Аннотация:Работа посвящена изучению актуализации информации в семантической и эпизодической памяти у здоровых участников и пациентов с поражениями головного мозга на модели заданий, обращенных к номинации объектов (и других явлений) и действий, производящейся с помощью употребления существительных и глаголов.
Ключевые понятия: семантическая память, эпизодическая память, номинативная функция речи, называние существительных и глаголов, воспроизведение, узнавание.
Объект исследования: эпизодическая и семантическая память, номинативная функция речи.
Предмет исследования: называние глаголов и существительных в процессах воспроизведения и узнавания при обращении к семантической и эпизодической памяти у здоровых участников и пациентов с органическими поражениями головного мозга.
Цель исследования: изучение влияния части речи слова (существительное или глагол), возраста и пола здоровых участников, а также влияния поражений головного мозга разной локализации и латерализации на продуктивность номинации в процессах узнавания и воспроизведения в системах семантической и эпизодической памяти.
Методологическая основа исследования: концепция семантической и эпизодической памяти Э. Тульвинга; представления современных зарубежных авторов о половых и возрастных различиях в семантической и эпизодической памяти, о мозговой организации данных видов памяти; представления отечественных (А. Р. Лурия, Р. О. Якобсон, Л. С. Цветкова) и современных зарубежных авторов о мозговых механизмах номинативной функции речи, называния глаголов и существительных.
Методический аппарат. Все пациенты проходили общее нейропсихологическое обследование (А. Р. Лурия). В сфере семантической памяти для исследования процесса воспроизведения использовался фонетический вариант теста на вербальную беглость, для исследования процесса узнавания – процедура номинации отдельных объектов и действий, изображенных на картинках. Методика изучения процесса воспроизведения в эпизодической памяти состояла в запоминании сюжетной картинки и дальнейшем назывании по памяти всех объектов и действий, изображенных на данной картинке. Методика изучения процесса узнавания в эпизодической памяти включала в себя запоминание сюжетной картинки и дальнейшее называние по похожей, но немного измененной картинке, тех объектов и действий, которые присутствовали на исходной картинке.
Выводы. Возраст и пол здоровых участников, а также локализация и латерализация мозгового поражения пациентов значимо не влияют на продуктивность семантической и эпизодической памяти. Однако наблюдается значимое влияние части речи слова и наличия мозгового поражения на продуктивность извлечения слов из обеих систем памяти, а также значимое влияние уровня образования здоровых участников на продуктивность семантической памяти. Кроме того, отмечаются значимые связи между показателями семантической и эпизодической памяти у пациентов с поражениями головного мозга, а выявленные в исследовании тенденции свидетельствуют в пользу взаимосвязанности сетей мозгового обеспечения семантической и эпизодической памяти.
This research examines the actualization of information in semantic and episodic memory in healthy subjects and patients with brain lesions on the model of naming tasks, including naming of objects (and other phenomena) and actions produced by using nouns and verbs.
Keywords: semantic memory, episodic memory, nominative function of speech, the naming of nouns and verbs, free recall, recognition.
The object of the research: episodic and semantic memory, the nominative function of speech.
The subject of the research: naming of verbs and nouns in the processes of free recall and recognition by referring to semantic and episodic memory in healthy subjects and patients with organic brain lesions.
The goal of the research: to study the influence of the word class (noun or verb), the age and gender of healthy subjects, and the influence of brain lesions of different localization and lateralization on the productivity of the naming process in the recognition and free recall processes in systems of semantic and episodic memory.
Methodological basis of the research: the concept of semantic and episodic memory of E. Tulving; the views of contemporary international authors on the gender and age differences in semantic and episodic memory, on the brain organization of these types of memory; the views of domestic (A. Luria, R. Jakobson, L. Tsvetkova) and modern international authors on the brain organization of the nominative function of speech and the naming of verbs and nouns.
Methods. All patients underwent a general neuropsychological examination (A. Luria). In the sphere of semantic memory, a phonetic version of the «verbal fluency test» was used to study the free recall process and procedure of naming of object pictures and action pictures was used to study the recognition process. The technique of studying the process of free recall in episodic memory consisted of memorizing the story picture and further retrieving from the memory and naming of all the objects and actions that have been shown in this picture. The technique of studying the recognition process in episodic memory included memorizing the story picture and further finding in the similar, but slightly modified picture, and naming those objects and actions that that have been shown in the original picture.
Conclusions. Age and sex of healthy subjects, as well as localization and lateralization of patients' brain lesion, do not significantly affect the productivity of semantic and episodic memory. However, there is significant influence of the word class and the presence of brain damage on the productivity of word retrieval from both memory systems, and also significant influence of the educational level of healthy subjects on the productivity of semantic memory. Moreover, there are significant correlations between the indicators of semantic and episodic memory in patients with brain lesions, and the trends identified in the research indicate the interconnection of the brain networks of semantic and episodic memory.