Организация, в которой проходила защита:
Институт русского языка имени А.С.Пушкина
Год защиты:2007
Аннотация:Данная исследовательская работа посвящена анализу единиц, принадлежащих к числу основных репрезентантов центральных для культуры (как таковой) концептуальных полей Свет и Тьма. Целью данного исследования явилось выявление, описание и структурирование существующих между анализируемыми единицами отношений в свете преподавания русского языка как неродного. Для достижения этой цели автору необходимо было решить ряд конкретных задач: проанализировать и обобщить существующий опыт изучения концептов и концептуальных полей, составить реестр единиц, включающих в себя анализируемые единицы, сформировать корпус текстов, в которых встретились данные единицы, разработать алгоритм анализа, применить его на практике и сделать внутренне непротиворечивые выводы и, наконец, выявить и системно представить «проблемные зоны» с точки зрения теории и практики РКИ.
Нельзя не отметить значительную научную смелость автора данной диссертационной работы, поскольку сама тема исследования (самостоятельно выбранная диссертантом) априори требует от исследователя широты эрудиции, глубины понимания изучаемых проблем и скрупулезности анализа.
Следует особо подчеркнуть безусловную актуальность и новизну проведенного Е.Г.Марочкиной исследования. Во-первых, до сих пор не является однозначно и полностью разработанной теория концепта и тем более концептуального поля, которое стало изучаться лишь в последние годы. Во-вторых, хотя концепты Свет и Тьма являлись предметом научных исследований, изучение концептуальных полей, формируемых данными концептами, еще никогда не проводилось. В-третьих, на сегодняшний день, насколько мне известно, не существует научных разработок данных концептуальных полей сквозь призму практики преподавания РКИ.
Е.Г.Марочкина продемонстрировала прекрасное знание работ по лингвистике, когнитивистике (в части концептологии), лингвокультурологии. Она тщательно провела большую предварительную работу, знакомясь с литературой по вопросу.