однако суть города как явления и его характерные черты интуитивно понятны для учеников. С большой вероятностью ребята знают или бывали не только в своем родном городе (или близлежащем городе для школьников сельской местности), но и в некоторых других городских населенных пунктах. А вот о причинах расположения того или иного города в данной точке пространства дети обычно не задумываются. Рассмотрение этой проблемы дает возможность соединить в сознании школьников с географической наукой привычный и близкий им объект повседневности, а не явления, о которых они имеют весьма смутные представления. Это повышает интерес к освоению данной темы.
Во-вторых, причины возникновения городов в тех или иных местах на планете невозможно понять без знания исторического материала. Важно иметь общее представление о том, как происходил процесс урбанизации, начиная от цивилизаций древности. Для основания городов и их последующего роста большое значение имело развитие торговли и путей сообщения в разные эпохи, поэтому знание этого материала необходимо для изучения темы. Информацию, связанную с этими вопросами, ученики получают на уроках истории. Размышления о географическом положении городов дают возможность применить эти знания для более глубокого понимания предмета. Таким образом, можно сказать, что занятия, посвященные этой теме, позволяют использовать межпредметные связи в обучении.
В-третьих, и что самое важное, при изучении географического положения в фокусе внимания оказываются именно пространственные отношения города с другими природными и антропогенными объектами. Работа с этим материалом глубоко географична, т.к. на первый план выступают характеристики пространства и пространственные взаимосвязи, а не качественные или количественные параметры отдельно взятого объекта или явления. Из этого следует, что полноценное изучение такой проблемы невозможно без работы школьников с картой: ни текст, ни таблицы, ни фильмы, ничего не даст такого наглядного представления о сущности данного вопроса. В данном случае ярко подтверждается тезис, выдвинутый еще Н.Н. Баранским: «Карта — один из критериев географичности» [Баранский, 1990, с. 220].
Последнее из приведенных преимуществ имеет важное значение. Правильно организованная работа с картой в данном случае обладает высоким эвристическим потенциалом. Однако, как отмечалось выше, тема географического положения города в общем затрагивается крайне редко, а методы ее изучения с использованием карт практически отсутствуют. Эти обстоятельства делают актуальными исследование теоретической базы данного вопроса и дальнейшую практическую разработку методических приемов работы с географическими картами.
Можно подытожить, что:
• вопросы, связанные с городами, слабо освещены в школьном курсе географии;
• тема географического положения городов зачастую не раскрывается совсем;
• изучение данного вопроса обладает рядом существенных достоинств;
• рассмотрение этого предмета невозможно без работы с географическими картами.
Таким образом, данная работа имеет своей целью разработать методы изучения географического положения города с использованием географических карт, а также составить план-конспект занятия, посвященного знакомству учеников с данной темой.
Для достижения поставленной цели предполагается решить ряд задач:
• дать обзор и анализ методических материалов, посвященных работе с картографическими произведениями на занятиях географией в школе;
• дать обзор и анализ методических разработок, посвященных теме «географическое положение города», а именно:
o учебников, входящих в федеральный список рекомендованных;
o методических пособий для учителя, входящих в учебно-методические комплексы;
o методических разработок и статей в специализированных журналах или интернет-источниках;
• с учетом проведенного анализа материалов, касающихся представленной темы, разработать методы использования географических карт при изучении географического положения городов;
• на базе одного из методов создать занятие по теме «Города на карте мира» и оформить его план-конспект;
• провести апробацию разработки на практике;
• проанализировать опыт проведения занятия по разработанному плану, внести в него соответствующие коррективы.
Для решения задач планируется использовать следующие материалы: школьные учебники по географии и методические пособия для учителей, входящие в учебно-методические комплексы (в том числе под редакцией А.И. Алексеева, В.Н. Холиной, О.А. Климановой, В.П. Дронова и В.Я. Рома); отдельные методические разработки для работы с картами на уроках географии и для изучения географии городов в школе (в том числе материалы журналов «География в школе» и «География», статьи С.В. Рогачева); работы, посвященные географическим вопросам городов и их географического положения (Г.М. Лаппо, И.М. Маергойза), а также интернет-ресурсы.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Автор выражает благодарность коллективу Гимназии №1579 г. Москвы и особенно учителю географии Хрусталевой Ольге Вячеславовне за помощь в освоении азов преподавания, а также своему научному руководителю Симоновой Татьяне Юрьевне за поддержку и вдохновение, оказываемые на протяжении всего времени создания аттестационной работы.