Аннотация:В своей работе автор анализирует историю возникновения и реализации интеграционных геополитических проектов в Тихоокеанском регионе, национальные интересы США, связанные с этими проектами и стратегию их реализации.
Элементами научной новизны работы являются следующие идеи и тезисы автора:
1. Интегрированное исследование процесса геополитического проектирования в Тихоокеанском регионе. Более подробно автор проанализировала Тихоокеанский альянс и Транстихоокеанское партнерство, их достижения, существующие проблемы и перспективы развития. С.Моругнова считает, что особенностью современной геополитической ситуации в Тихоокеанском регионе является то, что эта территория является полем активной деятельности для различных торгово-экономических блоков, и интеграционная повестка в регионе перегружена – там происходит несколько параллельных, разноуровневых, но во многом взаимосвязанных процессов в области торгово-экономической интеграции. (1.3.)
2. В работе выделены три уровня региональной интеграции в соответствии с которыми классифицированы существующие геополитические интеграционные проекты. Так к первому уровню автор относит АТЭС, ТТП и ТАФТА, ко второму – АСЕАН, к третьему – двусторонние соглашения о зонах свободной торговли и таможенных союзах.
3. Сформулированы национальные интересы США в Тихоокеанском регионе, среди которых названы: расширение и упрощение доступа к растущим региональным рынкам для американских компаний; обеспечение свободы морей; поддержание своего военного присутствия в стратегически важных точках региона; обеспечение региональной безопасности и сохранение баланса сил в регионе; распространение демократии и прав человека.
4. Выделены пять основных компонентов новой стратегии США в Тихоокеанском регионе, среди которых: более активная роль США в региональных институтах; признание ведущей роли торговли для реализации американских национальных интересов; укрепление существующих военно-политических союзов с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, Таиландом и привлечение новых союзников; поиск точек соприкосновения с региональными «государствами-изгоями» (Северной Кореей и Мьянмой); выстраивание сложной системы взаимодействия и сдерживания Китая.
5. Автором исследованы цели участия США в региональных интеграционных проектах и стратегии их реализации. Так базовой стратегией Соединенных Штатов в ТА является стремление идентифицировать и реализовывать собственные национальные интересы, не обращаясь к интеграционным механизмам Тихоокеанского Альянса, а на уровне двусторонних соглашений между странами-участниками. (2.3) Проведенный анализ позволил С.Могруновой сделать вывод о том, что «в регионе Тихоокеанской латиноамериканской дуги США сталкиваются со сложным комплексом проблем и возможностей для реализации национальных интересов. Помимо стремления США расширить торгово-экономическое сотрудничество с Тихоокеанским Альянсом … на одно из главных мест в повестке дня выходят проблемы региональной безопасности. США помимо поддержки правительств стран Тихоокеанского Альянса (Колумбия, Перу) в их борьбе с незаконными вооруженными формированиями, вынуждены активно противодействовать новым транснациональным угрозам (незаконная иммиграция, терроризм, наркотрафик). В противном случае США рискуют потерять свое влияние в регионе под воздействием новых геополитических центров тяжести, расположенных в Латинской Америке (интеграционные группировки типа ALBA) или за пределами региона (Китай, отчасти Россия)». (2.3., С. 33)
Анализируя цели и стратегию США в ТТП, автор утверждает, что участие Соединенных Штатов в этом проекте могло бы способствовать реализации ряда важных геополитических задач: усиление экономической и политической роли США в АТР; уменьшение влияния Китая в регионе; поддержание экономического и политического американского влияния в Латинской Америке. С.Моргунова считает, что выход США из ТТП приведет к изменению баланса сил в АТР, существенному сокращению геополитического влияния США в регионе, а само существование партнерства становится невозможным. (3.3., с.50)
Автор делает вывод, что «для США Тихоокеанский регион является предметом давнего стратегического интереса. Стратегические цели США в регионе… связаны с обеспечением неограниченного экономического доступа к региональному рынку, свободы мореплавания и региональной безопасности. … С другой стороны, США выступают в роли супердержавы, стратегической установкой которой является недопущение появления в регионе другого гегемона или доминирующей коалиции». (С. 12)
С.Моргунова совершенно справедливо полагает, что активное участие США в региональных интеграционных торгово-экономических объединениях является важным элементом американской внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе, обеспечивающим им достижение не только экономических, но и политических преимуществ. По мнению автора, эта стратегия, направленная на инициирование новых и поддержку существующих региональных объединений свободной торговли будет и в дальнейшем оставаться краеугольным камнем внешней политики США в тихоокеанском регионе.