Аннотация:Ключевые понятия: одаренность, математически одаренные подростки, мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, мотивационный профиль, психологическое благополучие.
Цель: изучить мотивационные профили и особенности психологического благополучия одаренных подростков (на материале математической одаренности).
Методологическая основа исследования: культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского, концепция внутренней и внешней мотивации, предложенная в рамках теории самодетерминации Э. Диси и Р. Райана, атрибутивные подходы к мотивации достиженческой деятельности (теория оптимистического атрибутивного стиля М. Селигмана, теория имплицитных способностей К. Двек и др.), концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, структурно-процессуальный подход к мотивации достиженческой деятельности и потребностная модель мотивов учебной деятельности Т.О. Гордеевой, современные исследования мотивационно-личностных особенностей одаренных (Д.Б. Богоявленская, Б. Блум, Ф. Монкс, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, Дж. Фримен, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова).
Объект: мотивация учебной деятельности и психологическое благополучие математически одаренных старшеклассников.
Предмет: межгрупповые различия в системе мотивационных переменных и психологическом благополучии математически одаренных и обычных старшеклассников.
Методический инструментарий. Для диагностики системы мотивационных переменных и психологического благополучия в работе использовались: опросник учебной мотивации (ШАМ) (на основе AMS-C, Vallerand et al., 1992, Гордеева, Сычев, Осин, 2014], оценивающий разные виды внутренней (познания, достижения и саморазвития) и внешней учебной мотивации; шкала ситуативной внутренней мотивации [ШВМ, Сычев, 2013], оценивающая интерес к изучению математики; русскоязычная адаптация шкалы представлений о роли усилий и способностей [Little, Wanner, 1997], опросник упорства и настойчивости в учебной деятельности (Grit, Duckworth et al., 2007, Гордеева, Осин, 2012); модифицированный вариант теста Стиль объяснения успехов и неудач (СТОУН, Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), оценивающий оптимистический атрибутивный стиль в достиженческих (учебных) ситуациях; невербальная шкала отношения к школе и жизни “Лица”, опросник диспозиционного оптимизма (ТДО, Гордеева, Сычев, Осин, 2010), шкалы из многомерной шкалы удовлетворенности жизнью [Huebner, 1994, адаптация Е.Н. Осина), шкала субъективного счастья С. Любомирски [Lyubomirsky, Lepper, 1999, Осин, Леонтьев, 2008], методика незаконченных предложений.
Основные выводы по результатам работы:
1. На выборке, состоящей из 142 математически одаренных школьников, показано, что познавательная мотивация является ведущим мотивационным предиктором одаренности (на материале математической одаренности).
2. Мотивационные профили математически одаренных школьников отличаются от профилей т.н. «обычных» школьников значительным доминированием внутренних типов учебной мотивации (мотивации познания и мотивации достижения) над всеми 4-мя внешними типами мотивации.
3. Математически одаренные школьники отличаются от обычных детей более высоким уровнем психологического благополучия в сфере учебы и школы, и более низким – в сферах, не связанных с учебой (общая самооценка, счастье, отношение к миру).
4. Математически одаренные девушки отличаются от остальных школьников более пессимистическим атрибутивным стилем в отношении объяснения неудач в учебных достижениях, что может выступать негативным фактором в отношении их ожиданий успехов в будущем.
5. У математически одаренных юношей внешние (контролируемые) типы учебной мотивации выражены более сильно, чем у одаренных девочек, что может быть связано с особенностями их социализации и требованиями со стороны родителей.