Аннотация:Выпускная квалификационная работа Садуллаева К.У. подготовлена по актуальной теме. Исламская Республика Иран является крупным государством в Передней Азии, оказывает значительное влияние на характер отношений в регионе. Внешняя политика Ирана представляет особый интерес для соседних стран, стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и для Российской Федерации. Специалистам в области международных отношений важно знать и понимать особенности политического устройства Ирана, внутренней и внешней политики.
Объектом исследования являются теория и практика внешней политики Иранав начале XXI века. Предмет исследования - концептуальные основы, направления и особенности современной внешней политики Исламской Республики Иран. Целью исследования является выявление концептуальных основ, важнейших направлений и особенностей внешней политики Исламской Республики Иран.
Работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрено влияние концепции исламской власти, разработанной аятоллой Р.Хомейни, на формирование политического устройства Ирана, его конституцию, внутреннюю и внешнюю политику. Подчеркивается, что в основе государственных ориентиров Ирана лежит концепция исламской власти, под которой понимается идея власти ислама над всем миром и идея создания «идеального» государства на основе справедливого правления.
Согласно конституции, Иранское государство возглавляет Высший руководитель (рахбар), назначаемый Советом экспертов («Совет по руководству страной»). Законодательная власть осуществляется меджлисом исламского совета (парламентом), состоящим из 270 членов и избираемым на четырёхлетний срок прямым тайным голосованием. Во главе Исполнительной власти стоит президент, избираемый на четыре года прямым голосованием. В рамках кабинета министров действует Министерство иностранных дел ИРИ.
В работе раскрываются основные понятия, лежащие в основе внешней политики Ирана, к числу которых относятся мусульманское единение, исламская солидарность, особая миссия мусульман, мессианская роль ислама и Исламской Республики Иран, перманентный характер исламской революции, антагонизм между угнетенными и угнетателями.
Подробно рассматриваются принципы внешней политики, зафиксированные в конституции страны. Речь идет о таких принципах, как отрицание всяческого господства над Ираном и со стороны Ирана, сохранение независимости во всех сферах и территориальная целостность, защита прав всех мусульман и непринятие на себя обязательств перед гегемонистскими державами, мирные взаимоотношениях с государствами, не имеющими враждебных намерений в отношении Ирана. Еще одним важным принципом является противостояние всем проявлениям угнетения и несправедливости, обездоленности. В конституции Ирана зафиксировано, что Иран воздерживается от вмешательства во внутренние дела других государств, но в то же время поддерживает законную борьбу обездоленных народов против высокомерных во всех уголках мира.
В работе подчеркивается, что конституция Ирана запрещает заключение договоров и соглашений, «которые привёли бы к установлению иностранного господства над природными и экономическими ресурсами, культурой, армией и другими сферами жизни государства, не допускается также размещение каких-либо иностранных военных баз на территории страны, даже в мирных целях. Автор обращает внимание на то, что одной из особенностей внешнеполитического курса Ирана является политика «экспорта исламской революции» - важнейшего инструмента реализации всемирной миссии страны. Перед дипломатами ставится задача постепенно продвигать исламскую революцию в те страны, где они работают.
Все страны «мира ислама» разделяются в Иране на: «братские, дружественные, нейтральные и враждебные». Из более чем 120 стран мусульманского мира только четыре отнесены к числу «братских» - Сирия, Ливия, Алжир, НДРЙ, а остальное большинство - либо к «враждебным», либо к «нейтральным».
Во второй главе рассматриваются изменения, произошедшие в политике Ирана, вызванные приходом к власти второго рахбара – Али Хаменеи (1989 г.), анализируются его взгляды на внешнюю политику, отмечается, что Хаменеи открыто поддерживал Ахмадинежада весь первый срок пребывания того на посту президента ИРИ, несмотря на крайне негативное мировое общественное мнение и то политическое и экономическое давление, которое навлекла на Иран его политика.
В работе анализируется внешняя политика нового президента Ирана – Хасана Рухани, который был избран на этот пост в июне 2013 г. Отмечаются реформаторские взгляды Рухани, подчеркивается, что он сформировал Правительство ИРИ, в том числе и из числа сторонников налаживания контакта с Западом и США, получивших образования в учебных заведения Европы и США.
Отмечается, что для Ирана, основными проблемами являются - ядерная программа, международные санкции и рост напряжённости с США и соседними странами. Новый президент предложил политику конструктивного взаимодействия, которая включает принцип решения иранской ядерной проблемы. Подчеркивается, что в результате успешного ведения двухлетних переговоров 14 июля 2015 года Иран и «шестерка» международных посредников (РФ, КНР, ФРГ, Франция, Великобритания, США) достигли окончательного всеобъемлющего ядерного соглашения по иранской ядерной программе, положившим конец двенадцатилетнему спору.
В третьей главе рассматриваются национальные интересы, цели и направления внешней политики Ирана на современном этапе.
В целом работа выполнена на высоком теоретическом уровне, квалифицированно, на основе оригинальных источников и большого количества научной литературы. Работа имеет теоретическое и практическое значение для подготовки специалистов в области международных отношений.
Вывод: выпускная квалификационная работа Садуллаева К.У. может быть рекомендована к защите и заслуживает высокой оценки.