Аннотация:Лишь небольшое число конфликтов в истории человечества привлекали за собой столь длительное и интенсивное участие международного общества, как в случае с Кипром. В той или иной форме «кипрский вопрос» затронул почти все государства Европы, и обратила на себя внимание международных организаций - Организация Объединенных Наций, Совет Европы, Североатланстический альянс, Европейский Союз. «Кипрской проблеме» уделял внимание почти каждый Генеральный Секретарь ООН, данный вопрос стоит на повестке дня Совета Безопасности ООН практически с 1964 г., и до настоящего момента Совет Безопасности принял почти 150 резолюций, направленных на урегулирование ситуации, а последнюю резолюцию Генеральная Ассамблея приняла в 2017 году.
С самого начала развития общественно-экономические отношения на территории о. Кипр характеризовались межобщинным укладом, различием религиозных идентичностей и межклассовыми противоречиями. Именно принцип биобщности был положен в основу становления государственности на Кипре, а попытки разрушения так называемой системы «сдержек и противовесов» привели к невозможности создания единого государства, эффективной системы управления и развития достойных экономических отношений.
Основыми причинами, которые послужили к возникновению ситуации конфликта, следует назнать: особенности колониальной политики Великобратании; возникновение и развитие идеи «энозис»; недостаточные усилия греческой стороны по обеспечению функционирования единого государства.
Начиная с шестидесятых годов XX века в рамках Организации Объединенных Наций предпринимаются услия по урегулированияю «кипрского кризиса», в частности речь идет о деятельности Совета Безопасности ООН, который в своих резолюциях неоднократно обязывал стороны воздерживаться от угрозы силы или ее применения как средства по урегулированию кипрской проблемы, выражал серьезную озабоченность сепаратисткими акциями на оккупированной части Республики Кипр, а также предлагал сторонам решить гуманитарную проблему, связанную с пропавшими без вести лицами; о деятельности Генеральной Ассамблеи ООН, которая призывала осуществлять в полном объеме права человека в отношении всех граждан Кипра, независимо от расовой принадлежности или религиозных убеждений, выражала озабоченность по поводу отсутствия прогресса в переговорах между общинами Кипра, а также высказывала сожаления о том, что часть территории Республики Кипр все еще оккупирована иностранными вооруженными силами; о деятельности Генеральных Секретарей ООН, которые выражали критику, как турецкой, так и греческой сторон, за отсутствие желания приходить к какому-либо согласию, предлагали сформировать единое государство на основе равенства обоих общин, а также призывали к выводу всех иностранных вооруженных сил и иностранного военного персонала с территории Кипра.
Отдельно следует отметить позицию Европейского Союза, который признал правосубъектность Республики Кипр и 16 апреля 2003 г. Кипр подписал Договор и Акт о присоединении, с дополнительным протоколом к нему, в которых оговаривалось, что «достояние сообщества» Acquis Commonautaire (совокупность различных принципов, правил и норм, накопленных в рамках ЕС и подлежащих обязательному сохранению в процессе деятельности ЕС и дальнейшего развития) временно не применяются на тех территориях Кипра, где правительство последнего не может осуществлять «эффективный контроль». Однако, стоит обратить внимание на то, что факт вхождения Кипра в ЕС впоследствии может иметь различные (в том числе и глубоко негативные) последствия.
Европейский Суд по правам человека в решениях вынесенных по индивидупльным и межгосударственным жалобам, поданным против Турции, признал наличие ситуации «эффективного контроля», при которой дно государство осуществляет определенный контроль над территорией или частью территории другого государства, и при этом нарушает положения Конвенции о защите прав и основных свобод; нарушение статьи 1 Протокола № 1 к ЕКПЧ, которое заключалось в длительном лишении возможности использования и управления собственностью, и отсутствии какой-либо компенсации за указанное вмешательство в имущественные права; а также нарушение требований ст. 5 ЕКПЧ в отношении безвестно отсутствующих, когда заявителям следственные процедуры были недоступны.
И в конце хотелось бы отметить, что в турецкой доктрине неоднократно отмечалась необходимость соблюдения Лондонско-Цюрихских соглашений, которые заложили основу порядка функционирования государственного управления на территории Кипра. Основами, которые должны обеспечить решение «кипрского вопроса», Турция видит: реализацию принципа биобщинности, который должен стать фундаментом всех сфер государстенно-политического управления и общественно-экономического устройств; реальное функционирование двух полноправных частей одного федерального государства и признание равного статуса общин, с определенной долей самостоятельности двух общин Кипра; а также демилитаризацию территории острова, при условии наличия безопасного режима и воостановления прав населения турецкой общины Кипра.