Аннотация:Российский рынок авиаперевозок принято относить к развивающемуся типу: это подтверждается высокими темпами роста показателей из-за «эффекта низкой базы», связанного с изначальным отставанием отечественной гражданской авиации от мирового воздушного транспорта. Так, темп роста пассажирооборота российских авиакомпаний в 2000-ые гг. почти в три раза превышал аналогичные показатели мирового рынка авиаперевозок, показывая большую емкость рынка перевозок в этот период. С наступлением кризиса в 2008-2010 гг. объемы перевозок во всех сегментах резко упали, однако уже в 2009 г. начался восстанавливающийся рост, показывающий тесную связь между состоянием экономики и рынком воздушных перевозок.
В последние годы в России и во многих других странах наблюдается рост интереса к воздушному транспорту с позиции вложения не только бюджетных, но и частных инвестиций. В этом контексте как научный, так и практический интерес представляет анализ особенностей инвестиционной деятельности в сфере воздушного транспорта России, в т.ч. для выработки государственной политики по данному вопросу и созданию условий для наиболее эффективного финансирования отрасли.
Гражданская авиация, как отрасль, включает в себя как пассажирские, так и перевозки грузов и почты. Особенности развития каждого сегмента делают необходимым индивидуальный анализ каждого типа с точки зрения перспектив развития и инвестиционной привлекательности.