Аннотация:Аннотация к дипломной работе «Взаимосвязь способности к эмпатии и особенностей опыта общения со значимыми Другими»
1. Ключевые понятия работы: эмпатия, идентификация, типы эмпатии (ориентация на «распознание», «переживание», «понимание» или «действие»), «натуральная» и «высшая» эмпатия, значимый Другой, Диалог
2. Цель исследования: комплексное изучение эмпатии, а также ее качественного своеобразия при различном опыте взаимодействия со значимыми Другими, построение типологии эмпатии.
3.Теоретико-методологической базой данной работы является культурно-исторический подход Л.С.Выготского - в особенности представления автора об интериоризации, о натуральных и высших психических функциях и о роли Другого в развитии личности. При создании типологии эмпатии за основу были взяты представления об эмпатии и ее видах отечественных авторов (В.В. Бойко, А.П. Сопиков, Т.П. Гаврилова), а также концепция альтруистической мотивации (Е.Е. Насиновская). При работе с испытуемыми (обсуждение видеофрагментов, беседа об опыте сопереживания и опыте взаимодействия со значимым окружением) нами была предпринята попытка реализации гуманистического подхода (К. Роджерс) и феноменологического метода (Э. Гуссерль, С.В. Кривцова, Ю. Джендлин). Наиболее важными для анализа роли Другого нам видятся диалогические концепции (М. Бубер, М.М. Бахтин), а также трехфакторная модель "значимого Другого", созданная В.А. Петровским.
3. Объект и предмет исследования
Объектом данного исследования являются проявления эмпатии и ее особенности.
Предмет исследования – взаимосвязь характеристик эмпатии и особенностей опыта взаимоотношений со значимыми Другими.
4. Диагностический аппарат, методический инструментарий, использованный в работе.
1. Опросник диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна (общепринятая методика);
2. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко (общепринятая методика);
3. ТАТ (модификация общепринятой методики, ранее использовалась только за рубежом);
4. Методика оценки способности к эмпатии с использованием видеоматериалов (уникальная методика);
5. Полуструктурированное интервью на прояснение опыта взаимоотношений со значимыми Другими (уникальная методика).
5. Основные выводы по результатам работы
Обнаружены некоторые тенденции, говорящие в пользу гипотезы о взаимосвязи особенностей эмпатии и опыта общения со значимыми Другими. Можно выделить три основных аспекта данного опыта, которые могут обнаруживать связь со способностью человека к эмпатии:
1. Особенности взаимодействия с родительской семьей, а именно, специфика эмоциональной связи с отцом и матерью, а также взаимоотношения родителей между собой. В первую очередь, отношения с родителями обнаруживают связь с развитием «натуральной» эмпатии. Направленность эмпатии на «переживание» наблюдается в группе испытуемых, где имеет место меньшее количество разводов в семье.
2. Особенности дружеских связей (поверхностность и ситуативность контактов, либо их стабильность и глубина). При низком уровне развития как «натуральной», так и «высшей» эмпатии, помимо формальности отношений с родителями обнаруживается поверхностность и ситуативность дружеских контактов.
3. Опыт переживания поддержки и сочувствия со стороны значимых Других (либо особенности восприятия данного опыта). При низком развитии эмпатии возникают трудности с вспоминанием подобного опыта. При направленности эмпатии на «распознание» у испытуемых наблюдается субъективно воспринимаемый дефицит проявления сопереживания и сочувствия со стороны родителей.
Также замечена определенная специфика, связанная с гендерной принадлежностью испытуемых:
1) Испытуемые женского пола обнаруживают более высокий уровень развития «высшей» эмпатии, чем испытуемые мужского пола, однако «натуральная» эмпатия в целом проявляется независимо от гендерной принадлежности испытуемых.
2) У лиц женского пола чаще проявляется направленность эмпатии на понимание, чем у лиц мужского пола (в настоящем исследовании данная направленность встречалась исключительно у женской части выборки). Направленность на переживание не обнаруживает связи с гендерными особенностями.