Аннотация:Выпускная бакалаврская квалификационная работа А. И. Плетеневой посвящена формированию универсальных учебных действий при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе. Студентом отмечено, что овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте всех учебных предметов, в том числе и на уроках литературы. В работе обозначено, что главной целью школьного образования сегодня становится формирование у учащихся возможности самостоятельно, порой даже без помощи учителя ставить учебные цели и задачи, планировать пути их реализации, высказывать и аргументировать свою позицию, контролировать и оценивать свои достижения, уметь разрешать конфликтные ситуации. Актуальность исследования очевидна.
Структура работы продумана. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Во введении четко сформулированы актуальность исследования, обозначены цели и задачи, структура бакалаврской работы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе проанализированы работы, посвящённые понятию «универсальные учебные действия», его актуальности для современной школы и особенностям их формирования в образовании; выявлены особенности формирования универсальных учебных действий на уроках литературы: педагогические методы, технологии, позволяющие формировать личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия (на основе научно-методических работ по данному вопросу); рассмотрен роман А. С. Пушкина «Дубровский», выявлен потенциал художественного текста для формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Во второй главе проанализированы рабочие программы, учебники и учебно-методические статьи, в которых раскрывается существующая система работы по изучению романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.
В третьей главе приведен анализ результатов констатирующего эксперимента, представлены разработанные модели двух уроков по формированию коммуникативных универсальных учебных действий при изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.
В заключении дипломница подводит итоги исследования и отмечает те выводы, которые были ей важны.